double arrow

Фазы этногенеза

Обобщив исторические данные о 40 наиболее известных народах Земли известных с глубокой древности, равно как и о существующих ныне, Гумилев разработал модель жизненного цикла этноса, включающего семь фаз (рис. 37)

Этносы, как и люди, не живут вечно. Как и у людей, у них есть собствен­ный жизненный цикл — от 1200 до 1500 лет. «Этносы стареют, как люди, и так же слабеют, — отмечал Гумилев. — Только жизненный цикл у них много длиннее». Однако некоторые суперэтносы побивают все рекорды и суще­ствуют свыше 3 тыс. лет, например египетский, китайский, греческий и ев­рейский, т.е. в 2 раза больше, чем положено по теории Гумилева. Объяс­няя подобную загадку, С. Рубин42 пришел к выводу, что 3,5—4 тыс. лет на определенной территории существует не суперэтнос, а так называемый ги­перэтнос. Он представляет собой последовательно существующие друг за другом три или пять суперэтносов, возникших из общего этнического кор­ня, обладающих похожими языками, культурами и расовыми признаками. Так, история египетской цивилизации представляет последовательность трех суперэтносов: первый возник в 3646 г. до н.э., второй — в 2423 г. до н.э., третий — в 870 г. до н.э.

Жизненный цикл человека включает несколько фаз или стадий, среди них три главные — детство, зрелость и старость. Существуют и более дробные шкалы, на которых появляются новые деления — младенчество, отрочество, юность, пожилой возраст и т.д. В разных обществах и культурах, включая древние и примитивные, число возрастных категорий варьируется от 3 до 17.

Существуют фазы и в жизненном цикле народа, или этноса. В своем Тол­ковом словаре43, который для нас должен, по всей видимости, служить наи­более авторитетным источником, Гумилев выделяет следующие фазы этно­генеза:

1) подъем — «период стабильного повышения уровня пассионарного на­пряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа»;

2) акматическая — «колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уров­не пассионарности»;

3) надлом — «резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля»;

4) инерция — «плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома»;

41 Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд.

42 Рубин С. Указ. соч.

43 Гумилев Л. Н. Толковый словарь понятий и терминов.

5) обскурация — «снижение пассионарного напряжения ниже уровня го-меостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт»;

6) мемориальная, или гомеостаз — «состояние этноса после фазы обску-рации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция».

Кроме этих шести фаз в других произведениях патриарха отечественной этнографии встречаются указания на существование седьмой фазы — реге-нерационной. После ее завершения этнос, достигший глубокой старости, всту­пает в стадию реликта, может существовать неопределенно долго, пока со­седи не нарушат его состояние, например путем агрессии.

Рис. 37. Фазы жизненного цикла этноса у Гумилева (источник: ПлотинскийЮМ. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов:

Учеб. пособие. М., 1998. С. 121)

Анализ исторических фактов убедил Гумилева в том, что все народы пп ходят в своем развитии ряд одинаковых, закономерных и совершенно объе тивных фаз развития, которые можно уподобить различным возрастам ч ловека44. Правда, как и люди, далеко не все этносы доживают отмереннь ~ им природой срок. Вследствие форс-мажорных обстоятельств, например ге И логических катастроф, крупных конфликтов или войн, они сходят с истоп! ческой сцены гораздо раньше, оставив потомкам лишь мимолетную памят" о себе. До сих пор историки спорят: существовала ли Антлантида, котору./ мог населять совершенно уникальный по человеческим меркам этнос? Са\ Гумилев к списку форс-мажорных факторов прибавлял, какмы помним. еще и космические. Он утверждал, что этносы, образующие суперэтнос, возни­кают в результате так называемых пассионарных толчков, имеющих косми­ческую природу.

Поскольку этносы возникают далеко не одновременно, то этническая фотография мира, запечатлевающая планету в данную минуту, если подоб­ное вообще возможно, зафиксирует неравномерность этногенеза землян. Каждый народ находится на собствен­ной фазе эволюции, и в конкретный момент одни уже прошли свой рас­цвет, другие еще только входят в ста­ дию молодости, третьи дряхлы, а чет­вертые, быть может, еще не родились. Сталкиваясь между собой, воюя и конфликтуя, одни народы рассчитывают на молодость и крепкое здоровье, другие — на мудрость и жизненный опыт, третьи — на силу оружия и дости­жения науки.

Когда этносу не хватает жизненной энергии, он не то что умирает, но про­сто засыпает. Наступает эпоха скуки. Появляется огромное число обывателей, прекрасно описанных А. Чеховым, жившим среди них и знавшим этот соци­альный тип. Герои отступают на второй план. Это не их время. Конечно, в любую эпоху есть творческие личности — политики, художники, предприни­матели, но не они задают тон и определяют ритм эпохи. На начальных герои­ческих фазах этногенеза пассионариев считают героями и образцами для под­ражания, в цивилизованный период — тупыми фанатиками.

Фазы этногенеза определяются числом пассионариев в этнической сис­теме. Начальная фаза этногенеза — пассионарный толчок, когда в силу тех или иных причин резко возрастает число пассионариев. Образование новых эт­носов инициируется появлением в популяции энергичных, инициативных, страстных, волевых людей.

После толчка следует фаза подъема с двумя своими периодами — инкуба­ционным и стабилизационным. В первом все гудит, бродит, перемешается. вскипает, во втором —утихомиривается, оседает, кристаллизуется. Еще это­логи заметили, что когда особей одного вида рождается очень много, напри­мер тучи саранчи, то постепенно они, собравшись в стаю, начинают захва­тывать прилегающие пространства, где можно пропитаться. Так и у людей. демографический взрыв рождает желание освоить прилегающие ландшафт­ные зоны. Например, древние эллины в фазе подъема провели колониза-

44 Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992. С. 16.

цию — греческие колонии разбросаны чуть ли не всюду по берегам Среди­земного и Черного морей. Римляне в фазе этнического подъема добились гегемонии в Италии. Славяне между II в. до н.э. и III в. н.э. заполнили об­ширный ландшафт от Дуная до Северного Причерноморья, а может быть, и до низовьев Дона45. Цель очевидна — прокормить подрастающие поколения. С фазой подъема всегда связывают крупномасштабные миграции, появление новых идеологических и религиозных течений. Инкубационный период — это состояние всеобщего хаоса и «разборок». Народы и племена противобор­ствуют, объединяются с соседями, нападают на врагов. Междуусобные вой­ны сменяют территориальная экспансия и завоевательные походы.

Вслед за биомассой пассионарный толчок выплескивает вовне и соци­альную энергию: формирующийся этнос начинает приводить себя в порядок. У него вырабатывается свод поведенческих стереотипов, которые, передава­ясь из поколения в поколение, превращаются в традиции. Над ними настра­ивается сложная нормативная система, способная обуздать первобытные инстинкты людей и отрегулировать социальные отношения. Запрещается кровосмешение, появляются многочисленные табу, вводится жесткая дис­циплина, регламентируется личное поведение, брачные отношения. Вскоре нормативная система кристаллизуется в иерархическую систему господства, которая вначале принимает форму вождества, а затем раннего государства. Живыми кристаллами, т.е. вождями, бигменами, чиновниками и т.п., ста­новятся все те же пассионарии. В стабилизационный период первой фазы происходит формирование социальных институтов. Продолжительность фазы подъема — от 100 до 200 лет.

Акматтеская фаза (пассионарный перегрев). В молодом организме этно­са все еще кипит кровь, жизнь и энергия бьют через край. Пассионарное напряжение не только продолжает расти и достигает своего максимума («акме» в переводе с греческого означает «высший»). Избыток пассионарно-сти в этносе проявляет себя странным образом. Этническая система в этой фазе характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, пассио­нарный импульс которых наиболее высок, а также наивысшим числом под­систем (субэтносов). Жертвенные пассионарии стремятся к максимальному утверждению себя как личности, а не только к победе этнического коллек­тива в целом, как в фазе подъема. Отсюда небывалый рост карьеризма, куль­тура дворцовых интриг, соперничество за прибыльные должности, протежи­рование любимчикам, теневые кабинеты, серые кардиналы, многочислен­ная королевская свита и т.п. Рост индивидуализма — основной вектор общественного развития в этой фазе — в сочетании с избытком пассионар­ное™ как раз и служат причиной возникновения того явления, которое на­звано Гумилевым «пассионарный перегрев». Если ранее избыточная энергия этноса затрачивалась на завоевания, то теперь — на крестьянские восстания внутри страны, бунты и путчи, столкновения конкурирующих элит (остепе­нившихся пассионариев), а значит, происходят многочисленные заговоры и дворцовые перевороты, наконец, гражданские и религиозные войны.

Как следствие, снижается резистентность (способность сопротивляться внешним воздействиям: вторжениям иноземцев, разлагающему действию

Махнач В.Л. Основы этнологии.

антисистем, экологическим катастрофам) этнической системы. Вражда ме­ду борющимися группами не затихает даже при внешней опасности (в Р0-~ сии так происходило в XVII в.). Перед лицом общего врага объединяет-"" только народ, а элита продолжает делить власть, предавать интересы общ ства, приводить на царство иностранных фаворитов. В подобных услови трудно создавать централизованное руководство. В обществе не только мног* субэтносов, кругов и кружков, группировок элиты, но и конфессий и ре П1 гиозныхсект, идейных и идеологических течений. В это время история ствч ны насыщена интересными событиями. Ускоряется ход ее истории. Акмч тическая фаза длится примерно 300 лет.

После этого наступает фаза надлома — раскол этнического поля. Mucin пассионариев сокращается, а ряды маргиналов, люмпенов и прочих субпас­сионариев множатся, они играют все более заметную роль в обществе. Те­перь они отказываются с оружием в руках защищать родину от внешних вра­гов, как это было в предыдущей фазе-и у элиты поступать так нет никакого желания. Аристократию не уважают. творческих людей не ценят, в обществе разрушаются традиционные ценности, низвергаются нормы права и морали. Люди становятся нетерпимыми по отношению к чужим взглядам и ценнос­тям (негативная комплиментарность). Духовный кризис вызывает соци­альный, экономический, а затем и политический. Все, как писан В. Ленин: «Низы не хотят жить по-старому, а верхи не умеют управлять по-новому». Равнодушные ко всему люди, чувствующие себя на своей земле временщи­ками, хищнически эксплуатируют ландшафт, истребляя леса и недра, отрав­ляя реки и озера. «...Надлом — тяжелая возрастная болезнь, и не всякому этносу суждено ее пережить», — отмечает Л.Н. Гумилев.

Общая пассионарность еще высока, но при расколе этнического поля энергия нации уходит на внутренние конфликты, а потеря единой духовной основы (национальной идеи) делает возможным проникновение антисистем­ных учений.

В этот период сопротивление этноса внешним воздействиям (экологичес­ким катастрофам, вторжению врагов, идеологическим диверсиям и эконо­мическим кризисам) не просто продолжает снижаться, но достигает мини­мума. Потому это несчастное время и называется надломом. После него кри­вая развития, взметнувшись вверх, резко обрывается вниз. Тяжело болен весь общественный организм. В крайних ситуациях даже может произойти преж­девременная гибель этноса. Например, предки греков — ахейцы не вышли из надлома. Другой народ — готы, не только самый грозный, но и самый культурный из варварских народов, основали в V-VI вв. королевства в При­черноморье, Италии, Испании, а в VIII в. исчезли со страниц истории. Они не вышли из надлома потому, что были подавлены захваченной ими чужой культурой — античной. Русские, по мнению В.Л. Махнача, вошли в фазу надлома в начале XIX в. и продолжают находиться в нем до сих пор46. Дру­гие примеры этнического надлома — Гражданская война в России (армия из

46 Махнач В.Л. Основы этнологии.

субпассионариев). Тридцатилетняя война в Германии (:/4 населения погиб­ло). Продолжительность фазы надлома — 200 лет.

Если фаза надлома преодолена, этнос вступает в инерционную фазу, сопро­вождающуюся плавным снижением пассионарное™. Возбужденность нации прекращается, энергия локализуется по отдельным группам и индивидам — ученым, артистам, писателям. Это «золотая осень» цивилизации: расцвет науки и искусства, архитектуры и дизайна, накопление материальных и куль­турных ценностей, поддержание кормящего ландшафта, преобладание зако­нопослушных и работящих гармоничных людей, укрепление государства и социальных институтов. В социально-этнической структуре общества доми­нируют «гармоничники» и люди с низкой пассионарностью.

Если стране посчастливилось иметь разумное правительство, то оно дела­ет все возможное, чтобы растянуть инерционную фазу, поддерживая местные традиции и языки, создавая социальную инфраструктуру для пре­старелых, больных и инвалидов, по­кровительствуя творческим людям. Самый главный фронт — борьба с пре­ступностью и коррупцией. Через каналы информации населению привива­ют высокую политическую культуру, воспитывают молодежь в духе прекрасного и возвышенного, в атмосфере уважения вечных ценностей и об­щепринятых эталонов поведения. «Однако «золотая осень» человечества не­избежно приходит к своему концу. Вымирающих пассионариев на высоких должностях сменяют торгаши, часто чуждые коренному этносу. Пропаган­да «человеколюбия» приводит к прощению слабостей, небрежению долгом, ненаказуемости, росту преступности. Постепенно усиливается хищническое отношение к природе. Растет число субпассионариев, оседающих в городах. Оторванные от кормящего ландшафта горожане внедряют различные усовер­шенствования, часто вредные для природы»47. Инерционная фаза этногене­за, названная Гумилевым «золотой осенью цивилизации», длится 300—400 лет. Греющимся под лучами солнца «золотой осени» людям и в голову не при­ходит, что следом за ней наступают «сумерки» — фаза обскурации. Для нее характерны низкая пассионарная напряженность, большое число субпасси­онариев. В фазе обскурации этнос существует за счет материальных ценно­стей и навыков, накопленных в предыдущую инерционную фазу. Происхо­дит разбазаривание ранее накопленных материальных и культурных ценно­стей, прекращается поддержка кормящего ландшафта. Субпассионарии не хотят работать, но требуют удовлетворения своих потребностей. Долг, совесть не в почете, трудолюбие осмеивается, интеллектуалы вызывают ярость, сель­ское хозяйство в упадке, производство сворачивается, благоденствуют лишь торгаши, ростовщики, банкиры. В эту пору ценятся не способности, а их отсутствие, не образованность, а невежество, не стойкость убеждений, а бес­принципность. Наука сводится к компиляции, искусство деградирует, духов­ные ценности пересматриваются. В обществе процветают преступность и коррупция.

Коваленко М.И. Указ. соч.

Наступает депопуляция, численность населения к концу фазы обскура-ции значительно сокращается; частично этот процесс тормозится за счет притока представителей окраинных и чужих этносов, которые зачастую на­чинают доминировать в общественной жизни. Наиболее талантливые и об­разованные пассионарии, не находя достойной оплаты и статуса, эмигриру­ют за рубеж («утечка мозгов»). К власти приходят беспринципные авантю­ристы, играющие в популизм. Распространяются преступность, сексуальные отклонения, армия теряет боеспособность, правоохранительные органы вме­сто борьбы с криминалом способны только обеспечивать безопасное суще­ствование верхов. Этническая система утрачивает способность к сопротив­лению и может стать легкой добычей более пассионарных соседей. Фаза об-скурации предшествует гибели этнической системы или ее переходу в состояние этнического гомеостаза48. Фаза обскурации — старость этноса, и она может продолжаться 100—200 лет и более.

Иногда после обскурации наступает кратковременная фаза регенерации — восстановление этноса за счет остатков пассионарное™ на периферии, но это лишь краткий всплеск активности. Она переходит затем в мемориальную фазу. близкую к этническому гомеостазу фазу этногенеза, знаменующую заверше­ние процесса. Гомеостаз — состояние консервативное. Особи этнической системы в этой фазе враждебны любым изменениям, ибо творческие силы уже растрачены. Культурный взлет нации далеко позади. Пассионарии, как и субпассионарии, редки. Этнос в основном состоит из гармоничных людей. трудолюбивых, не лишенных стремления что-либо изменить в жизни. Жиз­ненный цикл этноса из поколения в поколение не претерпевает существен­ных изменений. Былая энергия и способность этноса к историческому твор­честву утеряны, люди только сохраняют традиции предков, легенды, были­ны, фольклор, моральные принципы. Формы социальной жизни неизменны. государственные структуры упрошены и не довлеют над обществом. Иногда субпассионарии вымирают или изгоняются: их нечем прокормить. Здоровые остатки разрушенного этноса вступают в стадию медленного дрейфа, по воз­можности поддерживая равновесие с обедневшим ландшафтом — обломка­ми погибшего культурного ландшафта. Небольшой по численности этнос превращается в реликт, если живет в мирном контакте с соседями, или ста­новится изолятом, если в силу природных условий лишается взаимосвязей с другими народами49.

Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомео­стаза очень плавный и выглядит как постепенное забвение традиций прошло­го. Он может длиться как угодно долго. Люди живут настоящим, не думая о будущем. Над почти вымершим социальным пространством господствуют стихийные бедствия, царят агрессия, эпидемии, пьянство или наркомания. приносимые завоевателями, геноцид, ассимиляция. Так этнос проходит путь от своего возникновения, через высшую точку к гибели50.

Универсально-историческая закономерность процесса этногенеза заклю­чается, по мнению С. Рубина, в постепенном сокращении доли пассионари-

См.: Гуц А.К. Указ. соч.; Рубин С. Процессы этногенеза во всемирной истории. Наб. Челны. 20(10:

Коваленко МИ. Указ. соч. 44 Плущевскии A.M. Физический фактор социальной и культурной динамики народов. — h4P:

balkaria.narod.ru/istoria/bariev/glaval2.htm. э0 Коваленко М.И. Указ. соч.

ев, в выветривании самого плодородного слоя этнического поля. Это проис­ходит потому, что этнос в течение своей жизни растрачивает полученную в результате пассионарного толчка энергию. Доля пассионариев достигала мак­симума в фазе подъема и составляла приблизительно 10%, но уже на акмати-ческой фазе она снизилась до 7%, в фазе надлома — до 5%, а на инерционной фазе она не превышала 3%. Таким образом, оптимум пассионарного напря­жения для каждой следующей фазы этногенеза был ниже, чем у предыдущей. В реликтовом этносе доля пассионариев не превышает пороговой оценки 0,1%51. У Гумилева же максимум пассионарного напряжения приходится по­чти на середину этногенетической шкалы времени, а именно на акматичес-кую фазу (фаза II на рис. 38), поэтому она и называется фазой расцвета.

Как можно видеть, два графика отличаются друг от друга. В первом слу­чае (доля пассионариев на каждой следующей фазе этногенеза снижается) он IPI представляет собой ряд неправильных ниспадающих синусоид и походит на

Рис. 38. Сравнительный анализ двух моделей этногенеза: С. Рубина (а) и Л. Гумилева (б) (источники: http://www. chelny. ru/city/books/Gumilevica/Rubin/Rubin 13. htm; http://a-collection. narod.ru/

phnt/art/art0801.htm)

Рубин С. Указ. соч.

ползущую змею, во втором он больше напоминает то ли одну большую си нусоиду, толи гауссову кривую, описывающую нормальное статистическо распределение особей в популяции.

Сегодня на планете от 4 тыс. до 8 тыс. этносов и субэтносов. Из них энергетических фазах — от подъема до обскурации — находятся в лучшем случае несколько сот, а все остальные, т.е. большинство народов. — рещк ты. Они находятся в фазе гомеостаза (В.Л. Махнач).


Рис. 39. При изучении древних обществ следует привлекать сравнительно-исторический метод

 

Post scriptum. У концепции Гумилева есть и сторонники, и противники Вторые видят в ней сгусток схоластических спекуляций, считают его глоба ib-ные схемы надуманными, неподтвержденным материалом, при помощи которого можно было бы подтвердить или опровергнуть теорию Гумилева Действительно, живших тысячи лет назад гуннов или египтян нельзя опро­сить при помощи анкетного метода или включенного наблюдения, узнать. что они на самом деле думают, чувствуют или как живут. А анкетные мето­ды среди современников часто не подтверждают существования трансисто­рических общностей. Пуэрториканец, имеющий предков-испанцев, счита­ет себя почему-то американцем, ибо является гражданином США, хотя на­стоящие американцы никогда не признают его за своего, поскольку ведут родословную от «настоящих янки» (потомков англоязычных первопоселен­цев). Этническая идентичность американца латинского происхождения су­щественно отличается от таковой потомка англоязычных колонистов Севе­роамериканского континента. В переписи населения России 2002 г. попада­лись еще более курьезные ситуации, например, у матери-украинки и отца-татарина сын записывался русским. Отслеживая этнос через анкетиро­вание, мы получаем социальную фотографию сиюминутной ситуации, ко-

торая меняется каждый месяц или год, не говоря уже о более длительных сроках. В такой ситуации и появился конструктивизм, считающий этнос мифической или иллюзорной общностью. Каждый человек независимо от на­ционального происхождения вправе относить себя к тому этносу, который считает для себя наиболее подходящим или понравившимся. Пусть даже к вымышленному. По итогам переписи 2002 г., в России оказалось несколько сотен представителей совершенно нового, неизвестного доселе этноса — тол-киенистов, последователей английского антрополога и романиста Дж. P.P. Толкиена.

Контуры этнической принадлежности оказываются сильно размытыми всякий раз, когда мы имеем дело с микроуровнем общества, когда опраши­ваем 6 млрд человек, живущих сегодня на планете. Но как быть с этничес­ким происхождением 80 млрд человек, проживавших в прошлом? Здесь не­обходимы глобальные измерения, но не с привлечением анкетирования, а сравнительно-историческим методом на основе многочисленных докумен­тов и исторических свидетельств. Именно это и пытался сделать Гумилев, разработав оригинальное биосферное учение, справедливость положений которого сегодня доказывают многие ученые.

Сам Гумилев никогда не удовлетворялся общими соображениями, а стре­мился подтвердить теоретические предположения эмпирическими фактами, в частности на материале Прикаспия — своеобразного ландшафтного и куль­турного региона. Научные результаты археологических экспедиций, прове­денных в 1959—1964 гг. под руководством Гумилева, блестяще подтвердили выдвинутую им гипотезу о механизме взаимосвязи между вмещающим лан­дшафтом и исторической жизнью этноса. Эти научные результаты были из­ложены автором в ряде научных статей и содержали развернутые доказатель­ства зависимости между циклонической деятельностью, колебаниями уров­ня Каспийского моря и ритмикой кочевой культуры народов степной зоны Евразии52. Описание гетерохронности увлажнения Евразии было настолько верной гипотезой, что дало возможность Гумилеву сделать еще одно откры­тие, на сей раз археологическое: доказать расположение городов Хазарского каганата на тех территориях Волжской дельты, которые сегодня заняты во­дами Каспийского моря51. Он продвинул российскую науку и философию, создал теории, к подтверждению которых отечественные специалисты при­ходят только сейчас. Гумилев основал новую область науки — этнографию в соединении ее с психологией, географией и историей.

Новая парадигма этнического развития, предложенная Гумилевым, лег­ла в основу практического исследования, которое велось в НИИ географии. На основе статистического материала, собранного в экспедициях, изучались проблемы развития Нечерноземья России, исследовались гомеостатические

•умилев Л.Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности. (Ландшафт и этнос. IV) // Вести Ленингр. ун-та. 1966. № 6. С. 64—71; Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века (Ланд­шафт и этнос. V) // Вести Ленингр. ун-та. 1966. № 18. С. 81-90; Изменения климата и миграции кочевников // «Природа». 1972. № 4. С. 44-52. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии (опыт историко-географического климатического синтеза) // Народы Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85—94; Роль колебаний в истории народов степной зоны Евразии // История СССР. 1967. № 1. 53 С. 53-66. См.: Из истории Евразии. М.. 1993.

этносы Севера, а также русско-эстонские межэтнические связи. Исслед0ва ния этносов Севера России показали, что большинство из них находятся завершающей фазе этногенеза — гомеостазе, биоценотическом равновесии -ландшафтом. Прикладные этнологические исследования по изучению бтц жайших соседей России, несомненно, полезны для планирования геопотической стратегии России в среднеазиатском регионе, где сталкиваются интересы четырех суперэтносов: России, мусульманского мира, Китая Индии. Многие ученые мира сегодня уверены, что без теории этногенеза Гумилева трудно разобраться в межэтнических коллизиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: