Формы культуры типология культур

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различа­ют три ее формы — элитарную, народную, массовую — и две разновиднос­ти — субкультуру и контркультуру.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например живопись П. Пикассо или музыка А. Шёнберга, трудна для пони­мания неподготовленной аудитории. Как правило, она на десятилетия опе­режает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потреби­телей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, зав­сегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения повышается, круг потребителей вы­сокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку.

Народная культура в отличие от элитарной создается анонимными твор­цами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных тво­рений неизвестны. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, ле­генды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды). групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные ше­ствия). Фольклор — еще одно название народного творчества. Фольклор ло­кализован, т.е. отражает традиции данной местности, и демократичен, по­скольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вку­сов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — се­редина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, теле­видение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Яркий пример массовой культуры — популярная и эстрадная музыка. Она понятна и до­ступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня об­разования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной цен­ностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая ауди­тория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы

людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, ус­таревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной куль­туры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массо­вой культуры, а китч — ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Общество состоит из множества групп — национальных, демографичес­ких, социальных, профессиональных, и постепенно у каждой из них форми­руется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. У одного языка несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, — субкультуры, груп­пы, говорящие на разных языках, —различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие ба­зисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества и гласных, и согласных, но являются новыми языками, а не диалектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций. обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилыхлюдей, субкультуре национальных мень­шинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Суб­культура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень значительными, но субкультура не противостоит доми­нирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представи­телей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей — выходцев из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социаль­ной группы свой культурный мир.

Малолетние дети, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобраз­ную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка — этого отца культуры.

Таблица 2

  Основные формы культуры  
__ Форма культуры Элитарная (высокая) Виды и жанры Изучающие их науки
Живопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, собор Искусствоведение, литературоведение
Народная Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай Этнография, антропология, фольклористика
Массовая Эстрада, шлягер, китч, сленг, поп-культура Социология, философия

Молодежная культура — явление сравнительно новое. В качестве само­стоятельной она появилась в середине 1950-х гг. в процветающих странах, прежде всего США. Фактически до 1950-х гг. понятия «тинэйджер» (а не просто подросток) не существовало. В 1940-е гг. молодые люди покупали те же вещи, что покупали их старшие сограждане. Они танцевали в тех же клу­бах, что и родители, поклонялись общим певцам и одевались практически также. Но однажды кто-то догадался, что, хотя денег у тинэйджеров мень­ше, все они тратятся на проведение досуга, и решился создать культуру до­суга, основанную на современной моде. Молодые люди стали покупать боль­ше и разнообразнее не потому, что нуждались в приобретаемых вещах, а потому что не хотели «выглядеть плохо». Всю свою энергию молодежь на­правляла на погоню за очередной «модной штучкой», а не на организацию социального протеста. В этом видят социальную функцию молодежной суб­культуры: она стала дополнительным средством контроля за поведением тинэйджеров.

Еще в 1930-е гг. кинематограф и грамзаписи в развитых западных стра­нах превратились в процветающий бизнес, в самостоятельную и постепенно набиравшую силы индустрию. К тому же периоду относится и подъем мас­сового радиовещания. В Россию эти достижения цивилизации пришли с определенным запозданием.

В середине 1950-х гг. в судьбе со­временного общества произошли ра­дикальные изменения. На историчес­кую сцену вышла новая социальная ка­тегория, составившая вскоре самую массовую аудиторию, — молодежь. За­падные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широ­комасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодежных программ, а шире — на подготовку особого жанра — шоу-бизнеса. К тому времени рынок развле­чений «взрослых» достиг насыщения, зато на молодежном рынке открыва­лись широкие перспективы благодаря постоянному росту материального бла­госостояния.

Когда в середине 1950-х гг. начался бум молодежной культуры, первым потребителем и производителем продукции массовой культуры выступил рабочий класс. Знаменитые «Битлз» — выходцы из рабочего класса. Выход­цы из среднего класса подтянулись к молодежной культуре позже, посколь­ку они дольше учились в колледжах и университетах, следовательно, не имели самостоятельных денег. Напротив, дети рабочих раньше заканчива­ли школу, раньше шли трудиться и раньше обретали экономическую само­стоятельность.

У большей части современной молодежи отдых и досуг — ведущие формы жизнедеятельности, они вытеснили труд как важнейшую потреб­ность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность

в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конфор­мизм (соглашательство). У молодежной субкультуры свой язык, мода, искусство и стиль поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлен­ное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или не­приятие социальной действительности вместо ее переустройства и совер­шенствования. Одним из способов бегства от действительности, или эс­капизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Молодежная субкультура резко отличается от субкультуры детей, взрослых или стариков. Но и внутри себя она неоднородна. Первым и самым заметным признаком выступает социальная принадлежность. Социологи установили, что практически во всех странах молодежь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведет образ жизни не такой, как молодые представители высшего и низшего классов. Кроме того, значительные отличия в субкультуре обнаружены у белых и черных мо­лодых людей.

Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную суб­культуру, принято называть стилем. Стиль — это суммарная характеристи­ка манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выра­жать свои предпочтения и т.п., выделяющая одну группу из других.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отли­чается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конф­ликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противо­стоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, матери­альный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, полити­ческую лояльность, рационализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: