double arrow
Классический этап

Многие европейские мыслители XVII-XIX вв., в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс, задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общее! венной морали и традициях, характере наро­дов, поведении социальных типажей. В XVII—XVIII вв. впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: общество, культура, цивилизация, классы, структура, функция и др.

Возникновение в XIX в. опытной, эмпирической науки об обществе не случайно, а имеет определенные гносеологические и социально-экономичес­кие предпосылки. Это — эпоха естествознания, его идеалом является опыт­ное, «позитивное» знание. Наука не знает границ, естественно-научному методу подвластно все, в том числе мораль, право, общественное устрой­ство — все то, что раньше было предметом метафизики и спекулятивных домыслов.

Стилю научного мышления XIX в. были одинаково чужды как обскуран­тизм Средневековья, так и морализаторство просветителей. Говоря современ­ным языком, лидерами естествознания в XIX в. являлись физика (механика И. Ньютона) и биология (эволюционная теория видов Ч. Дарвина). Имен­но эти науки определяли стиль научного мышления своей эпохи. Особенно­сти данного стиля мышления наложили отпечаток на сам процесс форми­рования социологии. Общество стали рассматривать как объективное явле­ние, ничем в принципе не отличающееся от объектов познания физики и биологии. И достаточно долго опытная, позитивная наука об обществе на­зывалась социальной физикой, а ее разделы, по аналогии с механикой, на­зывались «социальная статика» и «социальная динамика».




Сообразуясь с научными идеалами своего времени, один из основателей социологического направления в криминологии Адольф Кетле писал: «Цель моя — показать, что в мире, где многие упорно видят только беспорядоч­ный хаос, существуют всесильные и неизменные законы». Законы, управ­ляющие социальными процессами, столь же точны и неизменны, как за­коны механики, и аналогичны им (действие равно противодействию; об­щество, как любая система, стремится к равновесию и т.д.). Эти законы едины для всех эпох и народов. Поэтому не случайно главный труд А. Кет­ле назывался «Человек и развитие его способностей, или Опыт социальной физики».






Сейчас читают про: