Антисистема и химеры

Если роль антипассионариев в общественной жизни повышается, а затем переходит через некую критическую черту, социальная система превраща­ется в антисистему. Согласно Гумилеву, «антисистема — системная целост­ность людей с негативным мироощущением»30. Сегодня социологи активно изучают такого рода негативные общности, но все признают, что первым это понятие в гуманитарное знание ввел именно Гумилев. Он называл их при­зраками систем, механизмами, способными поменять общественное созна­ние или мировоззрение на противоположное, деформировать образ жизни целого этноса или его части, субэтноса, социальной страты. Члены антиси­стем отличаются негативным мировосприятием и как следствие стремятся к разрушению мироздания. Антисистемы — структуры, способствующие сокращению жизни этноса, а следовательно, разрушительные для общества. Это как бы общество навыворот или, прибегая к языку К. Маркса, социальная

29 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 282.

30 Гумилев Л.Н. Толковый словарь понятий и терминов.

превращенная форма. Если общество как система конструктивно, созидает и защищает жизнь, то антисистема деструктивна, разрушает ее. Так, неко­торые историки уверены, что созданное в 1990-е гг. общество в Чечне, ос­нованное на бандитизме, разгуле преступности, похищении людей и рабо­владении, наконец, терроризме, есть антисистема. К тому же ряду они от­носят и большевистский режим 1920—30-х гг.

Согласно Гумилеву, для появления устойчивой антисистемы необходимы: упадок пассионарности этноса, возникающий в момент перехода из фазы в фазу местного этногенеза, и внедрение чужого этноса, входящего в другую суперэт­ническую систему31. Если этносы несовместимы, т.е. между их суперэтничес­кими системами существует отрицательная комплиментарность (ощущение подсознательной взаимной антипатии особей, определяющее деление на «сво­их» и «чужих»), то в зоне этнического контакта возникает химера.

Для описания антисистемы Гумилев использует понятие химеры — сосу­ществования двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной эколо­гической нише, и это не случайно. Химерой называется ложноэтническая общность, сложившаяся в результате любого вторжения в этногенез — втор­жения культуры, вторжения грубой политики. Александр Македонский, создавший мировую империю, начал создавать новый народ. Вместо того чтобы укреплять государство дружественными отношениями, он постарал­ся всех смешать, как бы взял огромную ложку и размешал всех в одном кот­ле. В итоге этнос, разумеется, не образовался — образовалась химера32. К хи­мерам следует отнести и «советский народ» — новую историческую общность людей, скрепленную идеологически, но не этнически. К антисистемам се­годня причисляют тоталитарные секты, выступающие против православия, субкультуру наркоманов, разрушительно влияющих на сознание, здоровье и нравственность молодежи, а также сталинизм, инквизицию, сатанизм, мас­совую культуру, фашизм, масонство, богумилов в Болгарии и манихейскую общину в Македонии (X в.) и др. В принципе антисистемой следует назы­вать любую контркультуру, ценности которой направлены против ценнос­тей доминирующей культуры. Действительно, антисистемные идеологии противопоставляют себя любой этнической традиции. Они выступают как разрушители и ниспровергатели существующих общественных устоев. Тако­вы средневековые еретики и современные террористы.

В химере господствует бессистемное сочетание несовместимых поведен­ческих черт, на месте устойчивого национального менталитета появляется конгломерат разрозненных идей, ценностей, вкусов, идеалов и представле­ний. Утрата традиций равна потере корней, а следовательно, и адаптивных навыков. Этнос отрывается от кормящего ландшафта. Таким образом, химеру можно охарактеризовать как общность деэтнизированных элементов, выпав­ших из этнонациональной ниши. Растет численность маргинальных и люм­пенизированных слоев, «гармоничники» побуждают общественное сознание заниматься поиском общенациональной идеи, способной восстановить рав­новесие и сплотить нацию вокруг позитивных идеалов и ценностей.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 473.

Махнач В. Химера и антисистема. Историко-культурное введение в политологи. — http://

www.mahnach.by.ru/lections/ikvp/S.htm.

Химера возможна и в теле здорового этноса, подобно раковой опухоли «высасывая пассионарность из него, как упырь»33, существуя за его счет и н ' выполняя конструктивной работы. При этом она может оставаться достаточ но безвредной либо превращаться в источник агрессивных антисистем. Воз никшие в недрах химеры антисистемы выступают, как правило, инициато рами кровопролитных конфликтов34.

Влияние субпассионариев и антисистем невелико на стадии нормально­го развития общества, когда институты стабильны, правительство эффектив­но, законы действенны. Такова совре­менная Европа. «Гармоничники» ори­ентированы на пассионариев и готовы на жертвы ради прогресса общества. Пассионарность, согласно Гумилеву на самом деле обладает заразительностью и магнетизмом, «люди гармонич­ные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны»35. Иначе говоря, пасси­онарии обладают свойством пассионарной индукции — свойством заражать окружающих повышенной активностью и энтузиазмом; это пассионарные вожди, подымающие солдат в атаку; ораторы, возбуждающие толпу; ученые, вдохновляющие своих учеников. Пассионарии заражают статистическое большинство неуемной энергией, воодушевляют массы на героические свер­шения, т.е. на такие деяния, которые сами они, не будучи ведомыми пасси­онариями, совершить не смогли бы. Иногда пассионарии не находят после­дователей, их активность встречает непонимание окружающих, что может привести пассионариев к гибели. При благоприятных условиях число их при­верженцев разрастается как снежный ком36.

Если пассионарии — возмутители спокойствия, то субпассионарии — люди малоактивные и безвольные, воодушевлять никого не могут. Они и сами не рады, что уродились такими. Им не хватает биологической энергии и со­циальной инициативы. Они легко поддаются плохому влиянию, если это не требует от них моральных и душевных усилий. Опустившиеся люди это прежде всего индивиды со слабым характером.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: