double arrow

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА


По Марксу, каждая формация составляет ступень в прогрессе человече­ства от первобытного общества через антагонистически классовые формации к коммунизму. Маркс выделил пять формаций, представляющих поступа­тельные ступени в развитии человеческого общества: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Но не все они одинаково ценны Для судьбы человечества. Три формации — рабовладельческая, феодальная

и капиталистическая — базируются на частной собственности и носят анта гонистический характер. Они никак не могут выступать гуманистической м0~ делью человеческого будущего. Первая формация — родоплеменная, хот признает коллективную собственность и исключает антагонизм, тоже н* способна служить ориентиром из-за своей примитивности. Три антагонис тические формации представляют, по Марксу, не историю, а лишь предыс­торию человечества. «...Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества»17. Но к предыстории надо отнести и первобытно-общинную формацию, ибо она предшествовала трем последу­ющим. Не может же в самом деле история человечества начаться, затем обо­рваться, исчезнуть и вновь появиться? Если все суммировать, то выходит следуя логике Маркса, что истории у нас с вами вовсе не было. «Подлинная» история человечества должна наступить с утверждением коммунистической формации. Но таковой никогда не было, стало быть, и истории у человече­ства не было. Тогда не понятно, как же мы до сих пор существовали? И что было вместо истории?




Теория истории Маркса является материалистической потому, что опре­деляющая роль в развитии общества принадлежит не сознанию, а бытию людей. Бытие определяет сознание, взаимоотношения людей, их поведение и взгляды. Фундаментом общественного бытия выступает общественное про­изводство. Оно представляет одновременно процесс и результат взаимодей­ствия производственных сил (орудия труда и люди) и производственных отношений. Совокупность не зависящих от сознания людей производствен­ных отношений составляет экономическую структуру общества — базис. Над базисом возвышается юридическая и политическая надстройка, включающая различные формы общественного сознания, в том числе религию и науку. Базис первичен, а надстройка вторична.

Согласно Марксу, общество не стоит на месте: оно постоянно развивает­ся, восходя от простого к сложному, преодолевая внутренние противоречия и проходя особые фазы — общественно-экономические формации. Всю ис­торию общества он разделил на этапы в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров (способов производства).



История начинается с первобытно-общинной формации, когда люди тру­дились сообща, не было частной собственности, эксплуатации, неравенства и социальных классов.

Вторым этапом является рабовладельческая формация, или способ произ­водства. Этот тип общества возник на развалинах первобытной общины, когда появились прибавочный продукт, безвозмездное присвоение чужого неоплаченного труда, частная собственность, государство и классы. Основ­ными классами считались рабы и рабовладельцы. Рабов захватывали во вре­мя бесчисленных войн и отдавали рабовладельцам в собственность. Они рас­поряжались рабами как говорящими орудиями.

На смену рабовладению пришел феодализм — способ производства, осно­ванный на эксплуатации лично и поземельно зависимых непосредственных производителей земельными собственниками. Он возник в конце V в. в ре­зультате разложения рабовладельческого, а в некоторых странах (в том чис­ле у восточных славян) первобытно-общинного строя. Главными признака-

17 Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 8.

ми феодального способа производства являются: господство натурального хозяйства; сочетание крупного феодального землевладения и мелкого кресть­янского (надельного) землепользования; личная зависимость крестьян от феодала, внеэкономическое принуждение крестьян к прибавочному труду; низкое состояние техники; политическое господство монарха, феодалов. Сущность основного экономического закона феодализма — производство прибавочного продукта в форме феодальной ренты — отработочной, продук­товой и денежной. Главным богатством и средством производства является земля, которая находится в частной собственности у феодала (помещика) и сдается крестьянину во временное использование (в аренду). Тот платит феодалу ренту, продуктами или деньгами, позволяя ему жить не только без­бедно, но и в праздной роскоши. За счет крестьян кормится государствен­ный аппарат и духовенство. Бароны, князья и графы создают собственные вооруженные отряды, жестоко борются между собой за новые территории, а с королем — за политическую власть.



Крестьянин более свободен, чем раб, но менее свободен, чем наемный рабочий, который становится наряду с собственником-предпринимателем главной фигурой на следующем этапе развития — капиталистическом. Ос­новным способом производства является добывающая и обрабатывающая промышленность. Феодализм серьезно подорвал основу своего экономичес­кого благополучия — крестьянское население, значительная часть которого разорилась и превратилась в пролетариев — людей без собственности и ста­туса. Они заполнили города, где в это время начинают строиться фабрики и заводы. Дальновидные помещики и сметливые купцы догадались, что наи­более производительный фактор — юридически свободный рабочий, регу­лярно получающий заработную плату. Рабочие заключают с работодателем контракт, или договор, который огра­ничивает эксплуатацию определенны­ми нормами, согласованными с юри­дическими законами. Собственник предприятия не складывает деньги в сундук, а пускает свой капитал в обо­рот. Получаемая ими прибыль зависит от ситуации на рынке, искусства уп­равления и рациональности организации труда.

Завершает историю коммунистическая формация, которая возвращает лю­дей к первобытному равенству, но на более высокой материальной основе. Предшествующие формации позаботились о том, чтобы технический про­гресс довести до наивысшей точки. При капитализме впервые наука превра­тилась в непосредственную производительную силу общества. Именно ка­питализм объединил людей, организовал рабочих в самостоятельный класс, готовый взять власть в свои руки. Пройдя школу индустриального труда, пролетариат научился управлять производством и обходиться без помощи капиталистов. В планово организованном коммунистическом обществе не будет частной собственности, неравенства, социальных классов и государ­ства как машины подавления.

Коммунизм проходит в своем развитии низшую фазу — социализм и выс­шую — непосредственно коммунизм. Согласно Марксу, это бесклассовое

общество с высоким уровнем производительных сил, сознания и культурЬ] когда труд превращается в жизненную потребность и действует принцип «каждого по способностям, каждому по потребностям», государство сменя­ется самоуправлением граждан. По мысли Маркса, это истинное царство свободы, когда «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». В России после Октябрьской революции 1917 г. была пред­принята попытка непосредственного перехода к коммунизму («военный коммунизм»), закончившаяся провалом. В СССР вульгарно-догматическая утопия в теории сочеталась с практикой авторитарно-бюрократического то­талитаризма, что привело к краху как СССР, так и мировую социалистичес­кую систему.

Согласно точке зрения Маркса, формации — это «ступени» развития об­щества, от наименее прогрессивной к наиболее прогрессивной. Выяснив, к какой формации относится то или иное общество, социолог получает воз­можность определить его исторический возраст. А это значит, что форма-ционная теория Маркса — это историческая шкала времени развития чело­вечества. Правда, она градуирована не по годам, археологическим или гео­логическим эпохам, а иным способом. Если знать, сколько отмерено рабовладельческому строю или капитализму, можно узнать, когда один строй сменится другим, более прогрессивным общественным строем. При­чем признаки распада и зарождения нового (в недрах старого общества) оп­ределяются на основе качественных, а не количественных методов. Сиг­нальная лампочка зажигается в тот момент, когда производительные силы переросли те производственные отношения, которые навязывает им их фор­мация, скажем феодализм. Тогда производительные силы (разумеется, не вещественный, а человеческий их компонент) готовы взбунтоваться либо сама история распоряжается судьбой формации, обходясь без революцион­ных масс, но своими средствами — логикой объективных законов, которым подчиняется каждое общество, вынуждает одну формацию уступить место другой.

Социальные изменения в обществе всегда начинаются снизу — с преоб­разования производительных сил, например в ходе индустриальной револю­ции, и изменения характера производственных отношений, в частности от­ношения господства и подчинения на отношения равенства и справедливо­сти. Часть производительных сил, скажем рабочий класс, осознавший свою историческую миссию по освобождению всего общества от эксплуатации, организуется в политическую партию и выдвигает вождей из числа прогрес­сивно мыслящей интеллигенции.

Смена одного типа общества другим происходит как динамический про­цесс — через механизм классовой борьбы. Самыми конфликтными считаются общества, где существуют частная собственность, разъединяющая людей. неодинаковое отношения к средствам производства и антагонистические классы, конкурирующие за ограниченное количество жизненных благ. Под такую характеристику подпадают рабовладение, феодализм и капитализм, которые постоянно сотрясают классовые битвы между рабами и рабовладель­цами, крестьянами и помещиками, рабочими и капиталистами.

Функционирование и смена формаций подчиняются общим законам, связывающим их в единый процесс поступательного движения человечества. В то же время каждая формация имеет свои особые законы возникновения и

развития. Единство исторического процесса не означает, что каждый соци­альный организм проходит все формации. Их проходит человечество в це­лом, «подтягиваясь» к тем странам и регионам, где победил наиболее про­грессивный в данную историческую эпоху способ производства и развились соответствующие ему надстроечные формы.

Каждая общественная формация имеет свои собственные этапы и стадии развития. «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех обществен­ных отношений, при которых совершается труд»18. Первобытное общество за тысячелетия своего существования прошло путь от человеческой орды до родоплеменного строя и сельской общины, капиталистическое общество — от мануфактуры до машинного производства, от эпох господства свободной конкуренции до эпохи монополистического капитализма. Коммунистичес­кая формация имеет две основные фазы — социализм и коммунизм. Каждый этап характеризуется общими и специфическими закономерностями, кото­рые вносят изменения в социальную структуру общества, общественную организацию труда, быт людей, видоизменяют надстройку общества. Такие этапы в развитии формации называют обычно периодами или эпохами.

Переход от одной формации к другой осуществляется революционным путем. В тех случаях, когда формации однотипны (например, рабство, фео­дализм и капитализм основаны на эксплуатации трудящихся владельцами средств производства), может наблюдаться процесс постепенного вызрева­ния нового общества в недрах старого (скажем, капитализма в недрах фео­дализма), но переход от старого общества к новому завершается революци­онным скачком.

Когда производственные отношения находятся в соответствии с уровнем и характером производительных сил, общество процветает, его экономика развивается быстрыми темпами. Когда производительные силы перераста­ют узкие рамки производственных отношений, в обществе формируются противоречия и социальная напряженность. Общество постепенно перехо­дит от процветания к застою, темпы роста общественного производства сни­жаются. Устаревшие производственные отношения тормозят развитие про­изводительных сил. Если противоречие углубляется и доходит до некой кри­тической черты, столкновение новых производительных сил со старыми производственными отношениями переходит в стадию открытого конфлик­та, который разрешается в ходе социальной революции. Она устраняет ста­рые производственные отношения, заменяя их новыми, более прогрессив­ными.

На известной ступени своего развития материальные и производитель­ные силы общества приходят в противоречие с существующими про­изводственными отношениями или — что является только юридичес­ким выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производитель­ных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции19.

18 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 191.

19 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.

При коренном изменении экономических, а вслед за ними и всех других отношений социальная революция отличается особой глубиной и является началом переходного периода, в течение которого осуществляется револю­ционное преобразование общества. Содержание и длительность переходно­го периода определяются уровнем экономического и культурного развития страны, остротой классовых конфликтов, международной обстановкой и др Во всемирной истории переходные эпохи представляют собой такое же за­кономерное явление, как и сложившиеся формации, и в своей совокупнос­ти охватывают значительные отрезки истории.

Каждая новая общественная формация, отрицая предыдущую, сохраняет и развивает ее достижения, нередко вопреки собственным интересам. Рань­ше всех на Земле появился первобытный строй. Но он не исчез окончатель­но: в Новой Гвинее и других затерянных уголках планеты до сих пор обна­руживают примитивные племена. Вторым появилось рабовладение, но и оно не уничтожено до конца. Рабский труд существовал на обширных участках планеты в самые разные эпохи и на всех континентах. Он сохранился и се­годня, в одних случаях в своих варварских формах (рабский труд в современ­ной Чечне), в других— цивилизованных (современная проституция). Фео­дализм возник позже, но и он в трансформированном виде существовал в СССР и существует ныне в ряде африканских и азиатских стран. Не сказал последнего слова и самый молодой уклад — капиталистический, которому. по всей видимости, предстоит еще долгий путь.

Переход от одной формации к другой, способной создать более высокие производственные мощности, более совершенную систему экономических, политических и духовных отношений, составляет содержание историческо­го прогресса.

Введение понятия формации в социологический анализ, по мнению В.Ф. Анурина20, дает ряд преимуществ. Во-первых, оно позволяет отли­чить один период развития общества от другого по достаточно четким кри­териям. Во-вторых, с его помощью можно найти общие сущностные чер­ты в жизнедеятельности различных обществ (стран и народов), находя­щихся на одинаковой ступени разви­тия даже в различные исторические периоды, объяснить различия в разви­тии обществ, сосуществующих в один и тот же период, но обладающих раз­ными способами производства. В-третьих, формационный подход позво­ляет анализировать общество как единый социальный организм, т.е. рассмат­ривать все общественные явления (на основе того или иного способа производства) в органическом единстве и взаимодействии. В-четвертых, этот подход дает возможность свести стремления и действия отдельных лич­ностей к действиям больших масс людей (последнее можно рассматривать как недостаток).

Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. Н. Новгород-1998.







Сейчас читают про: