Пассионарное поле

Когда пассионарии заражают «гармоничников», происходит явление. похожее на самонаведение индукции в электрофизике. Собственно так его Гумилев и называет — пассионарной индукцией, когда настроение и пове­дение обычных людей изменяется в присутствии пассионариев. А где есть индукция, там должно существовать и поле. Гумилев вводит понятие пасси­онарного поля.

Биосоциальная энергия, которой наделены выдающиеся люди, ученый называет пассионарностью. «Пассионарность — это биологический при-

33 Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993. С. 41.

34 Рубин С. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева: современный взгляд.

35 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 276.

36 Коваленко М.И. Указ. соч.

знак... Пассионарии самим фактом своего существования нарушают при­вычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели... Пассионарность отдельного человека сопряга­ется с любыми способностями: высокими, малыми, средними; она не за­висит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного че­ловека; она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие»37. Пассионарность обладает и рядом других свойств, к примеру, будучи биологическим свойством человека, она пере­дается по наследству.

Пассионарность напоминает электрический ток, который можно передать другому источнику, но прежде надо выработать самому. Поэтому пассионар­ность является: а) врожденной способностью особой категории людей — пассионариев (аналог источников электрического тока); б) состоянием поля вокруг источника, такой биоэнергетической субстанцией, которая может источаться и восприниматься, т.е. своего рода магнетизмом.

Пассионарная личность создает вокруг себя особое напряжение, которое можно назвать «энергетическим полем или сочетанием полей», писал Гуми­лев в книге «География этноса в исторический период». Пассионарии зара­жают окружающих своей неуемной энергией, у них появляются последова­тели, поклонники, сочувствующие и противодействующие их начинаниям. Так брошенный в воду камень распространяет вокруг себя волновые круги. Новые идеи, овладевая чужими умами и душами, вдохновляют последова­телей на великие свершения. Строительство Днепрогэса и Магнитки, стро­ительство Комсомольска-на-Амуре, неслыханные темпы индустриализации и коллективизации — все это примеры героического подвижничества совет­ских людей в 1930-е гг. Благодаря Корчагиным и Стахановым в российском обществе сформировалось особое пассионарное поле. Его потенциал был столь велик, что его хватило и на то, чтобы выиграть в 1940-е гг. Великую Отечественную войну, а в 1960-е ударными темпами строить коммунизм. Социальная энергия пассионарности стала сходить на нет в 1970-е гг., а в 1980-е, когда наступил глобальный кризис социализма, и вовсе исчезла. Для нового пассионарного толчка потребовалось резко изменить историчес­кую ориентацию общества — перейти от социализма к капитализму.

Взаимодействуя между собой, пассионарные поля объединяют их носи­телей (пассионариев) в социальные институты — общины, философские школы, дружины, партии, шайки и т.д. В отечественных войнах 1812 и 1942 гг. сражались воины-пассионарии, но в остальные периоды в армии слу­жили самые обычные люди, совсем не обязательно способные на сверхуси­лия. Поколение молодежи последней трети XIX в. — пассионарии будущей революции. Пассионарными были и два последующих поколения, но в 1930-е гг. наступила эпоха инертности.

Именно пассионарии организуют далекие походы против соседей либо, наоборот, обороняют свою страну от завоевателей; создают новые научные теории, шедевры литературы и искусства. Пассионариями были варяги Рю­рика, казаки Ермака, покорившие Сибирь, мореплаватели и первооткрыва­тели.

ГумилевЛ.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 281, 285.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: