Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА




По Марксу, каждая формация составляет ступень в прогрессе человече­ства от первобытного общества через антагонистически классовые формации к коммунизму. Маркс выделил пять формаций, представляющих поступа­тельные ступени в развитии человеческого общества: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Но не все они одинаково ценны Для судьбы человечества. Три формации — рабовладельческая, феодальная

и капиталистическая — базируются на частной собственности и носят анта гонистический характер. Они никак не могут выступать гуманистической м0~ делью человеческого будущего. Первая формация — родоплеменная, хот признает коллективную собственность и исключает антагонизм, тоже н* способна служить ориентиром из-за своей примитивности. Три антагонис тические формации представляют, по Марксу, не историю, а лишь предыс­торию человечества. «...Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества»17. Но к предыстории надо отнести и первобытно-общинную формацию, ибо она предшествовала трем последу­ющим. Не может же в самом деле история человечества начаться, затем обо­рваться, исчезнуть и вновь появиться? Если все суммировать, то выходит следуя логике Маркса, что истории у нас с вами вовсе не было. «Подлинная» история человечества должна наступить с утверждением коммунистической формации. Но таковой никогда не было, стало быть, и истории у человече­ства не было. Тогда не понятно, как же мы до сих пор существовали? И что было вместо истории?

Теория истории Маркса является материалистической потому, что опре­деляющая роль в развитии общества принадлежит не сознанию, а бытию людей. Бытие определяет сознание, взаимоотношения людей, их поведение и взгляды. Фундаментом общественного бытия выступает общественное про­изводство. Оно представляет одновременно процесс и результат взаимодей­ствия производственных сил (орудия труда и люди) и производственных отношений. Совокупность не зависящих от сознания людей производствен­ных отношений составляет экономическую структуру общества — базис. Над базисом возвышается юридическая и политическая надстройка, включающая различные формы общественного сознания, в том числе религию и науку. Базис первичен, а надстройка вторична.

Согласно Марксу, общество не стоит на месте: оно постоянно развивает­ся, восходя от простого к сложному, преодолевая внутренние противоречия и проходя особые фазы — общественно-экономические формации. Всю ис­торию общества он разделил на этапы в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров (способов производства).




История начинается с первобытно-общинной формации, когда люди тру­дились сообща, не было частной собственности, эксплуатации, неравенства и социальных классов.

Вторым этапом является рабовладельческая формация, или способ произ­водства. Этот тип общества возник на развалинах первобытной общины, когда появились прибавочный продукт, безвозмездное присвоение чужого неоплаченного труда, частная собственность, государство и классы. Основ­ными классами считались рабы и рабовладельцы. Рабов захватывали во вре­мя бесчисленных войн и отдавали рабовладельцам в собственность. Они рас­поряжались рабами как говорящими орудиями.

На смену рабовладению пришел феодализм — способ производства, осно­ванный на эксплуатации лично и поземельно зависимых непосредственных производителей земельными собственниками. Он возник в конце V в. в ре­зультате разложения рабовладельческого, а в некоторых странах (в том чис­ле у восточных славян) первобытно-общинного строя. Главными признака-

17 Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 8.

ми феодального способа производства являются: господство натурального хозяйства; сочетание крупного феодального землевладения и мелкого кресть­янского (надельного) землепользования; личная зависимость крестьян от феодала, внеэкономическое принуждение крестьян к прибавочному труду; низкое состояние техники; политическое господство монарха, феодалов. Сущность основного экономического закона феодализма — производство прибавочного продукта в форме феодальной ренты — отработочной, продук­товой и денежной. Главным богатством и средством производства является земля, которая находится в частной собственности у феодала (помещика) и сдается крестьянину во временное использование (в аренду). Тот платит феодалу ренту, продуктами или деньгами, позволяя ему жить не только без­бедно, но и в праздной роскоши. За счет крестьян кормится государствен­ный аппарат и духовенство. Бароны, князья и графы создают собственные вооруженные отряды, жестоко борются между собой за новые территории, а с королем — за политическую власть.



Крестьянин более свободен, чем раб, но менее свободен, чем наемный рабочий, который становится наряду с собственником-предпринимателем главной фигурой на следующем этапе развития — капиталистическом. Ос­новным способом производства является добывающая и обрабатывающая промышленность. Феодализм серьезно подорвал основу своего экономичес­кого благополучия — крестьянское население, значительная часть которого разорилась и превратилась в пролетариев — людей без собственности и ста­туса. Они заполнили города, где в это время начинают строиться фабрики и заводы. Дальновидные помещики и сметливые купцы догадались, что наи­более производительный фактор — юридически свободный рабочий, регу­лярно получающий заработную плату. Рабочие заключают с работодателем контракт, или договор, который огра­ничивает эксплуатацию определенны­ми нормами, согласованными с юри­дическими законами. Собственник предприятия не складывает деньги в сундук, а пускает свой капитал в обо­рот. Получаемая ими прибыль зависит от ситуации на рынке, искусства уп­равления и рациональности организации труда.

Завершает историю коммунистическая формация, которая возвращает лю­дей к первобытному равенству, но на более высокой материальной основе. Предшествующие формации позаботились о том, чтобы технический про­гресс довести до наивысшей точки. При капитализме впервые наука превра­тилась в непосредственную производительную силу общества. Именно ка­питализм объединил людей, организовал рабочих в самостоятельный класс, готовый взять власть в свои руки. Пройдя школу индустриального труда, пролетариат научился управлять производством и обходиться без помощи капиталистов. В планово организованном коммунистическом обществе не будет частной собственности, неравенства, социальных классов и государ­ства как машины подавления.

Коммунизм проходит в своем развитии низшую фазу — социализм и выс­шую — непосредственно коммунизм. Согласно Марксу, это бесклассовое

общество с высоким уровнем производительных сил, сознания и культурЬ] когда труд превращается в жизненную потребность и действует принцип «каждого по способностям, каждому по потребностям», государство сменя­ется самоуправлением граждан. По мысли Маркса, это истинное царство свободы, когда «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». В России после Октябрьской революции 1917 г. была пред­принята попытка непосредственного перехода к коммунизму («военный коммунизм»), закончившаяся провалом. В СССР вульгарно-догматическая утопия в теории сочеталась с практикой авторитарно-бюрократического то­талитаризма, что привело к краху как СССР, так и мировую социалистичес­кую систему.

Согласно точке зрения Маркса, формации — это «ступени» развития об­щества, от наименее прогрессивной к наиболее прогрессивной. Выяснив, к какой формации относится то или иное общество, социолог получает воз­можность определить его исторический возраст. А это значит, что форма-ционная теория Маркса — это историческая шкала времени развития чело­вечества. Правда, она градуирована не по годам, археологическим или гео­логическим эпохам, а иным способом. Если знать, сколько отмерено рабовладельческому строю или капитализму, можно узнать, когда один строй сменится другим, более прогрессивным общественным строем. При­чем признаки распада и зарождения нового (в недрах старого общества) оп­ределяются на основе качественных, а не количественных методов. Сиг­нальная лампочка зажигается в тот момент, когда производительные силы переросли те производственные отношения, которые навязывает им их фор­мация, скажем феодализм. Тогда производительные силы (разумеется, не вещественный, а человеческий их компонент) готовы взбунтоваться либо сама история распоряжается судьбой формации, обходясь без революцион­ных масс, но своими средствами — логикой объективных законов, которым подчиняется каждое общество, вынуждает одну формацию уступить место другой.

Социальные изменения в обществе всегда начинаются снизу — с преоб­разования производительных сил, например в ходе индустриальной револю­ции, и изменения характера производственных отношений, в частности от­ношения господства и подчинения на отношения равенства и справедливо­сти. Часть производительных сил, скажем рабочий класс, осознавший свою историческую миссию по освобождению всего общества от эксплуатации, организуется в политическую партию и выдвигает вождей из числа прогрес­сивно мыслящей интеллигенции.

Смена одного типа общества другим происходит как динамический про­цесс — через механизм классовой борьбы. Самыми конфликтными считаются общества, где существуют частная собственность, разъединяющая людей. неодинаковое отношения к средствам производства и антагонистические классы, конкурирующие за ограниченное количество жизненных благ. Под такую характеристику подпадают рабовладение, феодализм и капитализм, которые постоянно сотрясают классовые битвы между рабами и рабовладель­цами, крестьянами и помещиками, рабочими и капиталистами.

Функционирование и смена формаций подчиняются общим законам, связывающим их в единый процесс поступательного движения человечества. В то же время каждая формация имеет свои особые законы возникновения и

развития. Единство исторического процесса не означает, что каждый соци­альный организм проходит все формации. Их проходит человечество в це­лом, «подтягиваясь» к тем странам и регионам, где победил наиболее про­грессивный в данную историческую эпоху способ производства и развились соответствующие ему надстроечные формы.

Каждая общественная формация имеет свои собственные этапы и стадии развития. «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех обществен­ных отношений, при которых совершается труд»18. Первобытное общество за тысячелетия своего существования прошло путь от человеческой орды до родоплеменного строя и сельской общины, капиталистическое общество — от мануфактуры до машинного производства, от эпох господства свободной конкуренции до эпохи монополистического капитализма. Коммунистичес­кая формация имеет две основные фазы — социализм и коммунизм. Каждый этап характеризуется общими и специфическими закономерностями, кото­рые вносят изменения в социальную структуру общества, общественную организацию труда, быт людей, видоизменяют надстройку общества. Такие этапы в развитии формации называют обычно периодами или эпохами.

Переход от одной формации к другой осуществляется революционным путем. В тех случаях, когда формации однотипны (например, рабство, фео­дализм и капитализм основаны на эксплуатации трудящихся владельцами средств производства), может наблюдаться процесс постепенного вызрева­ния нового общества в недрах старого (скажем, капитализма в недрах фео­дализма), но переход от старого общества к новому завершается революци­онным скачком.

Когда производственные отношения находятся в соответствии с уровнем и характером производительных сил, общество процветает, его экономика развивается быстрыми темпами. Когда производительные силы перераста­ют узкие рамки производственных отношений, в обществе формируются противоречия и социальная напряженность. Общество постепенно перехо­дит от процветания к застою, темпы роста общественного производства сни­жаются. Устаревшие производственные отношения тормозят развитие про­изводительных сил. Если противоречие углубляется и доходит до некой кри­тической черты, столкновение новых производительных сил со старыми производственными отношениями переходит в стадию открытого конфлик­та, который разрешается в ходе социальной революции. Она устраняет ста­рые производственные отношения, заменяя их новыми, более прогрессив­ными.

На известной ступени своего развития материальные и производитель­ные силы общества приходят в противоречие с существующими про­изводственными отношениями или — что является только юридичес­ким выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производитель­ных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции19.

18 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 191.

19 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.

При коренном изменении экономических, а вслед за ними и всех других отношений социальная революция отличается особой глубиной и является началом переходного периода, в течение которого осуществляется револю­ционное преобразование общества. Содержание и длительность переходно­го периода определяются уровнем экономического и культурного развития страны, остротой классовых конфликтов, международной обстановкой и др Во всемирной истории переходные эпохи представляют собой такое же за­кономерное явление, как и сложившиеся формации, и в своей совокупнос­ти охватывают значительные отрезки истории.

Каждая новая общественная формация, отрицая предыдущую, сохраняет и развивает ее достижения, нередко вопреки собственным интересам. Рань­ше всех на Земле появился первобытный строй. Но он не исчез окончатель­но: в Новой Гвинее и других затерянных уголках планеты до сих пор обна­руживают примитивные племена. Вторым появилось рабовладение, но и оно не уничтожено до конца. Рабский труд существовал на обширных участках планеты в самые разные эпохи и на всех континентах. Он сохранился и се­годня, в одних случаях в своих варварских формах (рабский труд в современ­ной Чечне), в других— цивилизованных (современная проституция). Фео­дализм возник позже, но и он в трансформированном виде существовал в СССР и существует ныне в ряде африканских и азиатских стран. Не сказал последнего слова и самый молодой уклад — капиталистический, которому. по всей видимости, предстоит еще долгий путь.

Переход от одной формации к другой, способной создать более высокие производственные мощности, более совершенную систему экономических, политических и духовных отношений, составляет содержание историческо­го прогресса.

Введение понятия формации в социологический анализ, по мнению В.Ф. Анурина20, дает ряд преимуществ. Во-первых, оно позволяет отли­чить один период развития общества от другого по достаточно четким кри­териям. Во-вторых, с его помощью можно найти общие сущностные чер­ты в жизнедеятельности различных обществ (стран и народов), находя­щихся на одинаковой ступени разви­тия даже в различные исторические периоды, объяснить различия в разви­тии обществ, сосуществующих в один и тот же период, но обладающих раз­ными способами производства. В-третьих, формационный подход позво­ляет анализировать общество как единый социальный организм, т.е. рассмат­ривать все общественные явления (на основе того или иного способа производства) в органическом единстве и взаимодействии. В-четвертых, этот подход дает возможность свести стремления и действия отдельных лич­ностей к действиям больших масс людей (последнее можно рассматривать как недостаток).

Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. Н. Новгород-1998.





Дата добавления: 2015-05-15; просмотров: 722; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8472 - | 7023 - или читать все...

Читайте также:

 

18.215.161.19 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.