Образование

Образование является важным институтом общества. Этот институт вклю­чает министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащих­ся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалис­тов. Основная задача образования — передать потомкам свод знаний, разра­ботанный предками. В дописьменных обществах это делается изустным спо­собом. Передача знаний самым примитивным способом возникла еше в первобытном обществе и сохранилась по сию пору, например у бушменов в Южной Африке. Старики показывают и рассказывают подросткам, каковы повадки зверей, к каким уловкам прибегает опытный охотник, как ориен-

тироваться в лесу и какие растения следует употреблять в пищу, он сообща­ет о загадочных явлениях природы, традициях и обычаях племени. Конеч­но, и это надо считать образованием, точнее его ранней формой.

Как зрелый социальный институт образование появилось в Древнем Егип­те в III тыс. до н.э. Именно тогда возникли первые профессиональные школы чиновников. Иначе говоря, сформировались статусы и роли учителя и ученика, появились специальные средства записи новых знаний — аналоги нынешних тетрадей, средства передачи знаний — учебники, специальное помещение (классная комната), режим занятий, система оценки знаний и многое дру­гое, представляющее собой неотъемлемые атрибуты полнокровного образо­вания.

Во II в. н.э. сформировалась римская система образования, послужившая прообразом для европейской. Она состояла из трех ступеней. В начальной школе учили читать, писать, считать. На второй учителя-грамматики пре­подавали греческий язык и так называемые семь свободных искусств — грам­матику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астроно­мию, а также архитектуру и медицину. На высшей ступени — в школах ри­торов — изучали риторику и философию. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.

В IX в. монастыри стали открывать школы, в которых детей с ранних лет готовили к духовному поприщу. Здесь учителя стремились развить у учащих­ся те способности, которые позволили бы им получить в будущем духовную должность. Учащийся, который, как правило, посещал школу пять лет, приобретал прежде всего элементар­ные навыки чтения и письма. Сначала учились писать стилом на восковой табличке, затем пером на пергаменте. Так как книг было мало (каждый экземпляр монахи изготовляли вручную), тек­сты заучивали наизусть. Много времени отводилось занятиям музыкой, так как не хватало певчих для церковных хоров. Учащиеся знакомились с антич­ной литературой и латинскими богословскими сочинениями, во всех евро­пейских монастырских школах занятия велись на латинском языке.

За стадией первоначального обучения следовал так называемый тривиум, включавший грамматику, риторику и диалектику (искусство вести дискус­сию). За тривиумом следовал квадривиум — арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Монастырские школы исполняли важную культурную роль — они выявляли и воспитывали талантливых людей из разных слоев общества. На Руси первая школа появилась более тысячи лет назад в Киеве. Ее по­сещали дети бояр и дружинников. Обучение начиналось с семи лет и про­должалось два года. Учитель обучал одновременно по рукописным книгам 8—10 ребят. Дети умели считать в пределах ста. Археологи нашли игрально-счетные жетоны VI—VII вв. В учебных программах большое место отводи­лось пению. Домашние задания отсутствовали. Бумага на Руси появилась лишь в конце XIV в., поэтому оснащение школ не было богатым. Петр I со­здал «цифирные школы». Здесь зубрили все предметы — арифметику, пись­мо, чтение. В классе учились дети разных возрастов. Закон разрешал бить

учеников линейкой, пороть розгами, ставить в угол «на горох». Не все име­ли право учиться в школе. Для дворянских детей созданы были кадетские школы (от фр. cadet — младший). Для девочек-дворянок первыми школами были Смольный институт и Воспитательный дом. Их обучачи танцам, ру­коделию. Распорядок дня и правила поведения были четко расписаны: каж­дый день занимались по 6—8 уроков, вставали в 6 утра.

В XIX в. распространенным видом школ стала гимназия, где обучение было платным и учились только дети дворян и чиновников. Уроки были не таки­ми, как сейчас. Во-первых, длились они не 45 мин, а 60. Во-вторых, провинившегося ученика пороли розгами, сажали в карцер, не давали еды. а в особых случаях исключали из гимназии. Во главе гимназии был директор, а помогал ему инспектор. Учителя не были равны в правах. Например, учи­теля пения и гимнастики не пользовались льготами. Роль современных класс­ных руководителей играли классные наставники и надзиратели. В школах были каникулы. Выпускники гимна­зии получали аттестаты.

В XVIII-XIX вв. распространяется домашнее обучение. Обеспеченные родители приглашали к своим детям учителей на дом. Тогда появилось мно­го «самозванных» педагогов, но тех, кто преподавал без разрешения, — штрафовали. Юноши и девушки, поза­нимавшись дома, сдавали экзамены в школе, чтобы получить официальные документы об образовании.

Школьное образование еще называ­ют общим образованием. Оно позволя­ет овладеть элементарными знаниями, необходимыми для понимания основ­ных явлений природы и общества, участия в общественной жизни и трудо­вой деятельности. Общее образование — основа для получения профессио­нального (специального) образования. Важнейшие пути общего образова­ния — обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Уровни общего образования — начальное, неполное среднее и среднее.

Основой среднего образования выступает школа. Школа (от лат. schola, от греч. schole) — начальный тип учебно-воспитательного учреждения. Она со­держится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний все школы делятся на общеобразовательные и профес­сиональные (специальные), по уровню даваемого образования — на началь­ные, неполные средние, средние, высшие, по полу учащихся — на мужские, женские, совместного обучения, по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные).

Общее образование можно получить в школах двух типов — государствен­ных и частных. Частные школы платные и существуют за счет средств, ко­торые платят родители за обучение детей. Те и другие принимают форму обычной школы, специализированной школы, гимназии или лицея.

Жизнь современной школы подчинена определенным правилам. Школа живет по уставу, где записаны права и обязанности учеников, учителей, оп­ределены структура управления, система контроля знаний учеников и мно­гое другое. Первый в истории России школьный устав был принят в 1786 г. Школой руководит директор, ему помогает заведующий учебной частью (завуч). Учителя организуют учебные занятия по отдельным предметам. У со­временного учителя есть право свободного выбора методики обучения и вос­питания учащихся, он может использовать разные учебники, пособия, при­думывать свой контроль знаний. Оценки должны выставляться по пятибал­льной шкале, которая была введена в нашей стране в 1944 г. Поведение учителя регламентируется нормами трудового права.

Учитель может заниматься частной практикой. Например, после уроков обучать ребят французскому языку. Такая деятельность считается предпри­нимательской, потому что за нее учитель получает деньги, т.е. имеет доход. После 10 лет непрерывной работы учитель может уйти в отпуск на год. Ро­дители не имеют права вмешиваться в профессиональную деятельность учи­теля, но могут знакомиться с уставом школы, с оценками, которые получа­ют их дети, участвовать в управлении образовательным учреждением.

Правом закреплены обязанности учителя. Закон предписывает ему ува­жать личность ребенка, поддерживать в школе дисциплину. Нельзя приме­нять психическое или физическое насилие. Учитель применяет меры пред­осторожности от несчастных случаев, которые могут произойти на уроке. Он не имеет права быть на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Если учитель нарушает установленные правила, на­ступает юридическая ответственность. Например, за жестокое обращение с ребенком следует уголовное наказание. За нарушение устава школы может последовать увольнение. Общие вопросы деятельности школы решаются на

педагогическом совете — собрании всех учителей школы, а также других сотрудников (воспитателей, библиоте­каря, методистов). Во многих школах существуют методические советы, на­учные общества учащихся, всевозмож­ные группы по интересам. Есть и попе­чительский совет, который оказывает финансовую поддержку.

Ученик — это юридический статус ребенка, который получает общее обра­зование. Получить образование в рам­ках 1 — 12 классов можно бесплатно. Дети имеют право учиться в школе по месту жительства. Ученик должен со­блюдать правила поведения в школе. Например, должен посещать уроки, не опаздывать на занятия, выполнять то, что предписано учителем. Правила зафиксированы в документах школы: уставе гимназиста или правилах для учащихся, положении об экзаменах. В каждой школе разрабатываются свои правила, обязательные для исполнения. Так, в одних школах проводятся зачетные сессии дважды в год, в других — ученики сдают только общеобяза-

тельные экзамены в выпускных классах. Ученик имеет право переходить из одной школы в другую. На уроках может свободно выражать свое мнение, даже если оно отлично от мнения большинства и педагога.

Ученик может за деньги (на платной основе) получать дополнительное образование, которое не является обязательным для каждого. Согласно за­кону, школа оказывает платные услуги: кто-то занимается музыкой, танца­ми, кто-то испанским языком. Дополнительные уроки, входящие в учебный план, ученики посещают бесплатно. Ученик, показывающий высокую успе­ваемость, может даже заниматься репетиторством с другими учениками.

Конечно, у каждого ученика могут быть любимые и нелюбимые учебные предметы, учителя. Это нормальный процесс человеческих взаимоотноше­ний. Право не вмешивается в подобную сферу. Оно не заставляет учеников получать отличные отметки. Оно лишь указывает минимум знаний, которы­ми должен обладать выпускник современной школы.

Если ученик, достигший 14 лет, грубо нарушает школьный устав, его могут исключить из школы. Такое решение выносит орган управления школой с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних.

Право не диктует жесткую модель деятельности учащихся в школе, а дает возможность выбирать форму получения образования (семейная, экстернат, школа), педагогов, образовательные учреждения. Ребенок, обучающийся в семье, должен быть зарегистрирован в школе. Между родителями и образова­тельным учреждением заключается договор, по которому учителя предостав­ляют семье программы занятий, дают консультации, контролируют знания.

НАУКА

Наука — самая сложная область интеллектуальной деятельности челове­ка. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя

первые ростки научного знания обна­руживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в V в. до н.э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время — в XVI — XVII вв. и был следствием научно-тех­нического прогресса и индустриаль­ной революции.

Основная функция науки — выра­ботка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительно­сти. Цель научной деятельности — по­лучение нового знания. Цель образова­ния — передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. Если нет образования, то не будет и науки.

В большинстве европейских стран два процесса — получение и распрос­транение нового знания — стараются не разрывать. Поэтому западные уни­верситеты выполняют обе функции — научную и педагогическую. Универ­ситетский профессор — одновременно исследователь-ученый и педагог-

практик. В СССР и России сложилась иная традиция. Здесь наукой занима­ются одни люди, а образованием — другие. Большой наукой занимается Рос­сийская академия наук, имеющая в своем составе около 300 научно-иссле­довательских институтов, а образованием занимается Министерство образо­вания РФ, которому подчинены сотни тысяч школ и вузов. Университетский профессор в России не обязан профессионально заниматься наукой, он преж­де всего преподаватель.

Российская академия наук (РАН) учреждена в 1991 г. на базе Академии наук СССР. Ведет историю с 1724 г. от Петербургской академии наук. В 1994 г. включала свыше 440 действительных членов, 600 членов-коррес­пондентов, 120 иностранных членов. Объединяет 18 отделений по отрас­лям и направлениям наук: математики; общей физики и астрономии; ядер­ной физики; физико-технических проблем энергетики; информатики, вычислительной техники и автомати­зации; проблем машиноведения, ме­ханики и процессов управления; об­щей технической химии; физикохи-мии и технологии неорганических материалов; биохимии, биофизики и химии физиологически активных со­единений; физиологии;обшей биоло­гии; геологии, геофизики и геохимии и горных наук; океанологии, физики атмосферы и географии; истории; фи­лософии и права; экономики; миро­вой экономики и международных отношений; литературы и языка; регио­нальные отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное) — и научные центры. Всего около 300 научных учреждений, свыше 200 научных советов. РАН готовит научные кадры, публикует научную литературу, присуждает медали и премии за научные труды, поддерживает международные науч­ные связи.

Наряду с РАН в нашей стране существовали и отчасти существуют сегод­ня сотни отраслевых научно-исследовательских институтов, которые подчи­нены министерствам и ведомствам и финансируются ими. Если академичес­кие институты, по определению, развивают фундаментальную науку, то от­раслевые НИИ занимаются прикладной наукой, т.е. приспосабливают фундаментальные знания к конкретным техническим задачам.

В основе научного процесса лежит передача информации, отличительные свойства которой — объективность, достоверность, систематичность, непро­тиворечивость. Именно от науки общество ждет истину в последней инстан­ции, а не от мифа, сказки, романа, анонимной записки, анекдота. Наука со­здается с исключительной целью искать и доказывать истину, при том, что объем научной информации с XVII в. удваивается примерно каждые 10-15 лет. Правдивыми и объективными должны быть сведения в учебниках и на­учных монографиях, благодаря которым важная информация передается следующим поколениям. Существуют определенные санкции к нарушите­лям и способы контроля достоверности информации, в частности за лживую информацию автора публикации могут привлечь к суду, а в редакции жур-

нала или газеты часто хранятся подлинные документы, фигурировавшие в публикации. Точно так же аппарат ссылок в научной статье позволяет лю­бому читателю перепроверить изложенные ученым факты.

Энциклопедии, словари, географические атласы, библиотечные указате­ли, альманахи, нормативные и юридические документы, статистические показатели и таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации и т.д. несут фактоло­гическую информацию об объективном положении дел и ценятся все боль­ше и больше. Научно-справочная информация постепенно вытесняет фан­тастическую, сказочную, приключенческую, порнографическую и другую литературу.

Все науки условно делятся на естественные, общественные (социальные), гуманитарные и технические. К социальным наукам относятся социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также ант­ропология и этнография. У них много общего, они тесно связаны между со­бой и составляют своего рода научный союз. К нему примыкает группа род­ственных дисциплин: философия, история, искусствознание, литературове­дение. Их относят к гуманитарному знанию. Социальные науки оперируют количественными (матемятико-статистическими) методами, а гуманитарные, за редкими исключениями, качественными (описательно-оценочными). Гу­манитарные дисциплины нельзя относить к поведенческим наукам, изуча­ющим взаимодействие людей в группах, институтах, на рынке или в поли­тических ситуациях, а социальные — можно. Поэтому их называют еще би-хевиориальными науками (найдите в словаре английского языка значение слова «behaviour»).

Физика, химия и биология относятся к естественным фундаментальным наукам, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектроника, биотехнология и химия полимеров представляют собой технические дисцип­лины, или прикладное знание. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям.

Школа — это самые дальние подступы к большой науке. Школьное обра­зование позволяет овладеть элементарными научными знаниями, необходи­мыми для понимания основных явлений природы и общества. Иначе говоря, оно дает возможность только приобщиться к основам науки. Но овладеть ими позволяет только высшее образование. А после завершения обучения в вузе, продолжая образование в аспирантуре и докторантуре, обучающийся может настолько углубиться в основы науки, что может заниматься приращением но­вых знаний. А это самое главное в академической, т.е. большой, науке.

Основу высшего образования составляют вузы, Они ведут подготовку специалистов с высшим образованием для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, осуществляют повышение квалификации преподавателей. К вузам относятся университеты, институ­ты, высшие училища, учебные академии, консерватории. Срок обучения 4-7 лет.

Основным учреждением системы высшего образования считается универ­ситет. Университет (от лат. universitas — совокупность) — высшее учебное и научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундамен­тальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Первые университеты появились в XI—XIII вв. в Ита­лии, Испании, Франции, Англии. Студенты и профессора объединялись в

университеты для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. Университет делился на «землячества» — объединения сту­дентов из той или иной страны — и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализация университетов: крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский уни­верситет, Сорбоннский университет был признанным центром теологии. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медици­ну и философию.

Первые университеты в России — Академический (1726—1766, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 г. было 11 университетов. В 1994 г. в Россий­ской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагоги­ческого, аграрного и других профилей.

Лучшим в стране университетом по праву считается Московский государ­ственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) — крупнейшее высшее

учебное заведение, один из центров мировой науки. Среди вузов мира он занимает третье место после Окс­фордского и Кембриджского универ­ситетов. Основан в 1755 г. по иници­ативе М.В.Ломоносова в составе философского, юридического и меди­цинского факультетов. Университет ведет подготовку кадров по физичес­ким, математическим, химическим, биологическим, геологическим, гео­графическим, филологическим, исто­рическим, философским, психологи­ческим, юридическим и другим специальностям. В университете более 200 кафедр и 430 научно-исследовательскихлабораторий, четыре НИИ (ме­ханики, ядерной физики, астрономический им. П.К. Штернберга, антро­пологии им. Д.Н. Анучина), вычислительный центр, четыре обсерватории, 12 учебно-научных станций, три музея, Ботанический сад, научная библио­тека, издательство (основано в 1927 г.). В 1992 г. МГУ получил статус са­моуправляемого государственного высшего учебного заведения России. В 1993 г. в нем обучалось свыше 26 тыс. студентов.

Вторым по важности учреждением системы высшего образования яв­ляется академия. Слово «академия» происходит от наименования местно­сти близ Афин, где возникла платоновская Академия (около 387 г. до н.э.). Термин часто применяют к некоторым научным кружкам средневеково­го Востока. Название «академия» носили многие научные общества Ев­ропы XV—XVI вв. Во Флоренции, Венеции, Ферраре, Неаполе на рубеже XVI—XVII вв. возникали одна задругой «академии» или «камераты» — ху­дожественные кружки, объединявшие любителей, поэтов, музыкантов. Там исполнялись новые мадригалы, поэты читали свои только что напи­санные произведения, там музицировали, обсуждали перспективы наци­онального искусства. Эти академии были творческими лабораториями, в которых рождались новые произведения искусства. Современность и но­визна здесь ценились чрезвычайно. В XVII в. сформировались первые

академии наук. В современной Англии и США термин используется для обозначения распространенного типа частных средних школ и специали­зированных учебных заведений, например военно-морских академий. В более широком смысле (в некоторых странах) он обозначает научно-ис­следовательские сообщества, призванные развивать и поддерживать на­учные знания и культуру или способствовать развитию специфических искусств или наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: