Культурные нормы

Рассмотрим элементы культуры, которые относятся к так называемым культурным, или социальным, нормам — образцам правильного или прили­чествующего поведения.

Культурные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть не­кие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие, что люди должны го­ворить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизы­вают всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правила частной жизни менее ценны и строги, нежели общественной. Если, конечно, они не изменили своего

статуса и не превратились в обще­ственные. К примеру, в большинстве цивилизованных стран цвет лица — частное дело каждого. Но в так назы­ваемых вождествах (первобытных об­щинах, находящихся на зрелой фазе развития) вождем мог быть избран только человек с красивой и гладкой кожей соответствующего цвета. То же можно сказать об ораторских способ­ностях человека. В одних случаях это личное дело каждого, в других — ора­торское мастерство помогает занять высокие политические посты, а в древнем обществе оно служило неизмен­ным требованием к тем, кто решил занять должность вождя или жрепа. Следовательно, это качество и поведение оратора строго нормировались. Культура, подобно губке, впитывает в себя все мелочи жизни — начиная с рецептов приготовления пищи и кончая ритуалом отхода ко сну. Она на­столько необходима, что культуру, как и воздух, мы чаще всего не замечаем. Среди культурных мелочей важное место занимают привычки.

Образ жизни создается нашими привычками. Спать лежа, есть первое ложкой, а второе — вилкой, закрывать за собой дверь, осторожно ставить бью­щиеся предметы — все это и многое другое пропитывает нашу повседневную жизнь. Это — коллективные, или групповые, привычки, усвоенные в про­цессе социализации; их огромное множество, и они соблюдаются автомати­чески, без осознания.

Кроме них, существует масса индивидуальных привычек: рано вставать, заниматься гимнастикой, одеваться потеплее, пить кофе по утрам, не курить натощак и т.д. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются и результате многократного повторения. Привычки это установившаяся схе­ма (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Большинство привы-

чек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), они свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры внешние формы поведения человека, получающие положитель­ную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Привычки приобретаются стихийно, а хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни отно­сятся к светским, другие — к повседневным. Ходить опрятно одетым, не чавкать за едой, не читать газету за обедом — повседневные манеры воспи­танного человека. Целовать руку даме, говорить ей изысканные комплименты или здороваться, приподнимая шляпу, — светские манеры, присущие неболь­шой группе людей.

По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе — особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составля­ющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые мане­ры, нормы, церемонии и ритуалы и характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

В авторитарном обществе этикет построен несимметрично: в древнерим­ском (и не только) обществе некоторые виды аффективного поведения (аг­рессия, злоба, раздражение, гнев, вспыльчивость) допускались между вышестоящими и нижестоящими, но запрещались в отношениях между рав­ными по социальному статусу. Хозя­ин-трибун мог накричать на своего раба или уличного бродягу, но в отно­шениях с другим трибуном он обязан был контролировать себя. В демокра­тическом обществе сенаторы и поли­тические деятели не должны позволять себе грубого отношения ни к равным, ни к нижестоящим.

В отличие от манер обычаи (customs) присущи широким массам людей. Обычай традиционно уста­новившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но отно­сится не к индивидуальным привыч­кам, а к коллективным. Обычаи гос­теприимства, празднования Рождества и Нового года, уважения к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценности. К их соблюдению людей часто принуж­дают. Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, кото­рые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция, порицание.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция все то, что унаследовано от предше­ственников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают ценности, нормы, образцы поведения, идеи, обществен­ные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабель­ного флага. Одни традиции выполняются в обыденной обстановке, а другие — в праздничной, приподнятой. Они относятся к культурному наследию, ок­ружены почетом и уважением, служат объединительным для нации началом. В Аргентине существует такая традиция: на Новый год чиновники рвут ста­рые документы и осыпают ими прохожих из окон своих учреждений. Тем самым они символически расчищают дорогу для новых начинаний.

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и жела­ний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном выборе человека.

Вкус — склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль. манеру одеваться. Вкус свидетельствует, насколько человек отклонился от среднестатистических норм, усредненных стандартов.

Рис. 23. Ускорение технического прогресса становится причиной разрыва между поколениями

профессионалов

Увлечение кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широки­ми галстуками и т.п.

Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой. Моду понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. Эти объекты популярности обычно обозначают какие-то незначитель­ные нормы — в одежде, питании, поведении и т.п. Если вкус может сохра­няться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно ме­няются.

Мода — характерная черта прежде всего Нового времени. Ей не так уж много лет. Но она успела внести в общество революционные преобразова­ния. Если в традиционном обществе нормы одежды и поведения передава­лись по вертикали — от старших к младшим, то в современном они чаще курсируют от одной группы к другой. Адресат современной индустрии моды — молодежь и обеспеченные люди всех возрастов. В развитых странах, особенно в тех, которые считаются законодателями моды, оборот этой ин­дустрии достигает фантастических размеров. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные вея­ния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависят не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

Каждое новое поколение техники открывает перед человечеством новые возможности, а значит, пробуждает к жизни новые цели, идеалы, ожидания, стили, моду и ориентиры. Электрогитара, вытеснившая деревянную гитару, явилась не только технологическим изменением. С ней наступила новая эпоха в молодежной субкультуре, носителем которой выступило новое по­коление молодых людей. Только в сфере компьютеров за последние 20 лет выросло несколько поколений фанатов, разговаривающих на разных языках, верящих в разные цели и жизненные приоритеты, обладающих разными про­фессиональными и жизненными навыками. Между ними огромный разрыв: поколение эвэмщиков совершенно не понимает нынешнее поколение по­клонников виртуальной компьютерной реальности. И так везде.

С ускорением технического прогрес­са укоротились циклы смены техничес­кой моды. Не более двух-трех лет дер­жится мода на те или иные технологи­ческие новшества. Зародившись в центре — передовых странах, новое ве­яние благодаря современным средствам коммуникации моментально достигает периферийных стран мира. Через корот­кий промежуток времени на смену при­ходит новое увлечение. Подобную гон­ку может выдержать только молодежь. Разновидностью традиции являет­ся обряд. Он характеризует не избира­тельные, а массовые действия. Об­ряд совокупность действий, уста­новленных обычаем или ритуалом и выражающих какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной со­циальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровожда­ют важные моменты человеческой жизни: рождение (крещение, наречение именем), свадьба (сватовство, вы­куп невесты, помолвка), вступление в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переход в дру-

гой возраст (инициация), смерть (отпевание, погребение, поминки). Они су­ществуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Симво­лические действия пронизывают все области человеческой культуры.

Церемония последовательность действий, имеющих символическое значение, когда отмечаются (празднуются) какие-либо события или даты. Функция этих действий — подчеркнуть особую ценность отмечаемых собы­тий для общества или группы. Коронование — яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленны­ми для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван дра­матизировать данное событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — пример ритуала.

Нравы — особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образ­цы действий. Это обычаи, включающие философские и этические суждения о благополучии общества, которое непременно наступит, если, конечно, люди станут последовательно соблюдать их. Нравы основаны на традициях общества и имеют непререкаемый авторитет. Они не критикуются и не под­вергаются сомнению большинством населения, хотя отдельные представи­тели, скажем журналисты или иссле­дователи, могут высказывать сомнение в исторической правомерности тех или иных нравов. Нравы фундаментальны. консервативны, немногочисленны. Их главная функция — поддерживать в неизменном виде образцы поведения как можно более долгое время. Часть нравов приобретает характер священ­ных ценностей. Таковы религиозные заповеди, основанные на авторитете Бога. Другие нравы, хотя и не относят­ся к числу религиозных, также имеют освященный заветами характер, на­пример уважение к старшим в роду.

Нравы отражают моральные ценно­сти общества, их нарушение наказыва­ется более сурово, нежели нарушение традиций.

От слова «нрав» происходит «нрав­ственность» — этические нормы, духов­ные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Ла­тинское слово moralis (отсюда и наше слово «мораль») означает «нравственный»- Мораль общества — предписания того, что такое правильное и неправиль­ное поведение в соответствии с провозглашенными нормами. Нравы — обы­чаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвер­гнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие означало «самые уважаемые и освященные обычаи». Во многих обществах считается безнрав-

ственным ходить по улицам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорблять старших, ударить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидами и т.п.

Разновидностью нравов выступают законы — это нормы или правила по­ведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения (рис. 24).

Различают два вида законов. Обычное право — вдоиндустриальном обще­стве совокупность неписаных правил поведения, санкционированных госу­дарством. Из обычного права постепенно возникли формальные или юриди­ческие законы, закрепленные конституцией —основным политическим зако­ном страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь. Законами общество защища­ет такие ценности, как жизнь человека, человеческие права и достоинство, собственность, государственную тайну.

Рис. 24. Все культуры основываются на традициях и обычаях. Обычаи превращаются в нравы. Нравы — в законы, составляющие правовой фундамент общества

Выполнение культурных и социальных норм регулируется санкциями.

Санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей со-' блюдать социальные нормы.

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится об­ществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, кол­лективные символы (например, флаг, герб, гимн), религиозные обряды, за­коны государства и многое другое составляет то, что делает сообщество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется. Ценности и нормы — элементы культуры. Даже общераспространенные привычки со­блюдать гигиену переводятся обществом на язык предписания.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом об­ществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дип­ломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит че­ловека в затруднительное положение, но не влечет за собой жесткого на­казания.

Культурные нормы суть не только разрешение на одобряемые поступки, но и запрещение совершать неодобряемые действия. В разных культурных системах и религиях запрещается и разрешается не одно и то же. Иногда в одной религии запрещается то, что считается допустимым в другой. Напри­мер, шариат запрещает мусульманам-мужчинам носить золотые украшения, а в христианстве это вполне допускается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: