Механизм государства

Под механизмом государства принято понимать совокупность средств с помощью которых оно реализовывает свои задачи и функ­ции. Перечисляя же те конкретные средства, с помощью которых го­сударство реализовывает свои функции, некоторые авторы переходят к государственным органам как одному из основных таких средств. Иногда механизм государства полностью сводят к его органам, то есть совокупности его органов и должностных лиц.

По нашему мнению, понятие «механизм государства» шире понятия «государственный аппарат». Кроме «государственного аппа­рата» в механизм государства (то есть в систему средств, с помощью которых государство реализовывает свои функции) входят и государ­ственные предприятия (предприятия же понятием государственный аппарат не охватываются), государственная казна, выпуск государст­венных облигаций, золотой запас и т.д. Другими словами, когда мы говорим о государственном механизме, то речь идет действительно о системе средств, с помощью которых государство реализовывает свои задачи. Система государственных органов является основным средством реализации государственных задач, но не единственным.

Сущность государственной власти (государства) в реальной жизни выражается через деятельность государственных служащих.

Государственная служба - это выполнение служащими обязанностей по реализации функций государства на конкретном участке. Она осуществляется от имени государства и за счет госу­дарства, и несут ее государственные служащие, имеющие различные чины и звания.

Корпус государственных служащих подразделяется на не­сколько видов.

Политические служащие государства. Это сменяемые выс­шие должностные лица государства (президент, премьер-министр, министры и т.д.), их правовой статус определяется особо. Могут под­вергаться импичменту - политической ответственности.

Военнослужащие - военные, находящиеся на постоянной службе. Их правовой статус также отличается от других служащих. Они. как правило, деполитизированы, деидеологизированы: служат государству, охраняют его главным образом от внешней опасности.

Судьи, прокуроры - избираемые или назначаемые служащие государства. Имеют особый статус, определяемый законами. Обла­дают личной неприкосновенностью.

Гражданские служащие государства. Все, кто не входит в первые три группы, но получает жалование у государства. У них то­же особый статус, определяемый законодательством. В некоторых странах, как, например, в Англии, гражданские служащие деполити­зированы. Поскольку государство выполняет общесоциальную функ­цию, его служащие не могут состоять в какой-либо партии и выра­жать только ее интересы.

Гражданские служащие государства подразделяются на три класса: административный, исполнительный, канцелярский. Ка­ждый класс делится на ранги (ступени), а ранги - на должности (по­сты).

В связи с осмыслением вопроса о государственной службе может представить известный интерес наше отношение к некоторым связанным с ней понятиям.

Чиновник - государственный служащий. В разговорной речи слово чиновник имеет отрицательный смысл, но если уважать госу­дарство, принимать его законы как объективно необходимую реаль-

ность, социальную ценность, то не признавать, не уважать его (чи­новника) просто нельзя. Если Людовик XIV говорил: «Государство -это я», то мы сегодня можем утверждать, что современное государст­во - это его чиновники (государственные служащие).

Чиновник - понятие общесоциологическое. В царской России чиновник был государственным служащим, имевшим чин (классный) по табелю о рангах.

Клерк - светское, общесоциологическое понятие, означающее конторского служащего.

Должностное лицо - юридическое понятие, выражающее ли­цо, которое осуществляет функции представителя власти или занима­ет в государственных, коммерческих учреждениях, предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанно­стей.

Бюрократия • в сознании многих имеет отрицательный смысл. Но буквальный перевод слова бюрократия с французского и греческого означает господство канцелярии. Главная черта бюрокра­тии и бюрократа (лица, принадлежащего к бюрократии, т.е. канцеля­рии), в частности - формализм.

Вопрос о формализме в государственной службе, следова­тельно о бюрократии, является весьма актуальным. Не быть фор­мальным - значит открыть путь к нарушениям буквы и духа закона, его сути. Поэтому формализм, ведущий к четкому следованию зако­ну, есть позитивный формализм. Отсюда и бюрократия, как объек­тивно необходимая государственная служба, в определенной мере должна быть терпимой обществом.

«Пусть погибнет мир, но торжествуют законы, фемида», - го­ворили древние. Вроде бы, на первый взгляд, формализмом пахнет. Но если глубже задуматься, то можно понять, что торжество законов не ведет к гибели мира, скорее, наоборот, беззаконие грозит гибелью людей и мира в целом.

Отрицательные стороны бюрократии устраняются законода­тельным путем.

При любой государственной службе могут быть злоупотреб­ления, деградация ее положительной сути. Поэтому законодательство

должно предусмотреть гарантии от злоупотреблений. К ним относят­ся:

- четкое распределение дел между различными ведомствами;

- порядок назначения или выборов государственных служа­щих;

- снятие социальных ограничений при поступлении на госу­дарственную службу;

- контроль сверху за каждой управленческой должностью и функцией;

- проверка квалификации при приеме на службу и повышение квалификации в ходе ее прохождения;

- определенные моральные требования и надлежащее поли­тическое воспитание государственных служащих;

- материальное обеспечение служащих должностными окла­дами и другими благами;

- оптимальное соотношение гласности и секретности в госу­дарственной службе и охране государственной тайны;

- обеспечение права граждан на службу в государственном аппарате независимо от происхождения, социального и имуществен­ного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, от­ношения к религии и местожительства;

- деполитизированность служащих.

Государственная служба в цивилизованных странах строится и функционирует с учетом этих гарантий от злоупотреблений.

Глава 6. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 1. Развитие теории государственной власти

Как мы уже отметили, государство представляет собой орга­низацию политической власти общества. По тому как будет функ­ционировать эта власть как раз и люди будут судить о характере этой власти. Гражданское общество не только участвует в формировании основных (ключевых) звеньев единой политической (государствен­ной) власти, но и определяет порядок функционирования этой власти и может эффективно контролировать деятельность власти. На этот счет современная теория государства и права выработала специаль­ное учение о государственной власти, что, по нашему мнению, озна­чает одно и то же, что и понятие «политическая власть».

Государственная власть как понятие представляет собой разно­видность власти вообще. Власть же в общем смысле (общесоциологи­ческом смысле) представляет собой способность и возможность ока­зывать определяющее воздействие на деятельность, поведение лю­дей с помощью каких-либо средств. В этом смысле государственная власть стоит рядом с такими понятиями, как социальная власть, эконо­мическая власть, родительская власть и т.д. Каждая из этих видов вла­стей по существу направлена на оказание воздействия на поведение лю­дей с помощью различных средств - авторитета, воли, насилия и т.д. Го­сударственная власть также может использовать различные средства для воздействия на поведение людей. Однако отличительной чертой госу­дарственной власти, по сравнению с другими видами власти, является то, что она и только она может применять и, как правило, применяет юри­дические законы (систему общеобязательных велений) в качестве сред­ства воздействия на поведение людей.

Осмысливая понятие и сущность государственной власти, во-первых, необходимо иметь в виду, несмотря на то, что государствен­ная власть, так же как и само государство, бывает различных типов, но она характеризуется общими признаками, отличающими ее от других видов власти в обществе. Отсюда следует, что государствен­ная власть, когда бы в историческом плане и где бы не проявилась, она остается специфической, ей только присущими особенностями, разновидностью власти.

Во-вторых, государственная власть конкретного государства, какие бы разграничения функций в ее рамках не осуществлялись, все­гда остается единой и целостной. Это очень важный момент в усвоении сути государственной власти: государственная власть в любом общест­ве образует, прежде всего, целостное единство. Иначе государство про­сто не сможет выполнить свои задачи по обслуживанию интересов об­щества. Единство государственной власти основывается на том, что источником и носителем государственной власти является народ, как политическая общность, имеющим общие интересы и волю.

Единая, целостная государственная власть характеризуется следующими чертами или свойствами:

1. Каждая конкретная государственная власть имеет свою со­циальную опору, базу. Такой базой может выступать определенный класс или определенные слои общества. Такой базой могут выступать в определенных случаях и сами государственные служащие. Это на­блюдается в тоталитарных государствах, где государственный аппа­рат раздувается, вся общественная жизнь огосударствляется и госу­дарственная власть обслуживает как бы саму себя.

В цивилизованных демократических странах государственная власть должна опираться на общие интересы своего народа, обра­зующего единую политическую или политико-правовую общность. Это положение объясняется тем, что источником государственного суверенитета и государственной власти всегда остается народ, фор­мирующий государство и определяющий рамки власти.

2. Государственная власть в обществе обладает свойством верховенства. Это означает, что другие власти в обществе по отно­шению к государственной власти носят подчиненный, подзаконный характер. Государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь обладает верховенством в обществе.

3. Свойством государственной власти является ее всеобщ­ность и универсальность. Это означает, что на территории данного государства, как политико-территориальной организации, государст­венная власть действует повсеместно, распространяет свою волю на всех без исключения. При этом опять-таки государственная власть выступает как единое, целостное явление.

4. Свойством государственной власти является ее иерархиче­ское построение. Это означает, что государственная власть в общест-

ве строится сверху вниз, а не.наоборот. Это объясняется тем, что воля всего народа, как политической общности, формируется в высших представительных органах власти (парламенте, конгрессе, нацио­нальном собрании и т.д.). Воля людей отдельных регионов, отдель­ных частей государства не может перекрывать волю государствооб-разующего народа. Если допустить такое, то оно приведет к хаосу и беспорядкам, поскольку каждая местность начнет выпячивать свои интересы. Так же как действует примат международных принципов перед национальными принципами, положенные в основу деятельно­сти государства и закрепленные в Конституции страны превалируют (при их столкновении) перед интересами отдельных частей государ­ства.

Целостность государственной власти в рамках конкретного государства цементируется политической общностью народа, обра­зующего государства, его суверенитетом. В стабильных государст­вах, в первую очередь, достигается политическое единство народа (хотя бы большинства), на чем и основывается целостность государ­ственной власти.

Понимание проблемы целостности государственной власти, в свою очередь, ставит задачу уяснения смысла разделения власти. Как же соотносятся понятия «целостность государственной власти» и принцип «разделения власти»? Что представляет из себя понятие «разделение властей».

2. Понятие разделения власти

Осмысливая понятие разделение власти, следует иметь в ви­ду, что в литературе обычно пишут о разделении властей, то есть слово власть употребляют во множественном числе. Между тем речь должна идти о разделении единой (одной) власти, так как государст­венной власти органически присущи единство и целостность.

Чтобы лучше разобраться в понятии разделение власти, нуж­но это понятие сопоставить с такими смежными понятиями, как еди­ноначалие, разделение функций.

В первую очередь, нужно уяснить, что термин разделение власти относится не к характеристике государственной власти в це­лом. Государственная власть в конкретном обществе характеризует-

ся, как уже отмечалось, единством, целостностью. Поэтому «единство власти» - это характеристика государственной власти в целом. Разде­ление же власти - это понятие, которое характеризует порядок функ­ционирования государственной власти. Поэтому понятие «разделение власти» корреспондируется с понятием «единоначалие». Другими сло­вами, если мы зададимся вопросом: каким образом функционирует го­сударственная власть в том или ином конкретном обществе, то мы должны выйти на проблемы единоначалия и разделения власти. Отсю­да можно сделать вывод, что государственная власть в конкретном об­ществе, в соответствии с его конституцией, может функционировать на принципах единоначалия или разделения власти. Отсюда понятие «разделение власти» нужно отличать и от понятия «разделение функ­ций». Последнее характерно для любого порядка функционирования государственной власти, основанной на принципах разделения ли вла­сти или единоначалия. Когда говорят о разделении функций, то речь идет о разграничении функций различных органов государственной власти, что характерно для любого государства.

Далее. Для лучшего освоения сущности понятия «разделение власти» необходимо подойти к раскрытию его в историческом соот­ношении с понятием «единоначалия».

Еще с древних времен установился двоякий подход к функ­ционированию государственной власти. Одни считали, что государ­ственная власть должна функционировать на принципах единонача­лия. Носителем единоначалия является монарх, император, король и т.д. Этот принцип обосновывался тем, что при единоначалии обеспе­чивается устойчивое централизованное государственное управление обществом, устраняется сепаратизм и общество развивается лучше. Просвещенными сторонниками теории единоначалия выступали итальянец Н.Макиавелли (1469-1527 гг.), француз Жан Воден (1530-1596 гг.), англичанин Т.Гобсс (1588-1679 гг.). По мнению представи­телей единоначалия, воля монарха считается волей всех, его власть -выше закона, безгранична. Монарх не несет ответственности перед какой-либо человеческой инстанцией. Разделение власти, по их пред­ставлению, ведет к безначалию. В государстве с единоначалием зако­нодательству и суду отводится роль марионеток. Теория единонача­лия в свое время служила оправданием абсолютной монархии, а в

последнее время способствовали возникновению и функционирова­нию административно-командной системы управления.

Наряду и параллельно с теорией единоначалия возникла и с переменным успехом развивалась теория разделения власти. Возник­новение этой теории также уходит в древние века. Уже древние рим­ляне пытались разделить власть на законодательную и исполнитель­ную. Это делалось для того, чтобы увести государственное управле­ние обществом от деспотизма, диктатуры монархов. Но наибольшее развитие теория разделения власти получила в эпоху просвещения. Учениями англичанина Джона Локка (1632-1704 гг.), французского юриста Шарля Монтескье (1689-1755 гг.) идея разделения власти превратилась в целостную и весьма привлекательную теорию.

Суть теории разделения власти направлена на критику теории единоначалия, которая ведет к тоталитаризму и деспотии. В соответ­ствии с теорией разделения власти единая государственная власть должна функционировать в рамках системы сдержек и противовесов. Система сдержек и противовесов направлена на то, чтобы: во-первых, государственная власть не сосредоточивалась только в одной ветви власти, у одного лишь главы государства; во-вторых, она предполага­ет самостоятельную в рамках законов и взаимовлиятельную деятель­ность трех частей единой государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной,, Но главная цель «изобретения» теории разделения власти заключается в том, чтобы удержать власть монар­ха, императора, короля и т.д. Отсюда и в современных условиях, ко­гда вроде и нет монархов, императоров, королей и генеральных сек­ретарей, но необходимость в разделении власти, то есть в действен­ности системы сдержек и противовесов остается. Система сдержек и противовесов в современных президентских республиках должна быть направлена на удержание в рамках законов исполнительной ветви власти.

В переводе на житейский язык систему сдержек и противове­сов следует понимать так, что обществом оперативно (повседневно, ежечасно) управляет исполнительная власть (Президент, Кабинет Министров). Однако исполнительная власть действует, осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законами, принятыми законодательной властью (Парламентом). Независимая судебная

власть существует для того, чтобы привлечь к ответственности любо­го, кто нарушает закон. При этом все три ветви власти независимы друг от друга, но четко и тесно связаны друг с другом законами.

Смысл принципа разделения власти сводится к тому, что даже законодательная власть не всесильна. Она принимает законы в рам­ках Конституции и не имеет права произвольно вмешиваться в сферу исполнительной и судебной ветвей властей.

Отсюда полновесность теории разделения власти сводится не просто к наличию трех ветвей власти в государстве - законодательной, исполнительной и судебной (почти в любом государстве эти ветви вла­сти имеются и их функции в общем и в целом разграничены), а к тому, что эти три ветви власти на законодательной основе функционируют как система сдержек и противовесов по отношению друг к другу.

Конечно, такая раскладка трех ветвей властей требует очень четкой конституционной базы их деятельности, наличия недвусмыс­ленных механизмов влияния друг на друга в случаях нарушения кон­ституционных требований к их функциям и т.д.

Принцип разделения властей характерен для истинно демокра­тических государств с четко выделенной представительной формой правления. Принцип разделения власти предполагает безусловную леги­тимность государственной власти. Легитимность государственной власти применительно к конкретному обществу означает, что конститу­ция этого общества принята с участием большинства народа и выражает его волю, а формирование и деятельность всех органов государства осу­ществляется в строгом соответствии с предписаниями конституции, осо­бенно это относится к порядку формирования и деятельности законода­тельной, исполнительной и судебной власти. Законодательная власть не властна, а ограничена в своих полномочиях конституцией. Исполнитель­ная власть, как правило, также формируется выборным путем, а не на­значается и освобождается законодательной властью. Короче говоря, государственная власть - это власть от народа и в интересах народа. Там, где государственная власть субъективно разделена между отдельными лицами или узурпирована кем-то, благодаря каким-то махинациям, власть теряет свою легитимность. Легитимная власть - это справедливая, народная, демократическая власть. Лишь при соблюдении легитимности власти можно говорить о действительном разделении власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: