Важнейшим правовым документом является Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. Положение устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев в организациях любой формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей. В Положении перечислены первоочередные меры, принимаемые в связи с несчастным случаем, порядок оформления и форма акта о расследовании несчастного случая на производстве.
Поскольку согласно Федеральному закону № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в отношениях работодателя и работника появилась третья сторона - страховщик, в лице Фонда социального страхования Российской Федерации, в действующее Положение введены понятия страховщик, страхователь, застрахованный, страховой случай. Изменения в п.4 Положения, например, предусматривают направление сообщения о несчастном случае с застрахованным в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ.
|
|
Постановлением Госкомстата от 18.06.99 № 42 утверждены формы отчетности о травматизме (форма № 7) и об условиях труда, (форма № 1-т).
В развитие Закона об обязательном социальном страховании принято Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 "Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска".
Правила определяют отнесение каждой отрасли промышленности к одному из 32 классов профессионального риска для установления страховых тарифов, соответствующих уровню производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 2001 г. вводится 22 класса профессиональнного риска.
3. Государственные нормативные требования охраны труда. Правила,процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются нормативно правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования по охране труда.
Порядок разработки и утверждения нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" обязывает все органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблюдать единые требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах.
|
|
В настоящее время действует около трех тысяч нормативных правовых актов по охране труда. Нормативные правовые акты включают документы, основные виды которых приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Виды нормативных правовых актов РФ по охране труда
Наименование вида нормативного правового акта | Органы, утверж-дающие | |
полное | сокращенное | нормативные правовые акты |
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда | ГОСТ Р ССБТ | Госстандарт России, Минстрой России |
Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда | ОСТ ССБТ | Федеральные органы исполнительной власти |
Санитарные правила Санитарные нормы Гигиенические нормативы Санитарные правила и нормы | СП СН ГН СаНПиН | Госкомсанэпиднадзор России |
Строительные нормы и правила | СНиП | Минстрой России |
Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности | ПБ ПУБЭ ИБ | Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией |
Правила по охране труда межотраслевые | ПОТ М | Минтруд России |
Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) | Минтруд России, Федеральные органы надзора | |
Правила по охране труда отраслевые | ПОТ О | Федеральные органы |
Типовые отраслевые инструкции по охране труда | ТОИ | исполнительной власти |
Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) | ТОИ |
Нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют требования законодательных актов к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, оборудованию, должностным лицам; определяют обязанности, права и ответственность за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, могут разрабатывать и утверждать соответствующие нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации*.
При необходимости, исходя из специфики производств, предприятия и организации разрабатывают стандарты предприятия, системы безопасности труда на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда. Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда и социального развития РФ.
*Областной закон «Об охране труда в Новосибирской области» № 109-0З от 03.07.2000 г.