1. Что такое воспитание? Отметьте правильный ответ:
1) целенаправленная и специально организованная деятельность воспитателя, целью которой является создание условий для саморазвития и самоактуализации личности;
2) процесс управления развитием личности;
3) процесс формирования личности, происходящий под влиянием окружающей среды;
4) часть педагогики, рассматривающая вопросы организации воспитательной работы в школе;
5) организованное определенным образом воздействие на психику воспитуемого с целью привить ему качества, желаемые воспитателем.
2. Что из перечисленного можно отнести к движущим силам воспитания?
1) противоречия между ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи;
2) противоречия между «отцами и детьми» из-за различных взглядов на жизнь;
3) противоречия между методами работы учителей и потребностями учащихся;
4) противоречие между индивидуальностью процесса воспитания и массовым характером организации учебно-воспитательного процесса;
|
|
5) противоречие между возникающими у личности потребностями и возможностями для их удовлетворения.
3. Рассмотрите и проанализируйте определения понятия «процесс воспитания». Заполните таблицу.
Определение понятия «процесс обучения» | На чем сделан акцент | Слабая сторона определения | Общее в определениях | Различия в определениях |
«Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений» (В.С. Безрукова) | ||||
«Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочивание влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации» (В.А. Сластенин) | ||||
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, в результате которого создаются воспитательные ситуации» (Б.Т. Лихачев) |
4. Найдите соответствие между закономерностями и принципами воспитания. Заполните таблицу.
№ | Закономерности воспитания | Принципы воспитания |
Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями | ||
Принцип гуманистической направленности воспитания; принцип опоры на положительное в человеке | ||
Эффективность воспитания обусловлена степенью собствен- ной активности личности, мотивами деятельности и характером ее педагогического руководства |
5. Какая из приведенных ниже схем наиболее правильно отражает структуру процесса воспитания?
а | б | ||
Процесс воспитания | Процесс воспитания | ||
Основные цели и нормы поведения | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника | |
Формирование отношения к ним | |||
Формирование мотивов | |||
Формирование взглядов и убеждений | |||
Формирование мировоззрения |
6. Составьте схему процесса перевоспитания. Что лежит в его основе
|
|
7. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о сути процесса воспитания.
1) «Хорошо сформированная цивилизация — это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы поддержать личность, давать ей возможность преодолевать всякого рода неожиданности и изменять ее...с помощью факторов подкрепления» (Скиннер Б. Утопия и человеческое поведение).
2) «Теория удовольствия и неудовольствия, наслаждения и страдания — это старая сенсуалистическая теория... ложна в самом своем основании... Жизнь души, не порывающая сама себя, может состоять только в деятельности не для добывания удовольствий, а для самого дела. В такой деятельности и удовольствия и неудовольствия нейтрализуются, и на их место выходит жизнь — горящая, пламенная, сыплющая вокруг искры; человек мыслящий...берет самый этот источник жгучих и блестящих искр» (Ушинский К. Д. Собр. соч. — Т. 10).
С чем вы согласны и с чем не согласны в этих высказываниях?
Согласен с… | Не согласен с… |
8. Коротко раскройте суть следующих приемов самовоспитания. Самопознание
Самообязательство _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоубеждение_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоприказ_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоконтроль_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоанализ_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________