Искусство

Искусство надо понимать по меньшей мере в трех значениях:

♦ искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновид­ности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художе­ственно-образных форм освоения мира;

♦ искусство в узком смысле — только изобразительное искусство;

♦ искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере дея­тельности.

Искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительно­му искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды

художественного творчества. Чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем различаются изобразительное искусство и художествен­ное творчество.

Изобразительные искусства — раздел пластических искусств, объединя­ющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отража­ют действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Бла­годаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобрази­тельные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.

Художественное творчество выступает синонимом слов «художественная культура». Художественная культура это совокупность всех видов худо­жественной деятельности — словесной, музыкальной, театральной, изобра­зительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение худо­жественных произведений, а также воспитание художников, публики, кри­тиков, искусствоведов. Понятие «художественная культура» шире, чем по­нятие «изобразительное искусство», поскольку в него входят литература. музыка и театр, которые изобразительное искусство не включает. Рассмот­рим, как они соотносятся с другими понятиями. В повседневной жизни мы часто слышим выражения «культура и искусство», «искусство и литература», «искусство и жизнь». Что они означают?

Соотнося культуру и искусство, подразумевают, что культура включает широчайший спектр проявлений поведения, в том числе бытовую культуру.

а искусство ограничивается только сферой возвышенных идеалов и про­фессионального творчества. Если ис­ кусство соотносят с жизнью, то подра­зумевают его оторванность от суетной реальности, уход в мир абстрактных ценностей и идей. Говоря об искусстве и литературе, тем самым как бы имеют в виду, что словесное творчество не должно входить в сферу искусства, оно стоит особняком, т.е. роман, стихи или театральная пьеса — вовсе не искусство.

В повседневной жизни искусство чаше понимается очень расширитель­но. Режиссеры, артисты, поэты и художники именуют себя и деятелями куль­туры, и деятелями искусства. В этом случае между культурой и искусством ставится знак равенства. Нам придется учитывать все варианты понимания этих явлений, хотя такой подход создает дополнительные трудности в точ­ной трактовке культуры и искусства.

Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художе­ственной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура — это сфера образно-выразительного отношения к окружению, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором форма выходит даже на первым план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве — эсте­тическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, ма­стерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т.д.

Различие заключается в следующем. Искусство — всего лишь вершина ху­дожественной культуры. Последняя включает не только произведения пр<->~

фессионалов, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность только для них самих. Главный критерий, по которому мы выделяем все множество явлений, от­носимых к художественной культуре, — это образное отражение реальнос­ти, отлитые в эстетическую форму чувства, переживания и мысли людей. Они могут быть совершенными и несовершенными. Искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.

Таким образом, критерий выделения художественной культуры — пред­метный, а искусства — квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся ог­ромная инфраструктура, которая способствует им. Это мастерские худож­ников, картинные галереи и залы, консерватории и филармонии, специа­лизированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников, писателей и мно­гое другое.

Стихи, написанные профессионалом и дилетантом, — вещи совершен­но разные. И не только потому, что первые пользуются популярностью, а

вторые интересны лишь автору и его друзьям. Профессиональное произве­дение приобретает иное обществен­ное значение. Подлинное социальное значение произведения искусства рас­крывается в публичной представлен­ности, в обсуждениях, оценках, от­кликах, осуществляемых культурно подготовленной публикой и специа­листами. Дилетант не выносит своих стихов на широкий суд, они не полу­чают того, что называется обратной связью — общественной реакцией. Аудитории профессионала и дилетанта принципиально разные: у профес­сионала — большие социальные группы, у дилетанта — малая социальная группа. Окончательный приговор профессиональному произведению вы­носят профессионалы и культурно подготовленная публика, а любительс­кому — кто угодно. В любом обществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Точно так же собиратель­ством, научным анализом, критической оценкой, популяризацией и спон­сированием искусства всегда занимались немногочисленные группы под­готовленных людей.

Тем не менее и стихи любителя, и стихи профессионала, как и прочие виды художественной культуры, основанные на любительстве (к ним относится весь пласт фольклора — от эпоса и былин до хоровода и заклинаний), при­надлежат одной и той же сфере деятельности — духовной. То и другое про­низано высшими устремлениями человеческого духа и эстетическими прин­ципами построения.

Искусство — специализированная профессиональная деятельность, пост­роенная на способности человека выражать свои ощущения в художествен­но-образных средствах и жанрах.

Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто:

♦ создает новые произведения и идеи;

♦ распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой осно­ве;

♦ финансирует новые произведения и идеи;

♦ знакомит с новыми произведениями и идеями;

♦ обучает новым произведениям и идеям;

♦ занимается тиражированием новых произведений и идей;

♦ продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благо­даря этому получает прибыль;

♦ оценивает и экспертирует новые произведения и идеи;

♦ осуществляет цензуру новых произведений и идей;

♦ осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений и идей;

♦ читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи;

♦ превращается в фанатичных поклонников, сторонников, идолопоклон­ников новых произведения и идей.

Если говорить о формах культуры — народной, элитарной и массовой, то оказывается, что в художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной (высокой), но частично — массовой. К искусству мы должны отнести только продукты элитарной культуры — картины П. Пи­кассо, симфонии П.И. Чайковского, храм Покрова на Нерли, театр К.С. Ста­ниславского...

Заниматься народным творчеством может кто угодно, а занятие искусст­вом требует известной подготовки. Доступ к нему ограничен. Чтобы иметь

право заниматься профессиональным искусством, художник должен овла­деть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высо­кий уровень мастерства, особые уме­ния. Вот критерий отнесения того или иного произведения к художественной культуре в целом или только к искус­ству как его части.

Наконец, последний штрих в схеме отличий художественной культуры и искусства. Художественная культура — это элитарная культура плюс народная культура. Искусство — только или пре­имущественно элитарная. Искусствоз­нание изучает только профессиональ­ные виды творчества. Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфе­ра народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер. В огромном мире культурных артефактов произведения искусства: сона­ты и романы, картины и театральные спектакли — занимают самую верхнюю позицию. Наряду с научными теориями, религиозными учениями и фило­софскими сочинениями продукция художественной культуры относится к сложнейшим и высочайшим проявлениям человеческого духа.

Раньше словом «искусство» называли любые изделия человека — керамичес­кую посуду, ювелирные украшения, медицину, агрокультуру и даже тактичес­кие приемы боя. Все они причислялись к «искусствам» (arts), или ремеслам, обладали не только полезными практическим свойствами, но и высокими эс­тетическими качествами. Позже к искусству начали относить «изящные» виды творчества — живопись, литературу, архитектуру, скульптуру, балет и близкие им области творчества. В результате значение термина сузилось. Но и в своем широком понимании искусство охватывало только созданные мастерами про­изведения.

Сегодня мы вправе относить к сфере искусства только то, что соответству­ет трем обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать: познавательной ценностью, эстетической ценностью, нравственной ценнос­тью. Искусство ведения боя соответствует одним критериям и не соответ­ствует другим. То же можно сказать о ювелирных украшениях или медици­не (подумайте, каким именно критериям они не соответствуют).

Три указанных вида ценности, которым подчиняется произведение ис­кусства, можно сформулировать иначе: Истина, Красота, Добро. Трудно, пожалуй, найти четвертый критерий, который бы в полной мере выражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — это те три кита, на которые опи­рается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — рели­гиозное учение, научную теорию или педагогический прием, они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духов­ного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении — Добро, в педагогическом приеме (сфера образования) — то и дру­гое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступа­ет Красота.

Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе именовать изящными искусствами или просто видами искусства. К ним относятся литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие.

В английском языке искусства (во множественном числе) — arts. Это слово происходит от латинского ars, artis — ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды заня­тий, например artes liberates — свободные искусства, artes sordidae — ремес­ло, artes optimae — науки, artes disserendi — диалектика. Взятое во множествен­ном числе слово artes обозначало произведения искусства. Таковое его пря­мое значение, а переносное — моральные качества, поступки, стремления. В широком смысле данное слово обозначало умения или знания, которые не­обходимы для того, чтобы изготовить нечто. Кстати сказать, понятие «арте­факт» происходит от того же корня.

В эпоху Средневековья — с 400 по 1400 г. — виды художественного твор­чества, которые позднее будут отнесены к изящным искусствам (прежде всего Живопись, скульптура и архитектура), использовались в качестве декоратив­ных приемов украшения церквей, монастырей, дворцов, городских обще­ственных зданий, парков и вилл. Богатые аристократы и нарождающееся купечество соревновались друг с другом, заказывая художникам картины и скульптуры для своих усадеб, галерей, коллекций. Если бы не их утилитар­ный интерес, художества прозябали бы в неизвестности.

Только в эпоху Ренессанса появилось первое поколение художников, ко­торые смогли подняться выше утилитарных задач декорирования стен, пла­фонов и колоннад. Они смогли выразить на своих полотнах непреходящие идеалы возвышенного. Становилось все более ясным, что живопись и скуль­птура имеют самобытную, независимую от их утилитарного предназначения, цен­ность. Они могли заставить зрителя волно­ваться, печалиться, радоваться, восторгать­ся и задумываться.

Богатый и средний класс (мелкая бур­жуазия) выступили спонсорами не только живописи, архитектуры и скульптуры, но также театрального и музыкального искус­ства. В средневековых городах существо­вало множество театральных трупп и бро­дячих музыкантов, которых приглашали к королевскому двору, на массовые празд­нества, народные гуляния. Создавались все предпосылки для теоретического ос­мысления получившего широкую практи­ческую поддержку увлечения людей изящ­ными искусствами.

Понятие «изящные искусства» появи­лось во Франции в XVIII в. В отличие от прикладных, или приносящих практичес­кую пользу, искусств изящные искусства имели совсем иное предназначение: они услаждали зрителя или слушателя. Данное качество было названо эстетичес­ким, т.е. характеризуемым как прекрасное, красивое.

Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — не подвластны прогрес­су. Искусство находится всегда во времени и только спешит к вечности, т.е. к идеалу, а религия уже находится в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщает о том, что есть вечная красота и вечное добро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: