Религиозная реформа Эхнатона

Одним из важнейших событий в истории Древнего Египта явился непродол­жительный по времени, но глубокий по сути религиозный переворот, осущест­вленный фараоном XVIII династии Аменхотепом IV (XIV в. до н.э.), затронувший все стороны египетской действительности: быт, верования, искусство, письмен­ность, язык. Этот период в египетской культуре носит название «амарнского» -по деревне, находившейся на месте бывшей столицы фараона. Из семнадцати лет правления первые пять Аменхотеп IV пребывал со своим двором в Фивах, в цент­ре культа Амона-Ра. Затем неожиданно перенес столицу во вновь отстроенный


Ахетатон («Горизонт Атона»), провозгласил истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона и принял новое имя Эхнатон, что значит «угодный Атону». Культ Атона и по существу, и по форме резко отличался от культа Амона и прочих богов. Он не имел ни антропоморфной, ни зооморфной иконографии. Это был культ натуралистический - культ самого животворящего солнцу что нашло отражение в гимне Атону, сочиненном самим фараоном:

Прекрасен твой восход на небосклоне,

О Атон, живущий изначала жизни!..

Ты посылаешь свои лучи, и Египет ликует...

Птицы летят из своих гнезд,

И их крылья восхваляют твой дух!

Всякий скот прыгает на своих ногах,

Рыбы в Ниле прыгают перед твоим лицом,

И лучи твои - внутри моря...

Все, что летает, и все, что порхает, живет,

когда ты озаряешь их...

Решительный перелом произошел в египетском искусстве, тесно связанном с религией. Уже на пограничных стелах, обозначающих местоположение новой сто­лицы, появились рельефы, сильно отличающиеся от всех предыдущих. Во-первых, на этих рельефах семья фараона и сам фараон изображались строго в профиль, что по правилам канона (без условного разворота плеч) совершенно не допуска­лось при изображении царствующих особ. Во-вторых, появилась новая иконогра­фия фараона. Как известно, в Египте изображения правящего фараона всегда совпа­дали с образами богов, дабы подчеркнуть его божественное происхождение. Посколь­ку Эхнатон преследовал культ старых бо­гов, его образ лишался иконографического сходства: фараона изображали с некра­сивыми чертами лица и со всеми погреш­ностями фигуры. Многие исследователи, обнаружив предметы искусства того вре­мени, считали даже, что имеют дело с паро­дийными изображениями. В-третьих, впер­вые появились изображения египетского царя в быту. На рельефах гробниц и в ро­списях дворца показаны царь и его семья на улицах города, во дворце, за обедом, в саду. В-четвертых, нововведением явилось возникновение некрополя приближенных фараона на восточном берегу Нила, вопре­ки традиции.

Стела Эхнатон а в Ахетатоне. XVIII династия. Национальный музей. Каир

Храмы, посвященные Атону, как и рань­ше, были ориентированы с запада на вос­ток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пило­на с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колон­ных залов. Пилоны чередовались с огром­ными открытыми дворами, заполненными


бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, и их постигла та же участь, что и пирамиды Среднего царства. Зато сохранились прекрасные об­разцы скульптуры, которую отличали индивидуализация черт и явное тяготение к лирической трактовке образов. Лучшими скульптурными портретами того време­ни являются головы Эхнатона и царицы Нефертити. Бесспорно, это произведения реалистического искусства, созданные за тысячу лет до расцвета искусства скуль­птуры в Греции.

Памятниками, отражающими традиции Амарны, можно считать все произве­дения искусства, найденные в гробнице Тутанхамона (см. цв. вкл.). После смерти Эхнатона его второй преемник и юный зять Тутанхатон вынужден был пойти на примирение со знатью и жречеством и даже изменить свое имя, в котором содер­жалось имя бога Атона. Расцвету искусства Ахетатона наступил конец. Но все же характерные особенности стиля амарнского искусства - свободная постановка фи­гур, живые непринужденные позы, передача непосредственного общения -оказа­ли влияние на дальнейшее развитие египетского искусства и более свободное об­ращение с каноном.

ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-приклад­ного искусства значительное место в культуре Древнего Египта занимали также ли­тература и театр. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения, сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пира­мид». Египтяне верили, что, начертанные на стенах пирамиды, они обеспечат бла­гополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Унаса (XXIII в. до н.э.) на стенах его пи­рамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты пи­сали уже на каменных саркофагах - ящиках прямоугольной формы. Новый комплекс магических текстов получил название «Тексты саркофагов».

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литерату­ры. Способы достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях, «домах жизни», как их называли египтяне, и записывали на папирусе. Это стало настолько обычным, что свитки папиру­сов изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книга мертвых», замечательной особенностью которой яв­лялись многочисленные иллюстрации - виньетки. Главы «Книги мертвых» егип­тяне именовали речениями: «речение, чтобы...» или «речение для...»

Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, что­бы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение ди­дактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой лите­ратуры является «Поучение Аменемопе».

Свиток наряду с текстами космогонического звучания содержит целый свод мудрых советов бытового плана. Например, в «Поучении Аменемопе» говорится: «Ведь человек - это глина и солома, и бог его создатель. Он (бог. -Л.Е.) разрушает


и создает ежедневно, он создает тысячи бедняков ежедневно по своему желанию, он создает тысячу надсмотрщиков в свой час». Далее читаем: «Не братайся со вспыль­чивым, не приближайся к нему для разговора... пусть он не завлечет тебя и не на­бросит петли на тебя».

К дидактической литературе относятся также любопытные советы по поводу выбора профессии, адресованные юношам. Профессия писца, бывшая одной из са­мых почетных, прославлялась в соответствующих текстах:

Мудрые писцы

Времен преемников самих богов,

Они не строили себе пирамид из меди

И надгробий из бронзы.

Не оставили после себя наследников,

Но они оставили свое наследство в писаниях,

В поучениях, сделанных ими.

Они ушли,.

Имена их исчезли вместе с ними,

Но писания заставляют

Вспомнить их.

Построены были двери и дома, но они разрушились,

Жрецы заупокойных служб исчезли,

Их памятники покрылись грязью,

Гробницы их забыты.

Но имена их произносят, читая эти книги,

И память о том, кто написал их,

Вечна.

Стань писцом, заключи это в своем сердце,

Чтобы имя твое стало таким же.

Книга лучше расписного надгробья

И прочной стены.

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех,

Кто повторяет имена писцов,

Чтобы на устах была истина.

Широкое распространение во время XVIII династии (XVI-начало XIVb. до н.э.) получили любовные песни. Вот одна из них:

Доносится голос дикого гуся, «Разве ты не ставила сегодня силков?»

Попавшегося на приманку. Твоя любовь завладела мною!

Но любовь к тебе удерживает меня, Дикий гусь летит и спускается,

И я не могу освободиться. Множество птиц порхает вокруг,

Когда я сниму мои силки, - А я не думаю о них -

Что я скажу моей матери, Со мной моя любовь, только моя!

К которой прихожу каждый вечер, Сердце мое равно твоему,

Нагруженная птицей? Я не удалюсь от твоей красоты!..

В Египте появились и первые сказки, например «Сказки о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рам­сеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Особенным жанром египетской литературы стали тексты, отражающие рас­тущий скепсис в отношении культа мертвых. Потеря веры в традиционное учение


о жизни за гробом, вызванная разрушением гробниц, уничтожением мумий, заб­вением умерших, нашла выражение в «Песне арфиста». Ее основным лейтмотивом стал призыв отречься от бессмысленных забот о посмертном существовании и об­ратиться к земным утехам: «Отдавайся своим желаниям, пока ты жив... умножай свои удовольствия и не поддавайся унынию... Никто не может взять свое имуще­ство с собой, никто из ушедших не вернулся обратно». Все варианты «Песни арфи­ста» резюмировали: «Я, мы да пьем, ибо завтра умрем».

В Древнем Египте зародился и театр как массовое действо. В основу театрали­зованных представлений легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических ре­лигиозных представлений составляли «страсти» Осириса - эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы и даже фараоны. Мистерии содер­жали следующие обряды:

выход Вепуата (идола; этого воинственного божества в виде стоящего шакала выносили на шесте из храма; он указывал путь Осирису и был его первым бойцом);

выезд Осириса (он выплывал на барке и поражал врагов);

«великий выход» (во время «выхода» Сет убивал Осириса в местности Недит, расчленял тело на четырнадцать кусков и разбрасывал их по Египту; Исида со­бирала мужа и оплакивала его);

перевозка тела Осириса Тотом;

подготовка Анубисом тела Осириса к погребению (духовенство и Анубис по­гребали его в местности Пекер);

расправа над «врагами» Осириса;

всеобщее ликование и перевозка воскресшего Осириса в его храм в Абидосе.

В Абидосе была похоронена голова Осириса. Фараоны Сети I и Рамсес II от­строили роскошные храмы, потому основное представление проходило в этом ме­сте. Мистерии разыгрывались также в Фивах, Эдфу и на острове Бигэ - у первого порога Нила близ Элефантины, где погребена была левая нога Осириса.

Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бех-детскому. Поскольку наибольшего расцвета культ Исиды достиг в районе первого порога Нила, там, на острове Филе, был построен ее храм, считавшийся жемчужи­ной греко-римского времени и ставший местом паломничества. Мистерии вклю­чали сцены нахождения Исидойтела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Оси­риса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса.

Миф о Хоре Бехдетском (Бехдет - второе название Эдфу), запечатленный на стенах эд­фу ского храма, представляет собой религиозную драму, содержание которой сводится к сле­дующему. Хор Бехдетский в виде Крылатого Диска сопровождал в Нубии великого бога Ра, возглавляющего бесчисленное войско. Хор Бехдетский узрел врагов бога, а Ра разрешил уничтожить их. Враги превратились в крокодилов и гиппопотамов, пытающихся напасть на Ра, но Хор Бехдетский разгромил их, уничтожив и предводителя - бога Сета в облике гип­попотама. Причем Гор, сын Исиды, присоединился к Хору Бехдетскому, и они вместе пре­следуют бегущих врагов вплоть до самого моря.

Египтологи интерпретировали миф по-разному. Одни видели в нем мифологи­зацию исторических событий времени первых двух династий, когда, несмотря на объединение Южного и Северного Египта, происходили кровавые конфликты. Дру­гие усматривали в эдфуском мифе историю изгнания гиксосов.

Мистерии были разные, но во всех воплощалась генеральная для египетской ми­фологии тема борьбы добра со злом и света с мраком.

В поздние времена изображение Хора Бехдетского - Крылатого Диска - стало всеобщей эмблемой божественности и высшей святости, помещаемой при входе во все египетские храмы, чем-то вроде священного герба, символизирующего еди-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: