Три капитализма в России

Когда мы говорим о капитализме в современной России, то подразуме­ваем события 1990-х гг. Сравнивая нынешнее состояние России с теми успехами, каких добились к настоящему времени развитые страны За­пада, мы склоняемся к мысли о том, что внедрение капитализма на рос­сийской почве принесло народу скорее несчастье, нежели излечение от социальных и экономических бед. По сравнению с предшествующим советским строем уровень жизни населения снизился в 5-6 раз, а мас­штабы смертности, преступности, алкоголизма и наркомании выросли во много раз; объем производства упал в 2-3 раза, а задолженность ино­странным государствам возросла в 4-6 раз и т.д.

Несомненно, социологи должны проводить синхронный анализ событий, фиксируя качественные и количественные признаки. Но не менее важен и диахронный подход, позволяющий сопоставить разные капитализмы в од­ной стране в разное историческое время. Именно об этом, о разных капита-лизмах в России, а не о разных стадиях одного капиталистического уклада, следует вести разговор.

За последнее столетие с небольшим Россия совершала три попытки вне­дрения капитализма: первый дореволюционный капитализм — с 1861 по 1917 г.; второй постреволюционный — с 1921 по 1929 г.; третий постсовет­ский — с 1991 г. по настоящее время. Каждый случай капитализации — это переход от нерыночного общества (феодализма и социализма) к рыночному (капитализму), прослеживаемый почти с хронологической точностью (рис. 6).

Почему правильнее говорить о трех капитализмах, а не о трех фазах, ста­диях или периодах развития капитализма в России, что кажется более логич­ным и убедительным (по крайней мере более привычным)?

Если мы рассматриваем несколько стадий какого-либо процесса или раз­вития какого-либо общества, то обязаны учитывать следующие признаки:

а) преемственность различных фаз одного и того же процесса, означаю­щая, что следующая фаза продолжает развиваться с того момента, на кото-

Рис. 6. Хронологические рамки капитализации российского общества

ром остановилась предыдущая, либо решать те задачи, которые не успела решить предыдущая стадия развития;

б) восходящая линейная (в отдельных ситуациях циклическая) направлен­ность всех стадий одного процесса, если он обладает признаком развития,иными словами, социальное развитие должно быть постепенным восхожде­нием от низших к высшим стадиям (прогресс);

в) поколенческая преемственность живых носителей традиций и норм раз­личных стадий восходящего процесса означает, что если между двумя сосед­ними стадиями выпало несколько поколений людей и разорвалась живая эс­тафета передачи накопленных знаний, социального опыта и традиций, то не­правомерно говорить о том, что перед нами две стадии одного процесса.

Рассмотрев с таких позиций три попытки реализации капитализма в Рос­сии, обнаруживаем, что ни один из признаков здесь не выполняется. В са­мом деле, нельзя говорить о том, что нэповский капитализм решал задачи или продолжал развитие посткрепостнического капитализма или что пост­советский капитализм логично продолжал нэповский. Иными словами, меж­ду тремя капитализмами нет логической преемственности. Они не обнару­живают и линейной направленности развития. Постреволюционный капи­тализм не является более высокой стадией развития российского капитализма, нежели дореволюционный. Точно так же постсоветский капи­тализм не приблизил страну к идеалам цивилизованного рынка, а скорее отдалил от них. Наконец, между тремя попытками капитализации не сохра­нялась живая линия преемственности. В 1917 г. класс крупной и средней буржуазии как в городе, так и на селе был уничтожен, репрессирован либо выслан. Сохранившиеся при нэпе остатки старой буржуазии не относились к интеллектуальной, творческой элите, которая была способна поставить страну на капиталистические рельсы. После большевистских чисток уцеле­ли те, кого в годы Второй мировой войны именовали тыловыми крысами — особая разновидность приспособленцев и социальных паразитов, которые

ориентированы скорее на то, чтобы подбирать неподобранное другими, не­жели строить новый тип общества. Но и их после завершения нэпа практи­чески всех, кроме сменивших фамилию или отказавшихся от родственных связей, физически устранили. Чистки 1930-х гг. были направлены на устра­нение поднявшейся в годы нэпа советской буржуазии. Развернутое строи­тельство социализма сталинского образца велось с «чистого листа», с новы­ми кадрами1.

Кадровая преемственность сохранялась в России не между разными по­пытками внедрения одного экономического уклада, а между разными эко­номическими укладами. Отмена крепостного права и переход России к ка­питализму происходили при сохранении давно прогнившего и дискредити­ровавшего себя управленческого аппарата царского самодержавия, от которого К. Маркс в письме В. Засулич предлагал освободиться в первую оче­редь. Но большевики, совершившие политический переход от одного эко­номического уклада к другому, привлекали на протяжении первых 10—15 лет старые кадры, называемые «бурспецы» (буржуазные специалисты), и по су­ществу коммунисты-управленцы перенимали у них традиции и обычаи ру­ководства делами и людьми. Уже в середине 1920-х гг. выдающийся знаток тогдашней системы управления А. Гастев писал о расцвете бюрократизма при советской власти. К нему присоединились и другие советские управленцы вплоть до Ф. Дзержинского, отмечавшие, что после революции степень бю­рократизации общества стала выше, нежели до революции. Третий, ельцин­ский, капитализм возводился на плечах и при активнейшем участии бывшей советской номенклатуры, которая перенесла на новый экономический ук­лад весь арсенал старых привычек, стереотипов и пережитков.

Рис. 7. Степень бюрократизации общества после Октябрьской революции 1917 г. стала выше,

чем в Российской Империи

1 Для сравнения: переход к демократии в нынешней Испании осуществлялся в условиях всепроще ния: в ней не было ни судебных процессов над франкистскими лидерами, ни чисток, ни комисси по установлению истины.

Таким образом, историческая логика развития России, к сожалению, имеет анормальный по сравнению с развитыми капиталистическими стра­нами вид. Живая преемственность и сохранение людей необходимы при переходе от одной фазы к другой в рамках одного экономического уклада. Только в таком случае первое поколение передает социальный опыт и зна­ния второму, учит избегать в будущем тех ошибок, через которые объектив­но пришлось проходить в прошлом. В России, напротив, межпоколенческая

преемственность сохранялась при пе­реходе от одного уклада к другому, что, согласно эволюционной логике, явля­ется наименее выгодным вариантом. Преемственность ошибок не менее важна, чем преемственность успехов. Если ее нет, стране через какое-то вре­мя приходится повторять собственные ошибки, всякий раз откатываясь в сво­ем развитии назад. Строительство ка­питализма обрывалось именно втот момент, когда масса совершенных оши­бок подходила к критической черте и намечалась тенденция их уменьшения. Остановимся на этом важном моменте подробнее. Совершать ошибки так же необходимо, как добиваться успеха. Возможно, что ошибки обществу важнее успехов. Успех окрыляет, но и кружит голову, притупляет социальную бдительность и готовность к неожиданному повороту событий. Череда успе­хов подобна очередным дозам наркотика, частое употребление которых при­тупляет разум. Ошибки делают нас чувствительными, самокритичными, хотя намного менее окрыленными и возбужденными. Череда ошибок так же гу­бительна, как и конвейер успеха, хронические поражения вгоняют нацию в шок, а затем подавляют ее волю.

Дореволюционный и самый длительный по времени капиталистический опыт изобиловал и ошибками, и успехами. По валовому национальному продукту Россия догоняла передовые страны и вошла в первую пятерку мира. Но по ВНП на душу населения она влачилась в самом хвосте не только пе­редовых стран, но и развивающихся. Такова была правда 1913 г. Как извест­но, войны больнее всего бьют по наименее развитым странам, стало быть, от Первой мировой войны России досталось больше других. Она вышла из нее к революции 1917 г. с максимальными потерями: политический кризис, коллапс экономики, социальная аномия, голод, невиданная активизация радикальных движений. Россия не выдержала испытания капитализмом и объективно не могла выдержать. Она слишком поздно вступила на эту ста­дию. Октябрьская революция 1917 г. — плата за историческую нерастороп­ность. Революции происходят у тех, кто много смотрит по сторонам или долго собирается в дорогу.

Можно ли было предотвратить Октябрьскую революцию и сохранить преемственность в развитии капитализма? Согласно теории М. Вебера, нет. Капитализм западного толка появился на свет только один раз и больше никогда не появится. Это произошло благодаря счастливому случаю: в од­ной исторической точке сошлись пять необходимых для рождения подлин­ного капитализма факторов: культ неприкосновенности частной собствен­ности, независимость крупной буржуазии, развитость средних городских

слоев, секуляризированная наука и специфический тип религии. Ничего подобного в России ни тогда, ни позже не было. Россия столь долго опреде­лялась, куда себя относить — к Востоку или Западу, что пропустила все са­мое интересное, что происходило на Западе. А теперь уже вряд ли когда ус­пеет к тому, что происходит на Востоке.

Когда мозги нации не знают, куда поворачивать, то и тело перестает слу­шаться. Русская интеллигенция постоянно металась между славянофилами и западниками. Так происходило в конце XIX и в конце XX в. Этот великий русский вопрос до сих пор не решен. Между противоположными фракция­ми интеллигенции через 100, 200 и 300 лет споры будут не менее ожесточен­ными, чем сегодня. Чем больше спорит интеллигенция, тем больше недоуме­вает народ. Создается впечатление, что элита общества занимается внутрен­ними разборками и отчуждается от народа, который из-за постоянных упражнений интеллигенции чувствует себя материалом, над которым про­водятся политические эксперименты.

Ведь и три попытки внедрения капитализма иначе как политическими экспериментами не назовешь. Переход к капитализму — всякий раз победа одного из направлений русской интеллигенции — западников. Реставрация социализма — победа славянофилов, хотя большевиков с трудом можно при­числить к ним. Если бы западники, придя к власти, удерживали ее в течение столетия и не меньше, то о шараханьях из одной крайности в другую и рес­таврации социализма говорить бы не пришлось. Но не успевали западники исчерпать отведенный им историей запас экономических и политических ошибок, как их противники, спекулируя именно на совершенных ошибках как свидетельстве неумелого руководства, призывали народные массы к мятежу.

Беда России в том, что переход от одного уклада к другому происходил не вовремя, не в нужной точке. М. Туган-Барановский, полемизируя с В. Ле­ниным, говорил: страна должна переболеть капитализмом, чтобы вылечиться от его язв. В начале XX в. Россия находилась на подъеме, капитализм далеко еще себя не исчерпал, а его политические оппоненты заговорили о необхо­димости социализма. Первая мировая война не была показателем слабости капитализма, точнее, не являлась не­избежным поражением российского капитализма, как на том настаивали большевики. Война началась (если можно так сказать о войне) весьма не­кстати, она подорвала организм впол­не здорового капитализма, чем и воспользовались большевики, предложив­шие ампутировать нездоровые органы вместе с телом.

Большевики считали, что болезнь зашла слишком далеко, что темпера­тура у больного зашкалила и пора принимать экстренные меры. Что говори­ли большевики в 1917 г.? Народ доведен до отчаяния, страну разорили, на­селение вымирает, голод косит миллионы. Что говорили интеллигенты в конце 1980-х гг.? Социализм довел общество до полного банкротства, нрав­ственность разрушена, экономика развалена, народ отчужден от власти, про­изводительность общественного труда упала до минимума, а коррупция воз­росла до максимума. Что говорят нынешние враги капитализма? Страну гра-

бят иностранцы, русский народ вырождается, население нищает, а кучка олигархов непомерно обогащается. Сценарий революционной смены одно­го строя другим написан, таким образом, вовсе не сегодня.

Надо заметить, что переход от одного строя к другому — к капитализму либо социализму — происходил в России в точке экономического спада и политического кризиса. Доведенная до отчаяния страна жаждата новый строй, как чудо, как спасительный свет в конце тоннеля. Ничего подобного в других странах не было. Исторический переход между формациями про­исходит совершенно незаметно — через постепенное изменение традиций, образа жизни, уклада хозяйства, мотивации и стереотипов поведения. Он не должен ощущаться как катастрофа или вселенское потрясение. Он не дол­жен планироваться, и к нему нельзя готовиться, как к празднику.

Что дал стране нэп? Политическое и экономическое оживление, но оживление, перешедшее в опьянение. Свободой в России не умеют наслаж­даться, как наслаждаются высоко­сортным напитком. Свободой у нас напиваются. Нэп не только ожив­лял — он развращал. Одновременно с творческим подъемом — расцветом авангардистских течений, кружков, студий, секций, диспутов в литерату­ре, живописи и театре, массовыми зрелищами на площадях, эксперимен­тами в неформальной музыке и развитием джаза, публикацией мень­шевистских и декадентских газет, сборников и журналов — в стране про­исходил подъем криминалитета, по­явились подпольные миллионеры, усилились политический произвол и коррупция. Именно в те годы в стране происходит сексуальная революция под лозунгом «При социализме нет семьи, и все женщины одинаково дос­тупны». Развитие мелкой и оптовой торговли привело к радикальному из­менению ценностных ориентации и образа жизни. В магазинах появились товары широкого потребления, народ приоделся и пошел в рестораны, трак­тиры, ночные клубы. «Новые русские» тех лет не стеснялись своей роско­ши, хотя упорно скрывали свои доходы. Начался массовый процесс обур-жуазивания всех слоев общества. В прессе печатались многочисленные ста­тьи, разоблачавшие комсомольцев, красноармейцев, советских руководителей, ведших чуждый образ жизни.

Одновременно с обуржуазиванием одной части общества происходило обнищание другой. Бесконечные очереди на биржах труда, самоубийства отцов семейств, неспособных прокормить родных, массовая миграции из деревни в город и обратно, недовольство социальных низов новой партий­ной прослойкой. Закончилась война, и около 3 млн красноармейцев верну­лись в свои деревни. Они стали наемными батраками у бывших кулаков и помещиков, превратившихся в председателей, директоров, заведующих.

уполномоченных. Ничего не изменилось, хотя советская власть отдала в соб­ственность народа землю и фабрики. Вопрос в том, кто ими управлял?

Недовольство нэпом вылилось в недовольство советской властью. Народ был готов пересмотреть свои политические пристрастия. Великий поворот 1929 г. от капитализма к социализму произошел не на пустом месте, а во мно­гом «по просьбе трудящихся». Но «по просьбе трудящихся» произошла и Ок­тябрьская революция 1917 г. По прось­бе трудящихся (теперьуже интеллиген­ции) произошла мирная революция 1991 г. Как знать, что еще в стране про­изойдет по просьбе трудящихся?

Сворачивание нэпа и возврат к идеалам социализма в 1930-е гг. полу­чили всеобщее одобрение народных масс. Это очень важный момент. Ста­линское руководство умело подгото­вило общественное мнение. Такой поддержкой масс не пользовалось даже ленинское правительство, не го­воря обо всех других российских пра­вительствах. Сегодня, взирая на дале­кое прошлое, мы понимаем, что 1929 г. был трагическим поворотом к прошлому, но тогда он рассматривал­ся как единственно возможный вари­ант движения к будущему.

Форсированная индустриализация и гигантское промышленное строительство, открывшее сотни тысяч новых рабочих мест, позволили покончить с основным бичом городского пролета­риата — безработицей. Нэп не смог ее победить. Он в принципе не способен ликвидировать безработицу, поскольку капитализм от нее неотделим. Если добавить два других несчастья России — перенаселенность деревни, о кото­рой постоянно писали дореволюционные экономисты, и почти сплошную неграмотность, которые удалось побороть сталинской России, то прогрес­сивность нового витка в истории страны станет очевидной.

Отметим еще одну особенность трансформационных скачков России. Пе­реход от феодализма и социализма к капитализму всякий раз происходил мир­ным путем и не требовал человеческих жертв. Напротив, переход от капита­лизма к социализму сопровождался уничтожением миллионов людей, кадро­выми чистками, лагерями, принудительным трудом, напряжением всех сил нации. Почему-то строить капитализм можно было на старом фундаменте, а для возведения социализма требовалось освободиться от прежнего человечес­кого капитала, включающего не только живых людей (крестьян, рабочих, интеллигенцию), но и старую науку, старое искусство, старые традиции и коллективные привычки. Такова специфика не только российского социализ­ма. Пол Пот в Кампучии уничтожил 3 млн человек, включая детей 8—10 лет. Он был уверен, что для новой жизни надо выжечь историческую память не менее трех поколений людей и как можно в более раннем возрасте.

Сравнивая трансформационные скачки России к капитализму и обратно, можно обнаружить и другие тенденции. В частности, каждая попытка пост­роения капитализма и социализма в России предпринималась сверху — че­рез политику, а не культуру. Так проявляет себя неорганическая модерниза­ция. Кроме нее существует органическая, но то сказка не про нас.

Два типа модернизации — органическая и неорганическая — по существу два типа исторической судьбы страны. Первая удачная, вторая неудачная.

Органическая модернизация является результатом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции, например переход Англии от феодализма к капитализму после промышленной рево­люции XVIII в. и преобразование американского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX в. Такая модернизация начина­ется не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

Капитализм возникает как естествен­ное следствие изменений в укладе жиз­ни, традициях, мировоззрении и цен­ностных ориентациях людей.

Неорганическая модернизация явля­ет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой вариант догоняю­щего развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая вследствие монголо-татарско­го нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий на­зад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно эту цель пре­следовали Петровские реформы XV111 в., сталинская индустриализация 1930-х гг., перестройка 1985 г. и экономические реформы 1992—1995 гг.

Чтобы провести такую модернизацию, закупается зарубежное оборудова­ние, заимствуется чужая технология (нередко путем экономического шпио­нажа), привлекаются иностранные инвестиции, приглашают иностранных специалистов и т.п. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, перестраивается под зарубежные аналоги консти­туция страны. Во многом именно так происходило в России в XVI II и XX вв., в Японии в XIX и XX вв.

Стране восходящего солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За корот­кий период неорганическая модернизация сменилась органической. Япония развивается на собственной основе и в свою очередь служит образцом для подражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за постоянных отступлений от первоначальных реформ, непоследовательности их осуществления пере­ходный период растянулся на 200 лет.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить боль­шинство населения и поэтому не получают прочной социальной поддерж-

ки. Они овладевают умами лишь наиболее подготовленной части общества. Так было в XIX в., когда интеллигенция раскололась на западников, кото­рые выступили за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, и славянофилов, ратовавших за самобытный путь разви­тия, т.е. органическую модернизацию. Численность западников оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу. Так происходит и сегодня, когда западников, или рыночников, затеявших пере­ход к капитализму и руководивших реформами на первых порах, к концу 1990-х гг. оттеснили те, кто ориентирован на промежуточный вариант раз­вития. Если наметившаяся сегодня тенденция сохранится в ближайшем бу­дущем, то неминуем великий поворот 1929 г., но в более мягкой форме. Если XXI в. мы начнем с лечения язв капитализма при помощи испытанного со­циалистического лекарства, не переболев как следует, то закончим его воз­вращением в XIX в.

Еще одна закономерность трансформационных скачков состоит в том, что каждая попытка перехода к капитализму происходила при господстве госу­дарственного сектора экономики над частным. Еще при Петре I гипертро­фированное развитие получили государственный заказ и военно-промыш­ленный комплекс. Преобладание производства группы А над производством группы Б характеризует все три периода строительства капитализма. Попы­таемся разобраться в причинах.

Петровская эпоха именуется господством торгового, но не промышлен­ного капитализма. Последнему взяться еще было неоткуда. М. Туган-Бара-новский, проанализировавший генезис отечественного капитализма в зна­менитом двухтомнике «Русская фабрика», указал на ряд факторов. Прежде всего дефицит кадров — нехватка рабочих, без которых невозможен капита­лизм. Население России в подавляющем большинстве состояло не просто из крестьян (это было бы еще полбеды), но из крепостных крестьян, которых следует расценивать как исторически отживший тип работника. Он не соот­ветствовал не только капитализму, а даже феодализму, если его очерчивать по европейским меркам. Отсюда удивительный национальный феномен — фабричные работники, состоявшие исключительно из крепостных крестьян. На европейские фабрики приходили формально свободные наемные работ­ники из разорившихся крестьян, ремесленников, городской бедноты. Для российского капитализма история не подготовила самой необходимой пред­посылки — свободный наемный труд.

Поскольку опереться на незначительные капиталы русского купечества в эпоху петровской индустриализации не удавалось, первыми промышлен­никами в большинстве случаев становились дворяне, и причем не доброволь­но. Выгоду от строительства фабрик при своих усадьбах русское дворянство почувствовало только в XIX в., когда уже было поздно — его опередило воз­мужавшее купечество. В промышленники дворян царь назначал своим ука­зом. Сильная промышленность нужна была России для ведения активной, временами захватнической внешней политики, страна нуждалась в мощном военно-промышленном комплексе. Его создавали сверху, принудительно, на государственные деньги, за счет государственных назначений — одних в управляющие, других в подчиненные. Именно тогда начала формироваться российская номенклатура.

Номенклатура и бюрократия — становой хребет русской истории, гарант стабильности общества. Номенклатура вынесла на себе бремя феодализма, трех капитализмов и неизвестно еще скольких соииализмов. Не средний класс, а номенклатура выступала в России стабилизатором социального раз­вития.

Поскольку мощная административная система в России сложилась еще до Петровских реформ, то строить капитализм царю можно было только опи­раясь на такой фундамент. Возглавляли административную систему с XVIII по XX в. первые лица государства (цари, генеральные секретари, президен­ты), а служилые люди — дворянство, советские партработники из бывших рабочих и крестьян, нынешние интеллигенты-демократы — являлись про­водниками принимаемых управленческих решений. Кто кем правил — мо­нарх аппаратом или чиновники своим начальником — неизвестно. Но ни один российский монарх, как бы ни называлась его должность, никогда не шел против своего аппарата. Не пошли против него Петр I и Екатерина II,

возводившие здание капитализма в не­драх феодализма. Им нужна была мощная вертикальная опора, каковой и оказалось русское дворянство. Это еще одна национальная особенность. Дворянство — это прежде всего на­туральное хозяйство, непонимание и страх перед товарно-денежной эконо­микой. Получилось так, что русский капитализм, т.е. товарное производ­ство, строили его заклятые враги. Так происходило в начале XVIII в. и в кон­це XX в. Капитализм «третьей волны» начали строить секретари обкомов, райкомов, крайкомов, недавние идео­логические противники капитализма, ярые антирыночники.

Если капитализм строят его враги, то никакого трепета перед частной собственностью они не могут испыты­вать, как и не могут защитить ее от по­сягательств неимущих. Чиновники не заинтересованы в создании цивилизо­ванного капитализма, поскольку им в нем нет места. От капитализма они берут прежде всего его отрицательные черты — ухищренные способы само­обогащения. Злоупотребление служеб­ным положением, совмещение, скры­тое или открытое, государственных постов с коммерческими — обязательные атрибуты административного ва­рианта строительства капитализма. Удивительным, если не парадоксальным

2 Gurr T.R. Minorities at Risk: A Global View of Ethnopolitical Conflicts. Washington, 1993.

для социолога было бы как раз обратное положение дел, ведь высшие поли­тические посты должны соответствовать высшим экономическим статусам. Если в одной стратификационной системе индивид занимает высшие ста­тусы, а в другой — низшие, то возникает статусная несовместимость, кото­рая позже либо стихийно выправляется сама собой, либо заставляет перестра­иваться все общество. Превращение чиновника в бизнесмена для нас наи­лучший вариант. Худшим было бы переустройство, возможно кровавое, всего общества, которое могла устро­ить бюрократия.

История свидетельствует, что каж­дая попытка перехода к капитализму происходила на фоне мощного роста криминалитета и девиантного поведе­ния. Раздутый государственный аппа­рат, который занимается мздоимством и совмещением предпринимательской и управленческой деятельности, счи­тается девиантным по одним меркам и нормальным по другим, российским. Чрезмерное число бюрократов служит тормозом на пути экономических и политических реформ. Но не будь их, то и сами реформы стали бы невозможными.

В России каждая попытка построения капитализма осуществлялась в ус­ловиях таможенного протекционизма, ослабления внешней конкуренции и ухудшения качества отечественной продукции, на фоне мощной идеологичес­кой борьбы между двумя крылами политической и экономической элиты об­щества. Борьба между западниками и славянофилами —лишь интеллигентское прикрытие происходившей и происходящей сейчас подковерной борьбы меж­ду разными группировками бюрократии: одна получает максимальные выго­ды от сохранения старого общества, другая — от перехода к новому. Вопрос упирается не в идеи или философские школы, а в деньги и власть.

Одно крыло бюрократии ориентировано на западные ценности и моде­ли, другое — на ложно понимаемые патриотические ценности. Борьба меж­ду западниками и славянофилами, начавшаяся еще до первого периода по­строения капитализма, продолжалась на протяжении всех последующих по­пыток и не прекращается по сей день. Попеременно добиваясь успеха, то одно, то другое крыло вынуждало колебаться экономическую политику го­сударства, бросало ее в крайности и в конечном итоге губило политическую элиту в целом.

Каждая очередная попытка строительства капитализма реализовывалась при одном и том же фундаментальном недостатке — сохранялась старая си­стема управления, которая именуется административной. Она присуща всем нерыночным обществам. В отличие от нее менеджмент функционирует в рыночном обществе. Ни разу за всю историю страны менеджмент не побеж­дал административный тип управления, что служило одной из причин не­удачи построения капитализма. Попытка соединить новый тип рыночных отношений со старым типом управления обречена на неудачу.

Каждая попытка построения капитализма в России сопровождалась со­хранением менталитета, системы ценностей и мировосприятия населения, характерных для доиндустриального общества. Ориентация на коллективизм, а не индивидуализм сочеталась с неприятием института частной собствен­ности. Мышление большинства населения всегда оставалось нерыночным. Рыночниками была незначительная часть образованной интеллигенции, которая на первых порах питала иллюзии о возможности обогатиться, но на стадии дикого капитализма интеллигентские умы бессильны, он требует сильной прослойки бритоголовых и не обремененных знаниями индивидов,

которых сегодня именуют «новыми русскими», а вчера они были просто троечниками и второгодниками. Со временем у большей части интелли­генции, остающейся госслужащими, романтические заблуждения насчет капитализма рассеивались и она нос­тальгировала по ушедшему социализ­му. Частная собственность госслужа­щему не нужна, а с открывшейся сво­бодой слова он не знает, что делать. Прежние статусные атрибуты — гаран­тированная занятость, невысокий ок­лад и определенное уважение к про­фессии — оказываются важнее новых. Однако в отличие от первых двух периодов на нынешнем этапе заметны определенные подвижки. Прежде все­го значительно повысился уровень гра­мотности населения, возросла доля интеллигентных и полуинтеллигентных слоев, ориентированных на более прогрессивные модели экономического поведения. Гораздо быстрее, чем прежде, старые консервативные слои общества вытесняются новыми про-грессистскими поколениями молодежи. Каждое новое поколение молодежи, все более ориентирующееся на рыночные ценности, сменяет предыдущее, опять же молодежное, через более короткий промежуток времени. В россий­ском обществе сформировался новый тип конфликта между отцами и деть­ми: первые ориентированы больше на социализм, вторые — на капитализм. Он уже встречался в 1920-е гг. и вылился в трагедию Павлика Морозова. Правда, тогда вектор ориентации был противоположным: старшие выступали за капитализм, а младшие — за социализм.

Каждая попытка построения капитализма проходила через обязательный период первоначального накопления или, выражаясь точнее, период перво­начального ограбления страны. Он сопровождается резким обогащением небольшой (1—3%) части населения и обнищанием остальных, ростом пре­ступности, теневой экономики, ослаблением монополии государства на за­конное применение насилия. Выходом из последнего часто выступало допол­нительное «закручивание гаек», которое неотвратимо наступало после того, как ослабленное государство осознавало свое политическое банкротство. Все попытки построения капитализма происходили на фоне ухудшения матери-

ального положения населения. Дешевая рабочая сила, сохранявшаяся на каждом этапе, не позволила капитализму перерасти в цивилизованную фазу, которая, если рассматривать экономические показатели, характеризуется высокой оплатой труда и высокой его производительностью. Дешевый труд всегда сопровождается низким качеством продукции, непритязательным потребительским спросом, отсутствием института профессионального тру­да и развитой системы правовых гарантий занятости. В результате ни одна из попыток построения капитализма, прежде чем ее не смела история, не завершилась созданием прочного среднего класса рыночного типа.

Каждая попытка построения капитализма в России осуществлялась по модели догоняющего развития и второго эшелона. За тысячу лет место стра­ны в мировой системе разделения труда не претерпело качественных изме­нений. Если судить по структуре экспорта, страна оставалась сырьевым при­датком Запада. Она не стала экспортером наукоемких технологий. Отсюда вытекает закономерность: каждая попытка построения капитализма будет сопровождаться крупными иностранными заимствованиями, дефицитом государственного бюджета, нехваткой внутренних инвестиций, нерациональ­ным (хищническим) потреблением природных ресурсов.

Переход от социализма (вначале от фе­одализма) к капитализму можно интерпре­тировать как переход от нерыночного об­щества к рыночному. Феодализм и социа­лизм можно трактовать как модификации одного экономического уклада, поскольку некоторые ученые считают, что социализм и есть вариант феодализма. Тогда история России последней тысячи лет — это исто­рия противоборства двух типов обществ — нерыночного и рыночного, соответствую­щих им систем управления — администри­рования и менеджмента и двух типов идеологии — славянофильства и западни­чества. Последние можно коротко характе­ризовать как два типа экономической ори­ентации: славянофильство ориентировано на нерыночную экономику, а западниче­ство — на рыночную.

На таком основании можно причислить Россию к странам «третьего мира» или раз­вивающимся странам, если за базу брать концепцию запаздывающего развития. В плане построения капитализма Россия действительно всегда опаздывала, т.е. была страной догоняющего развития. Но в плане второй составляющей истори­ческого развития — социализма Россию надо причислять к странам опере­жающего развития. Почему? Социализм мы «испробовали» раньше других стран. Швеция и США только сейчас начали строить полусоциалистическое, полукапиталистическое общество. Можно негативно оценивать российский эксперимент, а можно считать его величайшим достижением. Если нерыноч-

ная ориентация есть точно такая же составляющая национального ментали­тета, как и рыночная, то мы объективно должны переходить от капитализма к социализму и обратно.

И вообще историческое развитие России принципиально отличается от западного своей нелинейностью. Развитие России — колебания между дву­мя полюсами — рыночным и нерыночным, ибо в национальном менталите­те на равных сосуществуют обе составляющие — коллективистская и инди­видуалистская. Но и коллективизм у нас еще детский, и индивидуализм в отличие от зрелого и даже старческого Запада такой молодой, как непереб-

родившее вино. Поэтому нет ничего удивительного в том, что реализации двух экономических укладов — капи­талистического и некапиталистичес­кого, сколько бы попыток мы ни со­вершали, не были и пока не являются зрелыми, полноценными. Нам меша­ет быть цивилизованными наш юный исторический возраст. Потому и все поведенческие модели — отношение к труду, потребительское поведение, по­литическая деятельность и даже куль­тура — у нас проходят на большом эмо­циональном подъеме, иногда неразум­но, необдуманно.

Однако колебания от одной край­ности к другой Россия совершает по восходящей. Каждый новый социа­лизм и каждый новый капитализм чуть лучше, цивилизованнее предыдущих. Хотя на каждом следующем витке наблюдается множество откатов, отступ­лений от завоеванных ранее позиций. Движение по принципу «шаг назад, два шага вперед» — это участь любой страны, которая переходит к следующей ста­дии рыночного развития через свою противоположность — через возвраще­ние к нерыночному. И наоборот.

В российской модели развития получается так: чтобы подняться на более высокий уровень капитализма, надо перейти к социализму, а чтобы поднять­ся на ступеньку вверх по пути социализма, надо перейти к капитализму. Поскольку наше общество проделывало это неоднократно, то с определен­ной долей уверенности можно говорить о том, что выявилась определенная тенденция, если не сказать — закономерность.

Ни одна страна мира подобной модели не придерживается. Западная Ев­ропа и США взбираются по лестнице капитализма, минуя одну ступеньку за другой. Им не надо перепрыгивать на другую лестницу. У России особая стать. Эту непохожесть можно интерпретировать на манер марксистской диалектики: любое развитие происходит через борьбу противоположностей снятием очередной противоположности. Развитие есть отрицание отрицания: продвигаясь вверх, капитализм отрицает социализм как свою противополож­ность, а социализм отрицает капитализм, прежде чем двинуться вперед. Обе противоположности, как близнецы-братья, не могут обойтись друг без дру-

га. И вряд ли уже когда-нибудь смогут, если учесть, что за ними кроется не прихоть судьбы, а глубокая историческая правда. Так выражают себя состав­ные части национального менталитета — коллективизм и индивидуализм. Их не искоренить из нашей природы, не изжить, не вытравить. Каждая из них находит для себя наиболее подходящий способ самовыражения — соответ­ствующий ей экономический уклад (социализм и капитализм), соответству­ющий идейный уклад (славянофильство и западничество), соответствующий тип управления (администрирование и менеджмент).

Единство противоположностей — историческая судьба России, ее особен­ная диалектика. Но диалектика несимметричная — с сильным перекосом в сторону преобладания административной системы и нерыночного ментали­тета. Административной системе тысяча лет, она старше, мудрее, укоренен-нее менеджмента. Она подавляет его и заставляет трудиться на себя. Но и рыночный менталитет, особенно у начальства, пробивается через целомуд­ренное покрывало администрирова­ния. Священные принципы бюрокра­тизма — высокий профессионализм, рационализм, четкое функционирова­ние, отчуждение от коммерческих иде­алов — нашими чиновниками попира­лись прежде и попираются сегодня. Чиновники торгуют должностями, бе­рут взятки, продают лицензии, патен­ты, документы и вообще все, что толь­ко можно продать. Их самих можно купить и продать. Можно сказать, что рыночный менталитет вторгся туда, где ему запрещено даже показываться. Отечественные чиновники — это бю­рократы-предприниматели, это синте­тическая категория, особая порода лю­дей, выведенная обществом, которое поощряет продвижение по службе, но запрещает или не поощряет занимать­ся легальным бизнесом. Иногда государство приоткрывает дверь или окошеч­ко для коммерции, как при нэпе и постсоветском капитализме, но всегда при­глядывает, одергивая зарвавшихся за рукав, в открытую дверь напускает в комнату полно сквозняку — проходимцев, мошенников, рэкетиров.

Запретить людям обогащаться — значит зарабатывать себе лишнюю голов­ную боль. Страсть к деньгам можно как-то регулировать, направлять, исполь­зовать с выгодой, но запретить нельзя. Ее можно загнать в подполье, но мы прекрасно знаем, что это такое. И уж совсем нельзя обуздать алчность лю­дей у власти. У стоящего на верху социальной пирамиды сердце замирает от открывающихся возможностей, от бесконтрольного употребления служеб­ным положением, даже если это всего лишь место заведующего продукто­вым складом. Он должен кому-то продемонстрировать, что он теперь может, заставить завидовать, преклоняться, уважать себя. А если ему предлагают хорошие деньги за подпись пустякового документа, вообще-то не принося­щего никому вреда, то как он сможет удержаться?

Для того чтобы получить целомудренных чиновников, надо ликвидировать институт вознаграждения за продвижение наверх. Когда за каждую следую­щую ступеньку, на которую поднялся чиновник, будут наказывать, а не раз­давать ордена, квартиры или премии, то и чиновники поизведутся. В том все

и дело, что никакое общество не может покончить с первым, не лишившись второго. Уберете деньги, взятки станут брать борзыми щенками. Но брать не­пременно будут.

Социализм «беремен» капитализмом. Выражаясь марксистским сленгом, со­циализм содержит в себе свое отрица­ние. Под одеждой коллективизма всегда кроется индивидуализм. Просто его не демонстрируют на каждом углу, особен­но в обществе, которое официально по­ощряет коллективистские добродетели и осуждает индивидуалистские пороки. Коллективизм чреват индивидуализ­мом. Советская власть рухнула в тот момент, когда настало время рожать. Не раньше и не позже. К. Маркс в свое время описывал мнимый коллективизм, подразумевая под ним показное това­рищество и ложный патриотизм. В 1980-е гг. мы подошли к пику его развития: социалистическое соревнование, выродившееся в показуху, товарищеская вза­имопомощь, под которой часто скрывалась круговая порука. Коллективизм исчерпал свою историческую миссию, его содержание выхолостилось. В нача­ле 1990-х гг. социализм плавно перешел в капитализм. Многие вздохнули с об­легчением: наконец-то не надо притворяться коллективистами.

Но коллективизм не умер. Его не ценишь тогда, когда имеешь. Но стоит потерять то самое, что прежде не ценил, как оно становится просто бесцен­ным. Стоило капитализму в середине 1990-х гг. подорвать свое здоровье, занемочь, перестать активно работать на благо общества, как всех нас охва­тила ностальгия по прошлому. Свои нынешние несчастья мы стали немед­ленно сравнивать с прошлыми достижениями — бесплатным образованием и здравоохранением, гарантированной работой и средним гарантированным доходом, широтой души и гостеприимством, социалистическим интернаци­онализмом, которые прежде далеко не всегда считали достижениями. Мы, привыкнув к ним, не обращали на них внимания. Но теперь их нет, и мы говорим: раньше мы жили лучше, встречались с друзьями чаще, о деньгах думали реже. Мы снова захотели быть коллективистами. Пройдет время, и кто знает, не станем ли мы вновь коллективистами. Но коллективизм потре­бует для себя соответствующей формы самовыражения, которую называют социализмом.

Это будет уже иной социализм — более цивилизованный, респектабель­ный, свободолюбивый, и он придет не навсегда. Как только он надоест и мы вновь перестанем ценить его достижения, знайте, пришло время ему уйти с исторической сцены.

Хотя если три капитализма в России — это не три разные попытки, кото­рые, как и спортсмену, даются для преодоления высоты всего три раза, а три

периода или этапа восхождения страны по капиталистическим ступенькам, то можно пользоваться терминами «период», «фаза» и «стадия» применитель­но к генезису российского общества. В таком случае одна стадия будет вклю­чать не капитализм или социализм порознь, а оба явления. Они составляют два полюса одного этапа. Если рассмотреть три пары «социализм—капита­лизм» (в первой паре вместо социализма надо брать феодализм), то получим три стадии эволюции российского общества в последние два-три века. Та­ким образом, продвижение вперед, восхождение по ступенькам эволюции мы совершаем, раскачиваясь из стороны в сторону.

Возможно, что подобная эволюционная линия прослеживается и в дру­гих странах, хотя и скрыто. О раскачивающемся движении как подлинной универсалии исторического развития, характерной, быть может, для всех стран, неявно свидетельствует китайская поговорка, зафиксировавшая на­родную мудрость и тысячелетние наблюдения за ходом исторического про­цесса: чтобы двигаться вперед правильным путем, необходимо отклоняться в обе стороны.

Итак, движение с покачиванием не только российская специфика. Оста­ется открытым вопрос о размахе покачивания и о тенденции изменения ам­плитуды маятникового движения. Возможны три варианта: 1) амплитуда ко­лебания маятника социального прогресса в России остается постоянной; 2) амплитуда колебания уменьшается; 3) амплитуда увеличивается. Если при­нять гипотезу о маятниковом прогрессе как универсальной переменной дви­жения человечества вперед, то совершенно очевидно, что для ряда западно­европейских стран колебания имеют ярко выраженный затухающий харак­тер. Столетия назад борьба рыночных и нерыночных тенденций, менеджмента и администрирования была свойственна всем европейским

странам. Постепенно ее накал спадал, и ныне, как это предположил М.С. Ко-солапов, в Англии борьба двух страте­гий развития проявляется только в парламенте между двумя ведущими партиями.

Трудно судить об амплитуде коле­баний в России и, сравнивая разные исторические периоды, судить о том, затухают они или увеличиваются. Ряд признаков свидетельствует вроде бы о затухании. Первый признак — возрас­тание во второй половине XX в. чис­ленности среднего класса, который выступает прослойкой между поляр­ными крайностями общества — вер­хушкой, ориентированной на идеалы индивидуализма, обогащения и запад­ный образ жизни, и социальными ни­зами, обычно выступающими за уравнительность, коллективизм и самобыт­ность. Чем шире промежуточный слой, тем труднее раскачиваться маятни­ку. Второй признак — исчезновение традиционного противостояния Восток—Запад в мировом сообществе. Нынешние Япония, Индонезия, Тай-

вань, Сингапур, а в последнее время с нарастающей скоростью Китай и Индия все дальше отходят от традиционных восточных идеалов и ценнос­тей и все больше приближаются к западным стандартам жизни. В некоторых случаях нынешние восточные державы даже более западные, чем западно­европейские страны. Если в 1970-е гг. ценности коллективизма и индиви­дуализма в массовом сознании японцев, если судить по данным социологи­ческих исследований, распределялись примерно поровну, то в 1990-е гг. ин­дивидуализм преобладает в сознании 60—70% японцев, особенно молодежи. В результате российским славянофилам и западникам вскоре, может, не о чем будет спорить.

Трансформационный скачок — это всегда кризис с неожиданным или рискованным исходом. В теории организации в 1970-е гг. была высказана гипотеза, согласно которой переход фирмы, учреждения или бригады от ав­торитарного руководства к демократическому сопровождается не линейным улучшением исходной ситуации, а вначале катастрофическим провалом, а затем медленным восхождением (рис. 9). Гипотеза так и не превратилась в разработанную теорию. Однако применяя ее к российской ситуации, можно сделать не только множество плодотворных выводов, но и обосновать ее ос­новные положения.

В реальном случае, для объяснения которого была высказана указанная выше гипотеза, на одном из производственных участков мастера с автори­тарным стилем руководства (в терминах концепции Д. Макгрегора: «стиль X») начальство решило заменить на более образованного и демокра­тичного руководителя («стиль Y»). Долгие годы здесь процветали волюнта­ризм, погоня за планом, игнорирование человеческого фактора. Хотя бри­гада отличалась крепкой дисциплиной, державшейся, правда, на страхе пе­ред наказанием, и стабильно высокими заработками, об уважении личного достоинства работников речи не было. Многие уходили, другие затаили не­годование и были готовы к саботажу. Для оздоровления обстановки адми­нистрация предприятия и предприняла демократические преобразования, надеясь на скорый и заметный успех. Однако вопреки ожиданиям первое время все производственные и социально-психологические показатели бри­гады резко ухудшились. С приходом руководителя-демократа снизились дисциплина и заработки, привыкшие трудиться из-под палки рабочие не

Рис. 9. Кривая перехода от авторитарного управления к демократическому

проявляли ни рвения, ни инициативы, ни ответственности. Они привыкли, что ими командуют и по всем вопросам, даже тем, которые могли решить сами, обращались к руководству. Не выдерживали нервы и у нового руково­дителя, он стал покрикивать на нерадивых подчиненных, а те еще больше озлоблялись, не понимая, чего от них хотят. Социально-психологическая атмосфера на участке накалялась. Кое-кто собирался покинуть бригаду, а другие с грустью вспоминали ушедшие времена. Потребовалось еще много времени для того, чтобы из сознания людей вытравились «рабские» привычки работать по окрику и сформировались новые установки и ценностные ори­ентации. Специалисты утверждают, что период полного восстановления коллектива (на рис. 9 отрезок BF) превышает период авторитарного правле­ния для небольших организаций в 2 раза, для крупных — в 3—5 раз.

Если провести аналогию между трансформационным скачком 1990-х гг. в России и описанным экспериментом, то можно обнаружить если не пол­ное совпадение, то серьезное сходство.

Первый вывод — период полного восстановления в масштабах России должен превышать в 3—5 раз период авторитарного управления. Следователь­но, даже при последовательном продвижении по капиталистическому пути, без попятных шагов и возвращений к старому стране необходим по меньшей мере 200-летний реабилитационный период (70 лет советского правления умножим на коэффициент от 3 до 5). Но это только в том случае, если мы хотим быть в точности похожими на западные демократии.

Второй вывод — не существует прямого восходящего пути от старого ав­торитарного правления к новому демократическому. Такой путь всегда ве­дет в обход, именно поэтому он такой долгий. Если этого не знать, то можно спокойно вводить в заблуждение общественное сознание, суля людям быст­рые, но несбыточные успехи. В свое время переход от царского самодержа­вия к коммунистическому самоуправлению также являлся трансформацион­ным скачком от стиля Хк стилю Y. Большевики обещали народу мир, землю и свободу. Однако сегодня мы знаем, чем закончились обещания. Но они объективно не могли закончиться другим. Народ и его менталитет не созре­ли для коммунистических преобразований так же, как ранее они не созрели для рыночных преобразований П. Столыпина: попытка разорить русскую общину закончилась возвращением в нее крестьян. И Столыпин пытался произвести переход X— Y.

Падение производства, депопуляция населения, рост преступности и эмиграции, снижение материального благополучия и обнищание народ­ных масс, сопровождающиеся ностальгией и попытками вернуться на­зад, — естественные последствия первого этапа преобразований (на рис. 9 отрезок ВС).

Об этом свидетельствуют многочисленные социологические исследования, регулярно проводившиеся в течение последнего десятилетия. Если на первых порах назад хотели вернуться простые россияне, те, кто не получил матери­альных выгод от экономических реформ и лишь ухудшил свой уровень жиз­ни, то на последнем этапе к ним присоединились даже предприниматели, которые по определению должны выступать за ускорение капиталистических преобразований. Так, согласно данным исследования А.В. Авиловой, прове­денного в 1995—1997 гг., начиная с 1996 г. респонденты-предприниматели все чаще высказывались за усиление государственной помощи. Особенно четко это

было видно по тому, как они реагиро­вали на идею государственного заказа — увеличилось число респондентов, кото­рые желали бы работать по госзаказу. Видимо, люди исстрадались по тому, что можно назвать устойчивостью, уве­ренностью в завтрашнем дне, возмож­ностью не увольнять персонал. По ряду косвенных показателей можно судить о том, что эта тяга к более сильной госу­дарственной руке, большему государ­ственному присутствию в жизни мало­го предприятия нарастает3.

Если речь идет об обществе, перехо­дящем к капитализму, то период ВС (рис. 9) можно считать совпадающим с периодом первоначального накопле­ния капитала. Его идеология проста: обогащайся всякий, кто может и как может. В России он начался в 1989 г., когда большинству населения стало ясно, что возврата к социализму не будет, и тот, кто не успеет обогатиться, навсегда останется на социальном дне. В марафон включились все слои, но к финишу в 1994—1995 гг. удалось прийти немногим, а именно высшему классу (5% населения) и среднему классу (15%). Оставшиеся 80% населения по разным причинам задержались на старте или были остановлены объек­тивными обстоятельствами: инвалиды, старики, малоимущие, безработные, многодетные, интеллигенция и др.

Именно у социальных неудачников зреет комплекс ущемленного созна­ния. Нефинансирование или недофинансирование государственного сектора заставило массы россиян жалеть о прошлом и переоценивать ценности. Чув­ствительные социологические инструменты показывали, что, как только рыночные реформы в России шли более или менее удачно, число сторонни­ков капитализма и удовлетворенных жизнью в целом несколько повышалось, и наоборот.

Количество забастовок и акций протеста катастрофически растет (при условии, что в стране разрешены забастовки и протесты), политическое руководство проявляет все большую растерянность (оно не ожидало, что все будет так плохо), увеличивается уход из реальности (мнимый — через алкоголизм и наркотики, реальный — через самоубийство и эмиграцию), социальное настроение народных масс на пределе (максимум социального недовольства реформами характеризует отрезок CD на рис. 9). Точка D — это тот предел отчаяния, до которого может или готово опуститься мыс­лящее существо. Если она пройдена, то общество может вздохнуть с об­легчением и более уверенно двигаться к стилю Y. Но как узнать, насту­пил момент D или нет? Точных индикаторов не существует, они, види-

3 Малое предпринимательство в кризисном обществе («круглый стол») // Социологические исследо­вания. 1999. С. 87.

мо, индивидуальны для каждой ситуации. Момент D имеет непреходящее историческое значение. В нашем обществе он еще ни разу не был прой­ден. Как только народу плохо жилось при царе и далее терпеть уже было невмоготу, он совершал революционный переход. Когда ему невмоготу было при большевиках, он совершал переход к демократии X— Y. Как толь­ко нашему народу станет невмоготу при демократах, он потребует возвра­тить социализм, т.е. совершить переход Y—X.

Пройти точку D означает сменить разрушительные инстинкты на сози­дательные, готовность все отвергать на желание все строить. Если в стране найдется политическая сила, которая подхватит народные массы на подходе к этой роковой черте, она совершит мирный или военный переход. Если этот момент она прозевает, то уже ничто не помешает стране вернуться. М. Ту-ган-Барановский говорил именно об этом: страна должна переболеть капи­тализмом, чтобы вылечиться от его язв.

Маятниковых воззрений на развитие российского общества придержива­ется также А. Ахиезер4. За модернизационным рывком всегда следовал откат

к традиционализму. Противоборство западников и славянофилов (традици­оналистов) раскололо общество. Со времен первого рывка в сторону Запа­да, пришедшегося на эпоху Петра I, Россия остается «расколотым обще­ством». И не только мировоззренчес­ ки, но и культурно-географически — между столицей и провинцией. «Рас­качивающееся» движение означает, что страна делает рывок вперед, а затем возвращается на исходные или еще худшие позиции, чтобы на следующем этапе снова попытаться сделать рывок вперед. Такое возвратно-поступатель­ное движение специалисты называют еще рецидивной (или рецидивирую­щей) модернизацией5.

По мнению В. Пантина и В. Лапкина, кривая модернизации России вклю­чает циклы реформы и контрреформы (свойственных не только России, но в той или иной степени и некоторым другим странам, например Германии до 1945 г.)6. Контрреформы — это не просто реформы со знаком «минус», а своеобразное дополнение реформ, которые у нас, как правило, до конца не доводятся. Но и будучи завершены, они не всегда помогают обществу. Ре­формы всегда только либеральные, они устремляют нас к Западу. Напротив, контрреформы — консервативные тенденции, возвращающие нас ктрадици-онному обществу. Эта «сладкая парочка» не может существовать друг без друга — такова судьба России. Мы ничего не доводим до конца, хотя всегда хотим сделать как лучше. Не завершив прогрессивную реформу, мы порож­даем такое множество проблем и противоречий, что они в конечном итоге топят реформу, а общество возвращают вспять.

Ахиезер А.С. Россия — расколотое общество: некоторые проблемы социокультурных//Мир России. 1995. № 1.

Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества. М., 1999.

Паншин В., Панкин В. Российские циклы реформ-контрреформ и кондратьевские циклы мировой конъюнктуры // Новое поколение. 1996. Т. 1. № 1.

Поэтому контрреформы — способ разрешения противоречий, порожден­ных реформами, поскольку либерализация и вызываемая ею политизация широких слоев населения подрывают и без того непрочное равновесие об­щества. Реформы не столько лечат российское общество, сколько раскалы­вают, а порой и взрывают его, чем и прокладывают дорогу очередному кон­трреформатору. Вместе с тем контрреформы являются продолжением нача­того реформами нового витка модернизации, но уже иными средствами — через усиление авторитарных или тоталитарных режимов7.

Так, великие реформы XIX в. — отмена крепостного права (1861), земс­кая и судебная реформы (1864) и городская реформа (1870) — проводились половинчато и остались незавершенными. В частности, не был решен аграр­ный вопрос, не нашлось места консти­туции, законодательной власти, поли­тическим партиям, без изменения ос­талась политическая и социальная структура общества. Формально стра­на перешла в новую, капиталистичес­кую эру, но двигалась нерешительно, постоянно ощущая огромный груз фе­одальных пережитков. Но через 100 лет стало не легче. Россия вновь вступила в капиталистическую эру, но методы продвижения на этом пути остались преимущественно социалистически­ми. И на этот раз реформы не решили поставленные перед ними историей задачи: политические партии получи­лись какие-то опереточные, конститу­ция есть, но ее мало кто соблюдает, на­конец, законодательная власть почти бездействует.

Таким образом, за последние не­сколько сотен лет Россия развивалась, шарахаясь как маятник из одной край­ности в другую, от нерыночного к ры­ночному обществу и обратно. Правда, маятниковое движение в общем и це­лом происходило по спирали: с каждым следующим витком общество ста­новилось все более цивилизованным, а размах колебаний сокращался. Причем витки спирали уменьшаются, шатаний по сторонам все меньше: воз­можно, страна постепенно выравнивает свою историческую траекторию.

Каждая попытка перехода к капитализму происходила при господстве го­сударственного сектора экономики над частным. Каждый раз — от Петра I до Ельцина и Путина — страна нуждалась в мощном военно-промышленном комплексе. Его создавали сверху, принудительно, на государственные деньги, за счет государственных назначений. Постепенно сформировалась мощная номенклатура, неизвестная другим странам. Именно она выступила тем стер­жнем, благодаря которому размах колебаний маятника был не столь велик.

7 Паншин В., Лапкин В. Указ. соч.

Благодаря ей и прежде всего ее последнему поколению переход от социализма к капитализму обошелся без кровопролитной гражданской войны.

Стоило капитализму показать свои неприглядные стороны (а они обяза­тельны на этапе первоначального накопления), как всех нас охватила нос­тальгия по прошлому. М. Туган-Барановский, проанализировавший генезис отечественного капитализма, предлагал не останавливаться на первом эта­пе, а двигаться дальше — к той зрелой фазе, на которой проявятся положи­тельные стороны капитализма. Но каждый раз Россия останавливалась пе­ред решающим шагом и отступала. В результате три капитализма знакомы нам только по их негативной стадии — первоначальному накоплению. Хва­тит ли у нас мужества в этот раз перешагнуть черту? Укрепление властной вертикали Президентом РФ В. Путиным, возможно, свидетельствует о на­чале поворота вспять. А возможно, это проявления специфики российского пути — идти к рыночному обществу через восстановление институтов, при­сущих нерыночному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: