double arrow

Форма государства


Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти.Она характеризуется: во-первых, порядком образования и организации высших органов государственной власти в обществе; во-вторых, способом территориального устройства госу­дарства, отношением между центральной и местной властями; в-третьих, приемами и методами осуществления государственной вла­сти. Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выде­лить три его составные части: форма правления; форма государст­венного устройства; государственный режим.

Форма правления.Вопрос о форме правления является до­вольно сложным и многоаспектным. Здесь необходимо выяснить: организацию государственной власти; порядок образования высших органов государственной власти и их взаимоотношения с населением. Что из себя представляет высший орган государственной власти, как он организован - вот главный вопрос формы правления.

О форме правления государства, о правильной его организации мыслители думали еще в древности. Так, Платон, а за ним и Аристотель, выделяли три возможные формы государственного правления:

• монархия - власть одного;

• аристократия - власть лучших;

• полития - власть народа (в малом государстве - полисе).

В то же время они предупреждали, что в определенных слу­чаях эти формы правления могут деградировать и приобретать для народа нежелательный характер. Так, монархия превращается в тира­нию, аристократия в олигархию (власть узкой группы богачей, воен­ных), а полития или умеренная демократия в охлократию (власть тол­пы).

В историческом плане все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику.

Деспотия - это государство, в котором вся власть принадле­жит одному лицу, где господствует произвол и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или их очень мало.

Монархия - это государство, в котором главой государства является, как правило, наследственно приходящий к власти монарх, король и т.д. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, где королевская власть является слабой, но где сильно про­является сепаратизм герцогов, князей и т.д.; сословно-представительная, где наблюдалась сильная центральная власть, но с представительством феодальной верхушки; абсолютная монархия, где единоличная власть монарха никем не ограничена; ограниченная монархия, где власть монарха ограничивается другими органами, ча­ще всего представительными органами власти; дуалистическая, где монарх сосредоточивает исполнительную власть, формирует прави­тельство, а законодательная власть сосредоточена в представитель­ном органе. Различаются также парламентская монархия (Велико­британия), выборная монархия (Малайзия).




Республика - это представительная форма правления, где высшие органы государственной власти формируются через избира­тельную систему. В историческом плане различаются: аристократи­ческая республика; парламентская республика; президентская рес­публика; советская республика; народно-демократическая республи­ка и некоторые другие формы.

Современная наука теория государства и права в вопросах выбора формы правления больше, конечно, склоняется не к монар­хии, а республиканской форме правления. В республике в наиболее оптимальной форме проявляется взаимоотношение между государст­вом и обществом. В республиканской форме правления открывается

большая возможность влияния народа на деятельность государства. В республике можно установить разумное разделение властей, здесь на деле может проявляться народный суверенитет как носитель государ­ственной власти.



В современных условиях республики, в зависимости от кон­кретной ситуации, создаются как парламентские (например, Италия) или как президентские (например, США). В парламентских респуб­ликах правительство формируется парламентом с учетом расстановки политических сил в парламенте. В президентских республиках пра­вительство формируется президентом и ему подотчетно. Причем при формировании правительства в президентских республиках расста­новка политических сил в парламенте решающего значения не имеет. Короче говоря, парламентские и президентские республики отлича­ются друг от друга ролью и местом соответственно парламента и пре­зидента в системе государственной власти. Если парламент формиру­ет правительство и контролирует его деятельность напрямую, то это парламентская республика. Если исполнительная власть (правитель­ство) формируется президентом, и президент обладает дискрецион­ной властью, то есть властью, зависящей от его личного отношения к членам правительства, то такая республика - президентская респуб­лика.

Выяснение этих теоретических основ формы правления необ­ходимо для оценки формы правления реальных государств. На прак­тике встречаются республики, еще четко не вписывающиеся в эти теоретические рамки. Такие отклонения наблюдаются в условиях, когда государства переходят от одного типа и состояния в другое (например, Россия, которая в соответствии с ее Конституцией 1993 года еще четко не определилась ни как президентская, ни как парла­ментская республика: она больше тяготеет к президентской, но с дос­таточно сильным влиянием парламента (Федерального Собрания) при утверждении высших должностных лиц в системе исполнитель­ной власти).

Уясняя вопрос о форме правления в государстве, необходимо остановиться на таких понятиях, как «парламент», «президент», «гла­ва государства», «глава правительства», «спикер парламента».

Парламент - это орган законодательной государственной вла­сти. В разных странах он называется по-разному. Так, например, в

США он называется Конгрессом, в России - Федеральным Собранием, во Франции - Национальным Собранием и т.д. Парламенты, как пра­вило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Чтобы пар­ламент (особенно в парламентской республике) мог выполнять успеш­но свои функции, в государстве должен быть четко выработан парла­ментаризм. Парламентаризм - это система функционирования парла­мента во взаимоотношении с другими органами власти и управления государства. Парламентаризм, в первую очередь, - это система взаимо­отношений между законодательной и исполнительной властью.

Президент - это выборный глава государства, высшее долж­ностное лицо в государстве, которое представляет государство в ме­ждународных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти, и верховным военнокомандующим страны. Президент избирается на определенный срок.

Глава государства - это президент, король (королева), импе­ратор, то есть высшее должностное лицо государства, которое непо­средственно представляет государство и т.д. Глава государства есть и в монархиях и в республиках, но в первых он является наследствен­ным, а в республиках - выборным. В правовом государстве понятие «глава государства» не вписывается в принцип разделения власти, а поэтому не употребляется.

Глава правительства - это первый руководитель исполни­тельной власти, назначенный президентом (в президентских респуб­ликах) или избираемый парламентом (в парламентских республиках). Правительство в разных государствах называется по-разному (Совет министров, Кабинет министров и т.д.).

Спикер парламента - это председатель (руководитель) пала­ты в парламентах (Великобритании, Индии, Японии и д.р.).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: