Инстинкты и антиинстинкты

Пассионарность — это выброс биохимической энергии отдельного индн вида, группы, класса или поколения в социальное пространство. Она может осознаваться либо не осознаваться (что происходит гораздо чаше) носителям), этого свойства как непреодолимое внутреннее стремление к деятельности направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Дпассионария цель представляется иногда ценнее собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Обладание пассио-нарностью чаше всего не зависит от личных стараний —она есть либо ее нет С ней надо родиться. Она подобна инстинктивным импульсам, действующим в самых разных направлениях. Поэтому пассионарность приобретает мно­жество форм и модусов своего проявления. Модусы пассионарности разно­образны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках; тщес­лавие, толкающее к демагогии и творчеству; алчность, порождающая скуп­цов и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собою жестокость и охрану очага, а примененная к идее — создающая фанатиков и мучеников38. Пассионарное напряжение этноса определяется долей в его структуре пассионариев — сверхактивных особей, не довольствующихся обычной жизнью обывателей.

Вектор биологической по своей природе пассионарности направлен вра з-рез самой биологии. На подавляющее большинство людей неумолимо дей­ствуют законы самосохранения и размножения (а стало быть, и воспитания потомства). Но пассионарии, увлекшись научными открытиями, преобразо­ванием общества или путешествием к далеким землям, забывают о своих супружеских обязанностях, домашнем очаге и воспитании детей. Их не ин­тересует каждодневная работа с 9 до 18 часов, хождение в магазин за продук­тами, карточные игры во дворе, заседания на ученых советах или коротание вечера у телевизора. Страсть, чрезмерно развитая у них (а это и есть пассио­нарность), заставляет их жертвовать уютом, потомством, земными благами ради какой-то иллюзорной цели, великой мечты либо под давлением внут­ренних импульсов — честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей.

Человек подчиняется инстинктам самосохранения и продолжения рода. но не пассионарий. У них все происходит по-другому. Пассионарность — мера страсти, выталкивающая человека за рамки общепринятых норм, а ча­сто и влекущая его еще дальше — за горизонт жизни. Она не считается с ин­стинктом самосохранения, это воля к смерти. Вопреки жизнеутверждающим инстинктам, которые характерны для большинства людей, у пассионариев преобладают другие инстинкты, а возможно, и антиинстинкты — жертвен­ности. Японские камикадзе, исламские шахиды, христианские циркумцели-оны, готовые принять мученическую смерть ради прославления веры или освобождения нации, — яркие образцы пассионариев.

Получается, что страсть и инстинкт несовместимы. У героев преобладает первая, у обывателей — второй. Пассионарием человек становится в том слу­чае, когда его страсть сильнее его инстинктов. Ради нее он готов рискнуть и даже пожертвовать жизнью, причем не только своей, но и своих детей.

38 Anomalous Materials projec. — http://am-project.narod.ru/world/00000090.html.

Субпассионарии — это обыватели, а не герои, и страсть у них слабее ин­стинктов. Они пассивны, податливы, слабовольны. Над такими издевают­ся, их покоряют, берут в рабство, к чему-то принуждают.

В нормальном обществе посредине пассионарного континуума распола­гается его золотое большинство — люди уравновешенные и гармоничные. Они рассудительны, дисциплинированы, порядочны, не любят рисковать и командовать, осуждают безумцев, чудаков и революционеров. У гармонич­ного человека сила пассионарности примерно соответствует силе инстинк­тов. В своем Толковом словаре Гумилев пишет про них: «Гармоничные особи (гармоничники) — особи, пассионарный импульс которых равен по величи­не импульсу инстинкта самосохранения»39.

Гумилев включал в число гармоничных людей также пассионариев с низ­кой степенью пассионарности, выражающейся в стремлении к успеху и бла­гоустройству без риска для жизни. Это очень работоспособные, дисципли­нированные люди, умеющие ставить цели и добиваться успеха. В постинду­стриальном обществе им соответствует средний класс, в переходном российском обществе — новые русские, или яппи. Они признают законы че­ловеческого общежития и не рискуют жизнью без нужды, но при необходи­мости отважно сражаются. Как правило, они хорошо зарабатывают, имеют два высших образования, дом за городом и т.п.

В результате у Гумилева выстраивается иерархия биосоциальных типа­жей — от пассионариев до субпассионариев (рис. 36), и каждый со своим не­повторимым букетом черт.


Рис. 36. Вектор воздействия культурного фактора

Гумилев ЛИ. Толковый словарь понятий и терминов. С. 85. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 282.

 

«Гармоничники» составляют подавляющее большинство членов этноса, хотя у них средний уровень биохимической энергии. Они «интеллектуально полноценны, работоспособны, уживчивы, но не сверхактивны. Более того, безудержное сгорание другого человека, немыслимое без пассионарного принесения себя в жертву, таким людям чуждо и антипатично. Люди этого склада — крайне важный элемент в теле этноса. Они воспроизводят его, уме­ряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится внешний враг»40.

Таким образом, в структуре этноса гармоничники играют исключитель но важную роль стабилизирующего фактора, поддерживающего этничес­кую традицию. Они могут проявлять активность, иногда весьма значитель ную, но не по собственной инициативе, а только находясь под влиянием пассионариев, т.е. получая пассионарность через механизм пассионарной индукции41.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: