double arrow

Отношения меэкду церковью и государством

Состояние духовной сферы общества во многом зависит от того, как ск.т дываются отношения между церковью и государством. Все мы — граждан" государства, но не все мы — верующие. Первых больше, вторых — меньше Но значит ли это, что большинство должно угнетать меньшинство? Значит ли это, что политические дела в обществе важнее духовных? Имеет ли, на­конец, государство право ограничивать доступ граждан к религии в поисках решениях важных духовных вопросов? На эти вопросы в разные историчес­кие эпохи давали разные ответы. Чаще всего проблема решалась так: либо государство подавляло церковь (и соответственно верующих), навязывая ей свою политику; либо церковь диктовала свою политику государству, подчи­няя монархов главе церкви; либо достигачось мирное сосуществование цер­кви и государства во благо им обоим. Так, христианство прошло путь от не­признания и гонений до абсолютного господства над всеми сторонами жиз­ни европейского общества.

История взаимоотношений государства и церкви уходит в глубокую древ­ность — в 586 г. до н.э., когда произошло пленение евреев вавилонским ца­рем Навуходоносором и переселение их в Вавилонию. Им позволили испо­ведовать свою религию — иудаизм, но частным образом, дома и в своем кру­гу, а в общественных местах они обязаны были вести себя, как и все другие граждане. Уже здесь прослеживается отделение религиозного исповедания от гражданского деяния. Через 600 лет в начале новой эры первые общины христиан преследовались римскими властями. Христиане считали себя об­ществом внутри общества. Первое общество было религиозным, основанным на равенстве и братстве, второе — гражданским, в котором христиане как его члены должны были платить налоги и подчиняться правительству. Христи­ане полагали, что — богу — богово, а кесарю — кесарево.

В Библии — основной священной книге христиан — в послании святого апостола Павла латинянам говорится, что каждый человек должен подчи­няться стоящим над ним властям. Светские власти не могут быть для хрис­тианина авторитетом более высоким, чем Бог. Но законность государства санкционирована Богом. В IV в. христианство становится официальной ре­лигией в Византии, которая в то время выступала от имени Римской импе­рии. В VII в. Византию завоевали войска арабского халифата. Оставшаяся незахваченной западная часть Византийского государства взяла на себя фун­кцию духовного и религиозного лидера европейских народов. Здесь процве­тал свой вариант христианства — католицизм. А та разновидность некогда единого вероучения, которая сохранилась в восточной части Византии, ста­ла называться православием.

В период с VIII по XI в. многие западноевропейские монархи рассматри вали церковь как свое владение, они отстраняли и назначали свяшеннослу жителей. В XI в. католическая церковь обрела независимость от госуд<ФсТ ' и провозгласила принцип невмешательства в политическую борьбу. Прав- <-на практике церковным иерархам не удавалось последовательно придер*

ваться провозглашенного принципа. Считая, что духовная власть по своей природе превосходит земную, главы католической церкви активно участво­вали в назначении и смещении европейских монархов. Да и сами короли и императоры постоянно прибегали к авторитету церкви. Их власть станови­лась легитимной только после того, как были помазаны на царство папой римским. Союза с ним искали все европейские правители.

В XIV в. католическая церковь, ослабленная внутренней борьбой, уже не могла диктовать свою волю светским правителям и вынуждена искать покро­вительства государства, выторговывая себе право на духовную монополию в пределах централизованных государств, в то время активно формирующих­ся в Европе. Заключаемый между церковными и светскими иерархами до­говор провозглашал, что на данной территории государство обязуется под­держивать только эту признанную им конфессию и изгонять из своих пре­делов все другие. Варфоломеевская ночь (1572), когда католики вырезали тысячи протестантов (гугенотов), была возможна только вследствие новых

Рис. 26. В Средневековье церковные иерархи активно участвовали в возведении на престол

европейских монархов

отношений между государством и церковью. Описанным событиям предше­ствовал случившийся в XVI в. раскол единой католической церкви на не­сколько конфессий. Появление протестантизма, а затем укрепление его по­зиций внесли неясность в вопрос: какой религии должен придерживаться истинный гражданин. Принцип «одно гражданство — одна религия» исчез. Теперь можно было выбирать между двумя ветвями западного христиан­ства — католицизмом и протестантизмом.

Католицизм сдавал свои позиции протестантизму с боем: XVI— XVII сто­летия вошли в историю Европы как период религиозных войн. По их завер­шении среди европейских монархов было принято новое правило: каждый сюзерен на подведомственной ему территории сам выбирает тот тип рели­гии, который будут исповедовать его подданные.

Сегодня государство вправе само выбирать, какую религию оно будет поддерживать и как оно станет строить с ней отношения. Но и граждане в большинстве демократических стран вольны выбирать себе тип вероиспове­дания.

Не только в христианстве, но и в других религиях между церковью и вла­стями складываются два типа отношений — вражда и сотрудничество. Ис­лам, там, где он процветает, очень активно вмешивается в политическую сферу и направляет деятельность государства. В Индии весьма влиятельной политической и экономической силой выступает индуизм. В 1984 г. премьер-министр Индира Ганди была убита членами сихкской религиозной общины, противопоставившей себя правительству. В таких странах, как Иран, отка­зываются признать то правительство, которое не узаконено исламом. Именно на этой основе здесь произошла революция 1979 г. Религиозные лидеры, муллы, контролируют соответствие деятельности государства священному Корану.

В США можно видеть совершенно иное положение. Конституцией про­возглашено отделение церкви от государства к их взаимному благу. Прави­тельства в коммунистических странах, в современном Китае и бывшем СССР настроены к религии антагонистически и стараются подавить ее. Государство только формально отделено от церкови и не вмешивается в ее дела. В дей­ствительности доктрина воинствующего атеизма, взятая на вооружение СССР в 1920-е гг., предполагает, что государство является атеистическим, а не светским. Оно не может равнодушно относиться к религиозной агитации среди населения и обязано противопоставить ей свою агитацию, сопровож­даемую не только словесными, но и физическими действиями, в частности разрушением монастырей и церквей.

В некоторых странах Западной Европы, в том числе Норвегии, Англии, Шотландии и Дании, среди множества конфессий выбрана одна главная, которая стала государственной. К другим конфессиям или религиозным организациям государство относится терпимо, но не оказывает им матери­альной поддержки. В Германии нет государственной религии, но правитель­ство официально поддерживает Римско-католическую церковь и основную конфессию протестантизма — лютеранство; все прочие конфессии государ­ством не финансируются. Во Франции Римско-католическая церковь явля­ется господствующей, но находится на самофинансировании. Большинство католических зданий являются собственностью государства, а священники существуют на пожертвования и добровольные взносы частных лиц.

Вся Латинская Америка находится под властью Римско-католической церкви. Население здесь очень бедное, богачей немного, малочислен и сред­ний класс. Неравенство в распределении богатства часто приводит к соци­альной напряженности. Католические священники призывали население выступать против эксплуатации и притеснений. В результате сформирова­лось новое движение — либеральная теология. Теология — это система зна­ний, в которых изложена суть данной религии, концентрируемая в вероуче­нии. Если традиционная теология требовала отделения церкви от государ­ства, неучастия священников в политической борьбе, то либеральная теология, возникшая в Латинской Америке в 1960-е гг., напротив, требует такого участия. Католические священники заговорили о классовой борьбе, эксплуатации и социальной несправедливости. Римский папа Иоанн Павел 11

отверг либеральную теологию как способ провести социальные изменения или даже революцию в обществе. Священник должен служить людям, а не призывать их к борьбе с государством. В 1984 г. в Ватикане, центре мирово­го католицизма, был даже принят специальный документ, осуждающий ли­беральную теологию, пропитанную духом марксизма.

Конституция России гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свобод­но выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и дей­ствовать в соответствии с ними. Согласно Конституции, Российская Феде­рация — это светское государство, где признается идеологическое многооб­разие; никакая идеология и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения от­делены от государства и равны перед законом. Разумеется, верующие, кото­рые составляют примерно половину населения страны, обладают всеми граж­данскими правами и наравне с неверующими занимают то или иное место в политической борьбе в соответствии со своими взглядами и пристрастиями. Церковь отделена от государства, но не отделена от общества (рис. 27). Это означает, что она может активно участвовать в обсуждении и решении со-

Рис. 27. Взаимоотношения общества, государства и церкви

циальных вопросов, но не может и не стремится участвовать в решении по­литических проблем.

Православная церковь и другие религиозные конфессии как таковые не участвуют в предвыборных баталиях, хотя политическая деятельность церк-

ви не противоречит законам государства. Государство разрешает, но не раз­решает церковь в силу той миссии, которую она взяла на себя в обществе. Так, Архиерейский собор Русской православной церкви ясно заявил о «непред­почтительности для церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо конкретных обще­ственных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти».

Сравнивая характер отношений, который складывался между обществом, государством и церковью за всю историю (рис. 28), можно сделать следую­щие выводы:

♦ между церковью и государством согласие сменялось антагонизмом;

♦ между обществом и государством согласие сменялось антагонизмом;

♦ между обществом и церковью никогда не было антагонизма.

Рис. 28. Отношение между обществом, государством и церковью никогда не были безоблачными; в роли «давильщика» обычно выступало государство

Отстранение от участия в политических баталиях государства не означа­ет, что у православной церкви, как и у представителей любой другой конфес­сии, нет внутренней политики. Она направлена на укрепление солидарнос­ти единоверцев и борьбу с иноверцами, которые, по ее мнению, отклоняют­ся от истинной веры или искажают ее, приносят в мир зло, а не добро. Так. Архиерейский собор Русской православной церкви принял специальное определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». В определении Собора содержится анализ причин распространения неоязы­чества в нашей стране и за ее пределами, указывается на опасности, связан­ные с появлением организаций, которые «целенаправленно подрывают мно­говековые традиции и устои народа, вступают в конфликт с общественны­ми институтами».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: