Пассионарии, «гармоничники» и субпассионарии

Этногенез — исторический промежуток жизни народа — характеризует­ся, как и у человеческого организма, набором и сбросом жизненной энер­гии. Каждый народ когда-то рождается, растет и набирается сил, достигает своего апогея, а затем увядает и гибнет. Но до тех пор он полон энергии и жизненных сил. В человеческом организме биение жизни обеспечивают эрит­роциты (от греч. erythros — красный и kytos — вместилище, клетка) — безъ­ядерные клетки крови в замкнутой кровеносной системе, содержащие гемо­глобин (их называют еще красными кровяными тельцами). Они жизненно необходимы нашему организму, поскольку переносят кислород от легких к тканям тела, а от них к легким — углекислый газ. В теории Гумилева функ­цию эритроцитов выполняет особая социальная группа — пассионарии (от лат. passio — страсть). К пассионариям Гумилев относит конкистадоров, земле­проходцев, поэтов, полководцев. Пассионарии — сверхактивные индивиды, обладающие избытком энергии, благодаря которой они способны творить чудеса. Волевые и отважные, они готовы всем пожертвовать во имя своих идеалов и высоких целей. Пассионарий первым берет в руки оружие, когда на страну нападает враг, ищет боя, но с не меньшим пылом он совершает научные открытия, пишет книги, хранит и распространяет веру.

Кроме них российский ученый выделял еще две категории — субпассио­нарии и гармонические личности. Если пассионарии в биологическом и соци­альном смысле сверхактивны, то их антиподы — субпассионарии — сверх­пассивны. Часто они становятся жертвой «активистов», если те отрицатель­но заряжены. У гармонических личностей активности и пассивности поровну. Из них состоит большинство населения любой страны, если она не переживает каких-то катастроф, революций и прочих потрясений.

В обществе, переживающем стационарную фазу развития, три категории Гумилева подчиняются закону нормального распределения (рис. 33).

Пассионарии и субпассионарии — чрезмерно активные и чрезмерно пас­сивные категории населения — в стабильном обществе составляют статисти­ческое меньшинство — по 15%. Середину статистического континуума, под­чиняющегося закону больших чисел, составляют индивиды, у которых обе крайности соединяются таким образом, что уравновешивают друг друга.

Согласно Гумилеву, пассионарный импульс математически может высту­пать количественной мерой, на основании которой можно построить типоло­гию пассионариев, «гармоничников» и субпассионариев, т.е. «правомочно классифицировать особей: на пассионариев (Р > 1), гармоничных = 0 й субпассионариев (Р< 1). У гармонических личностей импульсы пассионар-ности и инстинкта самосохранения уравновешиваются»24. Таким образом, если за единицу принимается «импульс инстинкта самосохранения», то пассиона­рии получают коэффициент пассионарности Р > 1, «гармоничники» Р ~ ' и субпассионарии Р< 1 (табл. 1). Если «гармоничников» поместить в начало си­стемы координат как центрообразующее начало, то их пассионарный импульс

24 См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 327, 282.

будет равен 0; соответственно пассионарии будут обладать положительным потенциалом (+), а субпассионарии — отрицательным (—).

Таблица 1 Распределение пассионарных импульсов в теории Гумилева

Рис. 33. Нормальное распределение пассионарных категорий населения в стационарном обществе

Пассионарии «Гармоничники» Субпассионарии
Р> 1 Р=1 Р<1
+   -

В зависимости от ситуации «гармоничники» готовы стать то сторонника­ми пассионариев, то сочувствующими субпассионариям.

Пассионарии — это лидеры, активисты, вожди, которые берут на себя повышенные обязательства и ответственность, выступают с инициативой и передовыми начинаниями, проводят в жизнь какие-либо проекты. Они пе­реносят по телу общества идеи, проекты, принципы, теории, идеологемы. Ведь для общества информация и обмен ею не менее важны, чем обмен кро­ви в организме. Пассионарии — активные творцы истории. Они не могут находиться в покое, они постоянно движутся, заставляя вслед за собой дви­гаться и всех остальных. Пророк Мухаммед, Александр Невский, Иван Гроз­ный, Жанна д'Арк, Ричард Львиное Сердце, Петр I, В. Ленин и И. Сталин, Наполеон и Александр Македонский, Мао Цзэдун и Пол Пот — яркие пред­ставители пассионариев. Среди них нет Л. Брежнева или Николая II, хотя они внесли огромный вклад в развитие российской державы. Можно по долж-

ности быть вождем, но не пассионарием. У пассионариев нет должности поэтому они могут принадлежать к любому сословию. У них нет валентно ' ти, поэтому пассионарии не обязаны иметь только положительную доминан" ту. Они творят как добро, так и зло.

Субпассионариев Гумилев характеризует как людей с отрицательной пае сионарностью. «Их поступками управляют импульсы, вектор которых про" тивоположен пассионарному напряжению»25. Они не занимаются произво дительным трудом, т.е. ведут себя как социальные паразиты, существуя за счет других представителей этноса. К ним относятся бродяги, профессио­нальные солдаты-наемники (ландскнехты), разбойники, нищие, бомжи босяки, люмпен-пролетарии, чернь, преступники — от мелких воришек до рядовых членов банд и иных преступных сообществ, и прочие отбросы об­щества. Ихжертвами становятся носители нулевой пассионарное™ («гармо-ничники»), т.е. основная масса населения.

Обычно субпассионарии скапливаются в крупных городах, где есть воз­можность жить, не работая, а паразитируя, и развлекаться. Такое сосредото­чение субпассионариев приводит к росту алкоголизма, ситуативной преступ­ности, наркомании, стихийных беспорядков26. Самой благоприятной соци­альной средой для них выступает не социальная организация, скажем предприятие, банк, школа или поликлиника, где надо дисциплинированно и кропотливо трудиться, а толпа, сборище, тусовка, где можно стать неза­метным, расслабиться, предаться наслаждениям. Сборища футбольных фа­натов — пример такой среды. В толпе или группе, находясь в состоянии аф­фекта, алкогольного или наркотического опьянения, они способны на ван­дализм, разбой и убийство. Здесь они становятся анонимными, у них появляется возможность переложить ответственность на ситуацию или груп­пу. В периоды смут субпассионарии часто образуют банды, промышляющие разбоем, во главе которых находятся пассионарии с негативным, разруши­тельным, вектором (вожаки, главари, мафиози и прочие руководители пре­ступных групп и организаций).

По мнению С. Рубина27, в триаде пассионарии—«гармоничники»-субпас-сионарии возможны как прямые, так и обратные переходы. Пассионарий может превратиться в субпассионария в силу объективных (полученная на производстве или в быту инвалидность, безработица и вытекающее из нее нищенство) и субъективных (упадок духа и проистекающее из него пьянство. что нередко наблюдается у художников, поэтов и вообще творческих людей) обстоятельств. Пассионарий, занимающий высокую государственную долж­ность, может организовать преступную группу, т.е. стать антипассионарием. С достижением преклонного возраста любой пассионарий становится «гармо-ничником», а затем субпассионарием. Возможны и обратные трансформации. Бывший «вор в законе», т.е. антипассионарий, может стать преуспевающим предпринимателем или депутатом парламента, т.е. превратиться в пассиона­рия. Большевики, бывшие при царском режиме антипассионариями, после Октябрьской революции 1917 г. стали пассионариями. И наоборот, в анти пас-

25 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 284, 285.

26 Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд.

27 Там же.

сионариев превратились те, кто до захвата власти большевиками были пасси­онариями — политическая элита, дворянство, крупная буржуазия.

Интересно спроецировать концепцию этногенеза Гумилева, в том ее раз­деле, который касается пассионариев, на иерархическую теорию потребно­стей крупного американского социального психолога А. Маслоу (кстати, рус­ского по происхождению — его родители эмигрировали из Одессы в начале XX в.). Напомним, порядок потребностей Маслоу назвал иерархическим потому, что они располагаются по восходящей линии от низших (материаль­ных) до высших (духовных):

I. Физиологические, витальные, потребности — в сексе, пище, дыхании,физических движениях, одежде, жилище, отдыхе.

II. Экзистенциальные потребности, или потребности в безопасности су­ществования, как бы распадаются на два разряда — физические и эко­номические. Физическая безопасность — это, например, потребностьв сохранении здоровья, в отсутствии насилия над личностью и жизньючеловека. Выражаясь более широко, т.е. экзистенциально, речь идет обуверенности в завтрашнем дне, о стабильности условий жизнедеятель­ности, потребности в определенном порядке, стремлении избежатьнесправедливого обращения. Экономические потребности обретаютсяв сфере труда: гарантия занятости, страхование от несчастных случаев,желание иметь постоянные средства существования (заработок).

III.Социальные потребности проистекают из нашей коллективной при­роды мы хотим дружбы и привязанности, принадлежности к группе, желаем общения, участвовать в формальной или неформальной орга­низации, заботиться о другом и испытывать внимание к себе, помогать близким.

IV. Престижные потребности сводятся к уважению со стороны «значи­мых других», служебному росту, достижению статуса, престижа, неза­висимости, признания и высокой оценки; их еще называют потребно­стями в оценке или эгоистическими потребностями, ибо они ориенти­рованы на самого себя.

V. Духовные потребности — в самовыражении через творчество, это по­требность реализовать все, на что способен человек.

Субпассионарии ориентированы на так называемые первичные, или био­логические, потребности — в еде, жилье, одежде и т.п. Уровень социальных притязаний низшего класса, который в основном и состоит из субпассиона­риев, невысок. «Гармоничники», составляющие средний класс, ориентиро­ваны на социальные и престижные потребности, т.е. они нуждаются в хоро­шо оплачиваемой и престижной работе, дружбе и привязанности, принад­лежности к группе, участии в принятии управленческих решений. Кроме того, они ориентированы на карьеру или свой бизнес, профессиональный рост и приобретение модных вещей. Круг интересов и ценностных ориента­ции пассионариев сосредоточен преимущественно на высших, духовных потребностях — они заключаются в самовыражении.

По мнению В.Л. Махнача, численность пассионариев в этносе не дости­гает 1%, а субпассионариев — не более 2—3% (и те, и другие составляют в этносе явное меньшинство)28. «Гармоничники» составляют подавляющее большинство членов этноса, они «интеллектуально полноценны, работоспо-

Махнач В.Л. Основы этнологии.

собны, уживчивы, но не сверхактивны. Более того, безудержное сгорани другого человека, немыслимое без пассионарного принесения себя в жепт ву, таким людям чуждо и антипатично. Люди этого склада — крайне важный элемент в теле этноса. Они воспроизводят его, умеряют вспышки пассионап ности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится вне шний враг»29.

Рис. 34. Связь теорий Гумилева и Маслоу

Применение теории Маслоу к учению Гумилева (рис. 34), на наш взгляд, позволяет расширить его познавательные возможности и включить его в более широкую структуру гуманитарного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: