Искусство надо понимать по меньшей мере в трех значениях:
♦ искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира;
♦ искусство в узком смысле — только изобразительное искусство;
♦ искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды
художественного творчества. Чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем различаются изобразительное искусство и художественное творчество.
Изобразительные искусства — раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.
|
|
Художественное творчество выступает синонимом слов «художественная культура». Художественная культура — это совокупность всех видов художественной деятельности — словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов. Понятие «художественная культура» шире, чем понятие «изобразительное искусство», поскольку в него входят литература. музыка и театр, которые изобразительное искусство не включает. Рассмотрим, как они соотносятся с другими понятиями. В повседневной жизни мы часто слышим выражения «культура и искусство», «искусство и литература», «искусство и жизнь». Что они означают?
Соотнося культуру и искусство, подразумевают, что культура включает широчайший спектр проявлений поведения, в том числе бытовую культуру.
а искусство ограничивается только сферой возвышенных идеалов и профессионального творчества. Если ис кусство соотносят с жизнью, то подразумевают его оторванность от суетной реальности, уход в мир абстрактных ценностей и идей. Говоря об искусстве и литературе, тем самым как бы имеют в виду, что словесное творчество не должно входить в сферу искусства, оно стоит особняком, т.е. роман, стихи или театральная пьеса — вовсе не искусство.
|
|
В повседневной жизни искусство чаше понимается очень расширительно. Режиссеры, артисты, поэты и художники именуют себя и деятелями культуры, и деятелями искусства. В этом случае между культурой и искусством ставится знак равенства. Нам придется учитывать все варианты понимания этих явлений, хотя такой подход создает дополнительные трудности в точной трактовке культуры и искусства.
Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура — это сфера образно-выразительного отношения к окружению, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором форма выходит даже на первым план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве — эстетическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, мастерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т.д.
Различие заключается в следующем. Искусство — всего лишь вершина художественной культуры. Последняя включает не только произведения пр<->~
фессионалов, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность только для них самих. Главный критерий, по которому мы выделяем все множество явлений, относимых к художественной культуре, — это образное отражение реальности, отлитые в эстетическую форму чувства, переживания и мысли людей. Они могут быть совершенными и несовершенными. Искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.
Таким образом, критерий выделения художественной культуры — предметный, а искусства — квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им. Это мастерские художников, картинные галереи и залы, консерватории и филармонии, специализированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников, писателей и многое другое.
Стихи, написанные профессионалом и дилетантом, — вещи совершенно разные. И не только потому, что первые пользуются популярностью, а
вторые интересны лишь автору и его друзьям. Профессиональное произведение приобретает иное общественное значение. Подлинное социальное значение произведения искусства раскрывается в публичной представленности, в обсуждениях, оценках, откликах, осуществляемых культурно подготовленной публикой и специалистами. Дилетант не выносит своих стихов на широкий суд, они не получают того, что называется обратной связью — общественной реакцией. Аудитории профессионала и дилетанта принципиально разные: у профессионала — большие социальные группы, у дилетанта — малая социальная группа. Окончательный приговор профессиональному произведению выносят профессионалы и культурно подготовленная публика, а любительскому — кто угодно. В любом обществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Точно так же собирательством, научным анализом, критической оценкой, популяризацией и спонсированием искусства всегда занимались немногочисленные группы подготовленных людей.
Тем не менее и стихи любителя, и стихи профессионала, как и прочие виды художественной культуры, основанные на любительстве (к ним относится весь пласт фольклора — от эпоса и былин до хоровода и заклинаний), принадлежат одной и той же сфере деятельности — духовной. То и другое пронизано высшими устремлениями человеческого духа и эстетическими принципами построения.
|
|
Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах и жанрах.
Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто:
♦ создает новые произведения и идеи;
♦ распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе;
♦ финансирует новые произведения и идеи;
♦ знакомит с новыми произведениями и идеями;
♦ обучает новым произведениям и идеям;
♦ занимается тиражированием новых произведений и идей;
♦ продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль;
♦ оценивает и экспертирует новые произведения и идеи;
♦ осуществляет цензуру новых произведений и идей;
♦ осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений и идей;
♦ читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи;
♦ превращается в фанатичных поклонников, сторонников, идолопоклонников новых произведения и идей.
Если говорить о формах культуры — народной, элитарной и массовой, то оказывается, что в художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной (высокой), но частично — массовой. К искусству мы должны отнести только продукты элитарной культуры — картины П. Пикассо, симфонии П.И. Чайковского, храм Покрова на Нерли, театр К.С. Станиславского...
Заниматься народным творчеством может кто угодно, а занятие искусством требует известной подготовки. Доступ к нему ограничен. Чтобы иметь
право заниматься профессиональным искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мастерства, особые умения. Вот критерий отнесения того или иного произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части.
|
|
Наконец, последний штрих в схеме отличий художественной культуры и искусства. Художественная культура — это элитарная культура плюс народная культура. Искусство — только или преимущественно элитарная. Искусствознание изучает только профессиональные виды творчества. Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер. В огромном мире культурных артефактов произведения искусства: сонаты и романы, картины и театральные спектакли — занимают самую верхнюю позицию. Наряду с научными теориями, религиозными учениями и философскими сочинениями продукция художественной культуры относится к сложнейшим и высочайшим проявлениям человеческого духа.
Раньше словом «искусство» называли любые изделия человека — керамическую посуду, ювелирные украшения, медицину, агрокультуру и даже тактические приемы боя. Все они причислялись к «искусствам» (arts), или ремеслам, обладали не только полезными практическим свойствами, но и высокими эстетическими качествами. Позже к искусству начали относить «изящные» виды творчества — живопись, литературу, архитектуру, скульптуру, балет и близкие им области творчества. В результате значение термина сузилось. Но и в своем широком понимании искусство охватывало только созданные мастерами произведения.
Сегодня мы вправе относить к сфере искусства только то, что соответствует трем обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать: познавательной ценностью, эстетической ценностью, нравственной ценностью. Искусство ведения боя соответствует одним критериям и не соответствует другим. То же можно сказать о ювелирных украшениях или медицине (подумайте, каким именно критериям они не соответствуют).
Три указанных вида ценности, которым подчиняется произведение искусства, можно сформулировать иначе: Истина, Красота, Добро. Трудно, пожалуй, найти четвертый критерий, который бы в полной мере выражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — это те три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — религиозное учение, научную теорию или педагогический прием, они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении — Добро, в педагогическом приеме (сфера образования) — то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота.
Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе именовать изящными искусствами или просто видами искусства. К ним относятся литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие.
В английском языке искусства (во множественном числе) — arts. Это слово происходит от латинского ars, artis — ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды занятий, например artes liberates — свободные искусства, artes sordidae — ремесло, artes optimae — науки, artes disserendi — диалектика. Взятое во множественном числе слово artes обозначало произведения искусства. Таковое его прямое значение, а переносное — моральные качества, поступки, стремления. В широком смысле данное слово обозначало умения или знания, которые необходимы для того, чтобы изготовить нечто. Кстати сказать, понятие «артефакт» происходит от того же корня.
В эпоху Средневековья — с 400 по 1400 г. — виды художественного творчества, которые позднее будут отнесены к изящным искусствам (прежде всего Живопись, скульптура и архитектура), использовались в качестве декоративных приемов украшения церквей, монастырей, дворцов, городских общественных зданий, парков и вилл. Богатые аристократы и нарождающееся купечество соревновались друг с другом, заказывая художникам картины и скульптуры для своих усадеб, галерей, коллекций. Если бы не их утилитарный интерес, художества прозябали бы в неизвестности.
Только в эпоху Ренессанса появилось первое поколение художников, которые смогли подняться выше утилитарных задач декорирования стен, плафонов и колоннад. Они смогли выразить на своих полотнах непреходящие идеалы возвышенного. Становилось все более ясным, что живопись и скульптура имеют самобытную, независимую от их утилитарного предназначения, ценность. Они могли заставить зрителя волноваться, печалиться, радоваться, восторгаться и задумываться.
Богатый и средний класс (мелкая буржуазия) выступили спонсорами не только живописи, архитектуры и скульптуры, но также театрального и музыкального искусства. В средневековых городах существовало множество театральных трупп и бродячих музыкантов, которых приглашали к королевскому двору, на массовые празднества, народные гуляния. Создавались все предпосылки для теоретического осмысления получившего широкую практическую поддержку увлечения людей изящными искусствами.
Понятие «изящные искусства» появилось во Франции в XVIII в. В отличие от прикладных, или приносящих практическую пользу, искусств изящные искусства имели совсем иное предназначение: они услаждали зрителя или слушателя. Данное качество было названо эстетическим, т.е. характеризуемым как прекрасное, красивое.
Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — не подвластны прогрессу. Искусство находится всегда во времени и только спешит к вечности, т.е. к идеалу, а религия уже находится в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщает о том, что есть вечная красота и вечное добро.