Уголовно – процессуальное право

А.П. Гуськова, Л.В. Бормотова, Е.В. Мищенко

УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО:

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Для дистанционного обучения

Рекомендовано к изданию Редакционно – издательским советом

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Оренбург 2006

УДК

ББК

Г ____________

Рецензенты: доктор юридических наук, профессор В.М. Бозров

Заместитель Оренбургского областного суда

Заслуженный юрист РФ В.А. Емельянов

Гуськова А.П.

Уголовно – процессуальное право: учебно – методический комплекс / А.П. Гуськова, Л.В. Бормотова, Е.В. Мищенко. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006г. ______ с.

Учебно – методический комплекс выполнен на основе требований государственного стандарта и предназначен для студентов дистанционного обучения, изучающих курс «Уголовно – процессуальное право» в рамках специальности 030501 – «Юриспруденция».

Учебно – методический комплекс состоит из методических рекомендаций по изучению курса «Уголовно – процессуальное право», программы, курса лекций, рекомендуемых нормативных источников и литературы, темы курсовых и выпускных квалификационных работ, планов практических занятий (практикума) и к ним задач, а также контрольных вопросов, словаря основных терминов и тестов.

ББК 67.411 я 73

© Гуськова А.П.

© Бормотова Л.В.

© Мищенко Л.В.

© ГОУ ОГУ, 2006

Содержание

РАЗДЕЛ I. Методические рекомендации по курсу уголовно - процессуальное право ……….…………………………………….………….…4

РАЗДЕЛ II. Тематический план курса …………………………………….…8

РАЗДЕЛ III. Программа курса …………………………………………….…..9

ЧАСТЬ I. Методические рекомендации по программе общей части курса (темы 1-8)…………………………………………………………………... 16

ЧАСТЬ II. Методические рекомендации по программе особенной части курса (темы 9-29)……..…….…….………………………………...…22

РАЗДЕЛ IV. Рекомендуемые нормативные источники и литература...36

РАЗДЕЛ V. Общие методические рекомендации по проведению практических занятий ………………………………….……………………...44

ЧАСТЬ I. Тематика практических занятий по Общей части курса………………………………………………………………………………….. 45

ЧАСТЬ II. Тематика практических занятий по Особенной части курса………………………………………………………………………………….. 68

РАЗДЕЛ VI. Общие методические указания по написанию курсовых работ.....................................................................................................................121

ЧАСТЬ I. Темы курсовых работ …………………………………………126

РАЗДЕЛ VII. Методические указания по написанию выпускных квалификационных (дипломных) работ …………………………..………130

ЧАСТЬ I. Темы выпускных квалификационных (дипломных) работ ….........................................................................................................130

РАЗДЕЛ VIII. Примерный перечень вопросов для сдачи зачета ……...……………………………………………………………………………133

РАЗДЕЛ IX. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену (включая вопросы для подготовки к зачету)…. …………………………135

РАЗДЕЛ X. Контрольные тесты …………………………………………….138

РАЗДЕЛ XI. Юридический словарь ……………………………..…...…….171

РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по курсу

уголовно – процессуальное право

Уголовно – процессуальное право это одна из основных специальных юридических дисциплин. Задачами вузовской программы является приобретение студентами необходимых знаний в области уголовного судопроизводства для уяснения деятельности органов предварительного расследования, прокурора, суда, адвоката, а также всех иных участников уголовного судопроизводства.

Базовым источником уголовно – процессуального права является Конституция Российской Федерации. Она закрепляет принципы (основополагающие начала) уголовного судопроизводства, которое состоит из досудебного и судебного производства по уголовному делу.

18 декабря 2001г. принят новый Уголовно – процессуальный кодекс РФ (сокращенно УПК). На основе концептуального реформирования уголовного судопроизводства России УПК дает полное качественное представление о принципиальных изменениях нормативной модели уголовно – процессуального права, ознаменовавших переход от розыскного процесса к смешанному процессу, выделяет то приоритетное начало, которое заложено новым кодексом, а именно: защита прав и свобод человека, гражданина на основе Конституции РФ 1993г.

Преступление, как наиболее опасный вид правонарушения, причиняет личности, правам и свободам человека, гражданина, обществу и государству ощутимый вред. Поэтому органы государства, полномочные обеспечивать охрану прав и законных интересов человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обязаны принимать все предусмотренные законом меры в случае совершения преступления.

Одной из наиболее актуальных и труднорешаемых задач в уголовном судопроизводстве является проблема защиты личности. Чтобы лицо, совершившее преступление, было осуждено и подвергнуто справедливому наказанию или, в соответствии с законом, освобождено от ответственности и наказания, необходимо возбудить уголовное дело, провести предварительное расследование с тем, чтобы в судебном разбирательстве в отношении такого лица был вынесен судом приговор.

Однако указанная деятельность не исчерпывает содержание уголовного процесса (судопроизводства). Уголовно – процессуальная деятельность слагается из системы процессуальных действий, в которых участвуют не только органы государства (должностные лица), но также участвуют в том или ином качестве конкретные лица.

Таким образом, уголовное судопроизводство есть деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовного дела. Уголовно-процессуальное право – это система выраженных в законе правил (норм), регулирующая деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Социальное значение уголовно-процессуального права таково, что оно обеспечивает применение уголовно-процессуальных норм в процессе такой деятельности, ограждая личность, общество, государство от преступных проявлений.

Одни нормы уголовно-процессуального права носят общий для всей деятельности характер, определяя назначение (задачи) уголовного судопроизводства, его принципы, правовое положение участников уголовно-процессуальных отношений, другие – условия производства на определенных этапах: в досудебном и судебном судопроизводстве. Третьи – регулируют условия и порядок процессуальных действий в ходе всего производства дела.

В зависимости от вида процессуальных норм их реализация выражается либо в соблюдении запретов и ограничений, либо в использовании субъективного права, либо в осуществлении полномочий и т.д. Формы реализации этих норм свойственны как органам, ведущим уголовное судопроизводство, так и всем другим участникам. Поскольку нормы уголовно-процессуального права – есть записанные в законе обязательные правила, отражающие указания на условия их исполнения со стороны субъектов, регулируемых отношений, их права и обязанности, санкции за неисполнение возложенных обязанностей или за нарушение запрета. В уголовном судопроизводстве допустимы исключительно только такие действия и решения, которые разрешены законом.

Закон – это единственный источник уголовно-процессуального права. Поэтому порядок уголовного судопроизводства регулируется Конституцией РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ст. 15 Конституции РФ). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора.

Уголовно-процессуальное право таким образом – это не только совокупность норм, но и деятельность субъектов права, соблюдающих, применяющих и исполняющих правовые предписания, т.е. право в действии. Отсюда понятен интерес к расширению предмета изучения. Он включает в себя не только правовые нормы, но и весь механизм правового регулирования. Сюда относятся социальные условия, в которых реализуются нормы уголовно-процессуального права, как-то изучение влияния общественного мнения на порядок и виды деятельности судей, прокуроров, следователей, изучение их профессиональной подготовленности к выполнению ими своих обязанностей, социально-психологические условия их деятельности, а также иные качества.

Самый нравственный закон не может достичь желаемой цели, если он будет реализовываться безнравственными методами. Поэтому одним из важных условий правильного применения уголовно-процессуального закона является единообразие его понимания всеми как правоприменителями, так и иными участниками уголовно-процессуальных отношений. Все это ставит перед студентами, изучающими названный специальный курс, ответственные задачи. Чтобы изучит Уголовно-процессуальное право, необходимо вникнуть и понять суть его предназначения.

Среди всех участников уголовного судопроизводства центральное место отводится суду. Суд предстает как орган, независимый от сторон обвинения и защиты. Только суду принадлежит право на разрешение дела по существу и признание лица виновным в совершении преступления. Новый УПК значительно расширил объем участников процесса со стороны защиты и соответственно обозначил гарантии этих прав, что в определенной мере позволяет обеспечивать равноправие сторон и состязательность в судебном разбирательстве, усилить роль суда в досудебном производстве, где решается ряд вопросов, существенно затрагивающих права и свободы человека. В досудебном производстве суд, как орган судебной власти, обеспечивает контрольные полномочия по защите прав и свобод человека и гражданина.

Преодоление стереотипов прошлого в оценке личности диктует новые требования к гарантиям обеспечения прав и свобод личности в сфере уголовной юрисдикции. Государство, признав человека и его интересы высшей ценностью, должно обеспечить условия для свободного развития личности и обеспечить со своей стороны новый уровень защищенности прав и свобод человека и гражданина, который бы соответствовал требованиям существующих международных стандартов.

Курс уголовно – процессуального права состоит из общей и особенной частей. Такое деление продиктовано учебно – методическими целями. В общей части курса даются основополагающие понятия уголовно – процессуального права, уголовного судопроизводства, его назначение, принципы, участники уголовного судопроизводства, понятия и виды уголовного преследования, отказа от уголовного преследования и реабилитация, излагаются вопросы теории доказательств и доказывания, а также применения мер принуждения.

В особенной части курса излагается регламентированный порядок деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда по осуществлению задач (назначения) уголовного судопроизводства, возложенных на эти органы в досудебном и судебном производстве, а также регламентация особых производств.

Комплекс включает методические рекомендации по курсу «Уголовно-процессуальное право» и девять разделов: программу учебной дисциплины, курс лекций, практикум, тематика курсовых и дипломных работ, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, терминологический словарь.

Курс лекций включает несколько частей: общее положение, досудебное производство, судебное производство, особое производство, международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

Студенту предлагается обратить внимание на «язык» изложения материала, поскольку высококвалифицированный специалист – юрист неизменно должен владеть навыками красноречия. Для глубокого усвоения тем курса, умения правильно решать задачи (казусы) необходимо хорошо знать правовую регламентацию деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда.

В процессе изучения курса рекомендуется изучить нормативный материал и специальную литературу (примерный список дается). Необходимо регулярно читать юридические журналы, как-то: «Государство и право», «Правоведение», «Российская юстиция», «Законность», «Российский судья», «Российский следователь» и др., а также Бюллетень Верховного суда РФ. Рекомендуется также изучать УПК союзных государств (СНГ) с тем, чтобы анализировать новый УПК с имеющимися уголовно-процессуальными кодексами стран СНГ.

Следует также как при подготовке к практическим занятиям, так и при написании курсовых работ использовать монографии, учебные пособия, сборники научных трудов, подготовленные, в том числе, и преподавателями кафедры уголовного процесса ОГУ.

Учебно – методический комплекс содержит перечень наиболее важных нормативных актов, на основе которых осуществляется производство по уголовному делу, перечень основной и дополнительной литературы, а также постановлений Пленума Верховного суда РФ и международно - правовых актов.

К промежуточным формам контроля качества приобретаемых знаний является коллоквиум. Изучение общей части уголовно – процессуального права завершается зачетом. Написание и защита курсовой работы включены в следующий семестр. Итоговой формой контроля является экзамен.

РАЗДЕЛ II. Тематический план курса

Название темы Лек. Сем. зан.
  Тема 1. Понятие, сущность и назначение уголовного судопроизводства.    
  Тема 2. Уголовно-процессуальное законодательство. Основные положения уголовно-процессуального права.    
  Тема 3. Участники уголовного судопроизводства. Занятие первое. Общие положения об участниках уголовного судопроизводства. Занятие второе. Характеристика процессуального положения участников уголовного судопроизводства.    
  Тема 4. Принципы уголовного судопроизводства.    
  Тема 5. Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве. Занятие первое. Теория судебных доказательств и доказывания. Занятие второе. Сущность определения понятия доказательство. Занятие третье. Характеристика видов доказательств. Занятие четвертое. Процесс доказывания.    
  Тема 6. Меры уголовно-процессуального принуждения. Занятие первое. Меры уголовно - процессуального принуждения. Меры пресечения. Занятие второе. Виды мер пресечения.    
  Тема 7. Ходатайства и жалобы.    
  Тема 8. Реабилитация    
  Тема 9. Возбуждение уголовного дела.    
  Тема 10. Предварительное расследование. Занятие первое. Общие условия предварительного расследования. Предварительное следствие и дознание. Занятие второе. Привлечение лица в качестве обвиняемого. Занятие третье. Следственные действия. Занятие четвертое. Производство судебной экспертизы. Занятие пятое. Приостановление, окончание предварительного следствия. Прекращение уголовного преследования. Занятие шестое. Формы окончания предварительного следствия.    
  Тема 11. Судебное производство. Занятие первое. Общий порядок подготовки к судебному заседанию. Занятие второе. Общие условия судебного разбирательства. Занятие третье. Структура судебного разбирательства. Особый порядок судебного разбирательства. Занятие четвертое. Приговор. Занятие пятое. Производство по делам частного обвинения. Занятие шестое. Производство в суде с участием присяжных заседателей. Занятие седьмое. Производство в суде второй инстанции. Занятие восьмое. Исполнение приговора.    
  Тема 12.Производство в надзорной инстанции. Занятие первое. Возобновление производства в порядке надзора.    
  Тема 13. Возобновление производства по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.    
  Тема 14. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.    
  Тема 15. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: