Исторические формы легитимации государственной власти

Для более четкого уяснения природы государственной власти большое значение имеет правильное понимание форм легитимации государственной власти. Под легитимацией государственной власти понимается признание или подтверждение законности формирования

органов власти, должностных лиц, основанных, как правило, на де­мократических выборах1.

Теория юриспруденции имеет дело в основном с легитимной государственной властью. В принципе она может вырабатывать ре­комендации лишь в духе должного. Конечно, она должна обобщать и сущее, выявлять недостатки в организации и деятельности государст­венной власти. Но главная задача теории юриспруденции - раскры­вать и определить схемы деятельности именно легитимной государ­ственной власти.

В современной теории юриспруденции основной формой ле­гитимации государственной власти является формирование и дея­тельность ее на основе демократических законов. Проблема легитим­ности государственной власти особое значение имеет в случаях реа­лизации мер государственного принуждения.

Государственное принуждение всегда должно осуществляться как на легитимной основе (например, судьями, избранными или на­значенными в порядке, предусмотренном законодательством), так и в легальной форме (например, закрытые судебные заседания могут быть лишь в случаях, предусмотренных в законодательстве). Легити­мация и легализация государственного принуждения всегда должна облекаться в правовую форму.

В то же время история знает случаи, когда юридическое право не может служить единственной формой легитимации государствен­ной деятельности. Иногда эта функция переходит к обычным соци­альным нормам, признаваемым международным сообществом. Так, например, в США сложившаяся социальная норма о праве народа на сопротивление угнетению в свое время позволила разорвать колони­альные отношения американского общества с Англией.

Социальные революции, акции, как правило, совершаются в разрыве от существующих правовых требований, но легитимность государственного принуждения при этом может обосновываться сложившимися к этому времени мнению большинства членов обще­ства, требующих изменения существующего общественного и госу­дарственного строя. Таким образом, видимо, можно объяснить и со­бытия, происшедшие 3-4 октября 1993 года в г.Москве, когда суще-

' Большой энциклопедический словарь. М. С. 632.

ствующие правовые нормы пришли в противоречие с объективной необходимостью развития общества.

Однако, из всех этих случаев следует различать действия раз­личных хунт, переворотов, которые не опираются на действительные потребности общества, на мнение большинства членов государство-образующего общества, то есть являются действиями, не основанны­ми на легитимированные социальные нормы.

В целом, основной, цивилизованной формой легитимации деятельности государственной власти является демократический за­кон, то есть закон, принятый на референдуме или представительным законодательным органом государственной власти. В отдельных ис­торических условиях, когда таких законов нет, или не представляется возможность их разработки и принятия, то легитимация деятельности государственной власти может быть основана на социальных нормах, отвечающих требованиям общечеловеческой ценности. Другими сло­вами, фактические действия органов государственной власти в этих случаях должны быть основаны на такие социальные нормы, которые воспринимаются мировым сообществом.

Глава 7. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 1. Понятие функции государства

Функции государства можно определить как основные на­правления его политической деятельности, в которых выража­ются сущность и социальное назначение власти.

В имеющейся научной литературе по теории государства вся проблема относительно функции государства, как правило, сводилась к классификации функции на внутренние и внешние, на классовые и общесоциальные. В литературе последних лет, в частности, в учебни­ке под редакцией В.В.Лазарева «Общая теория права и государства» сделана попытка рассмотреть проблему функции государства не­сколько по-иному. Здесь выделяются четыре функции государства: экономическая, политическая, социальная и идеологическая.

Думается, что и этот подход страдает немалыми недостатка­ми: во-первых, все направления деятельности государства являются политическими, так как государство - это организация политической власти. Поэтому выделить политическую функцию с экономической и идеологической нельзя. Можно говорить об экономической поли­тике государства, о социальной политике и т.д.; во-вторых, выделить идеологию функции государства также некорректно. Государство не может поддерживать какую-то идеологию, превращать ее в государ­ственную. Куда может вывести такой подход мы уже знаем.

На мой взгляд, при уяснении понятия функции государства необходимо отправляться от цели и задачи государства, то есть за­даться вопросом: зачем людям необходимо государство, каково его назначение?

Анализируя достижения мировой государственно-правовой науки, сегодня можно прийти к выводу о том, что государство нужно людям для более эффективной организации охраны их прав и интере­сов. Охрана прав и интересов граждан - главная забота государства и соответственно этому должны быть определены основные направле­ния его политической деятельности и сформирована внутренняя структура государства.

Кстати сказать, даже внешним ознакомлением со структурой создаваемой в конкретном государстве различных министерств и ве-

домств можно судить о характере государства, об основной задаче и функциях, которые данное государство ставит перед собой. Так, в Со­ветском Союзе в одно время насчитывалось около 170 союзных мини­стерств и ведомств. По количеству министерств и ведомств СССР явно был рекордсменом мира. Однако большое количество министерств и ведомств явно не,было сориентировано на деятельность во благо наро­да. В период СССР, например, Председатель КГБ, Министр обороны, Министр иностранных дел были членами Политбюро и имели значи­тельно большую возможность для решения проблем своего ведомства, нежели министр сельского хозяйства или жилищно-коммунального хозяйства. Некоторые ведомства, например, Ведомства по правам че­ловека, Конституционный суд, как обязательные атрибуты правового (справедливого) государства, вообще не были организованы. СССР -явно был сориентирован на установление господства в мире, а об уров­не жизни своих граждан, по существу, не заботился.

Решение всех проблем, возникающих в общественной жизни людей, на справедливой основе является одним из важнейших устоев современного общества. Поэтому обеспечение справедливости в об­ществе - главное социальное назначение правового государства, от­сюда должны быть определены его функции.

Развитие общественной жизни людей протекает в сложном взаимодействии различных интересов и в весьма динамичных усло­виях. В любом обществе -можно встретить нищету, болезни, трудно­сти в обеспечении стабильных источников средств к существованию. Экономические подъемы и спады, обусловленные ими безработица, социальная дезориентация, преступность требуют постоянного на­пряжения соответствующих структур государства и безотлагательно­го разрешения, возникающих при этом больших и малых проблем. При этом для государства благосостояние людей всегда должно оста­ваться основным смыслом его политической деятельности. Только здоровые и образованные люди могут сплачивать государствообра-зуюшее общество. Поэтому государство, имея в виду обеспечение справедливости во взаимоотношениях между людьми, должно посто­янно заниматься охраной прав и интересов всех своих граждан, неза­висимо от их национальности, пола, социального положения.

Государство, как организация политической власти общества, должно исходить из того, что в обществе люди, если они подверга­ются дискриминации, несправедливо решаются их проблемы и нуж-

ды, то они не будут думать об оптимальном развитии этого общества: они будут стараться разрешить только свои проблемы, находящиеся в противоречии с проблемами других людей. Отсюда нестабильность в обществе, отсюда конфликты и разрушительные эксцессы. Лишь то общество может рассчитывать на стабильность и оптимальное разви­тие, где справедливость является основой деятельности государства и всех его институтов.

Исходя из социального назначения государства должны быть определены основные направления его политической деятельности. Не имея возможности раскрыть все направления политической дея­тельности государства, остановимся здесь лишь на некоторых, наи­более важных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: