Христианские взгляды

...В своей ранней фазе христианство представляло собой интересную смесь как радикальных, так и консервативных элементов — несомненное отраже­ние того факта, что социальное неравенство само по себе не было главной заботой для Иисуса и его последователей...

Цели, которые Иисус ставил перед людьми, и его критика распространен­ных ценностей того времени показывают явное отрицание последних. Ком­мунизм раннего христианства в Иерусалиме явно подразумевал критику неравенства современного ему общества...

Но в текстах св. Павла, которому было суждено оказать основательное влияние на последующую христианскую мысль, очевиден гораздо более кон­сервативный дух. По крайней мере в четырех разных местах своих писем он особо радуется рабам, подчиняющимся своим хозяевам, потому что их хозя­ева вполне законно ждут этого и это дано от Бога. Св. Петр в одном из своих писем выражает ту же мысль. Частота таких высказываний дает основание предполагать, что примитивное христианство было склонно поощрять ради­кальные суждения новообращенных из среды угнетенных классов Римско­го мира, суждения, с которыми Павел и Петр считали себя обязанными бо­роться. Оба, подобно Аристотелю, рассматривали рабство как часть есте­ственного порядка и сравнивали обязанность рабов подчиняться своим хозяевам с подчинением детей своим родителям. Оба увязывали свои указа­ния к повиновению с призывом к власть имущим проявлять свое уважение к подчиненным и относиться к ним по-отечески.

По мере того как христианство набирало силу и влияние, более радикаль­ные тенденции в нем постепенно теряли почву, по крайней мере среди ли­деров церкви. Консервативная точка зрения со временем стала рассматри­ваться фактически как часть учения и в таковом качестве была развита и проработана на высоком уровне...

Но если лидеры и ученые церкви были убеждены в достоинствах соци­ального неравенства, то простые люди отнюдь нет. С XII в. последовательно процветали религиозные движения, критиковавшие богатство и призывав­шие к бедности. Некоторые, например движение францисканцев, более кон­центрировались на последней теме и были включены в структуру церкви без особых трудностей. Другие, которые критиковали богатство и власть церк­ви, стали преследуемыми еретическими сектами. Но оба течения находили поддержку в силу своих явных эгалитарных тенденций. Оба основательно опирались на радикальные элементы Священного Писания.

Эта череда радикальных христианских движений, начавшаяся в средние века, еще долго продолжалась и после Реформации и не замирала вплоть до XIX в., когда марксистское движение придало радикализму новое направ­ление и новую надежду...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: