Задача 1. По данным таблицы 1определите наличие, направление и тесноту связи между результативным признаком и факторным

По данным таблицы 1определите наличие, направление и тесноту связи между результативным признаком и факторным:

1. Рассчитайте параметры уравнения парной линейной регрессии. Проверьте правильность решения уравнения.

2. Оцените достоверность коэффициента регрессии при независимой переменной с вероятностью нулевой гипотезы 0,05.

3. Рассчитайте парный линейный коэффициент корреляции, оцените его достоверность с вероятностью нулевой гипотезы 0,05, рассчитайте коэффициент детерминации, коэффициент эластичности.

4. Оцените адекватность модели.

5. Рассчитайте точечный и интервальный прогноз результативного показателя при условии, что факторный признак возрастет на 10%.

Таблица 1 - Рабочая таблица для определения параметров уравнения регрессии и коэффициента корреляции

№ наблюдения
Итого Среднее значение 57,429 4,5 5,2 5,7 7,2 6,4 6,0 7,0 42,0 6,0 3328,857 20,25 27,04 32,49 51,84 40,96 36,00 49,00 257,58 36,797 306,0 301,6 353,4 374,4 345,6 342,0 357,0 66,038 62,020 59,151 50,542 55,133 57,429 51,690 402,0 Х 3,849 16,16 8,117 2,126 1,284 0,184 0,476 32,16 Х

Для решения задачи воспользуемся формулами 1-16

Параметры уравнения определяем по формулам

Уравнение парной регрессии запишется так:

При увеличении факторного признака на единицу своего измерения, результативный признак уменьшается на 5,739 единиц своего измерения. Рассчитаем теоретические значения результативного признака, подставляя в уравнение регрессии значения факторного признака (таблица 1). Если уравнение регрессии решено правильно, сумма фактически значений должна быть равна сумме теоретических. Суммы получились равны.

Коэффициент корреляции рассчитаем по формуле

Коэффициент детерминации – коэффициент корреляции, возведенный в квадрат. Он показывает долю вариации результативного признака, обусловленную вариацией факторного признака. В нашем примере вариация результативного признака на 85,2 % обусловлена вариацией факторного признака, включенного в модель, а на 24,8% случайными факторами.

Среднюю ошибку рассчитаем по формуле

Коэффициент Стьюдента по формуле

Табличное значение критерия Стьюдента = 2,57. Фактическое значение получилось больше, чем критическое, коэффициент регрессии статистически значим, и нулевая гипотеза о равенстве коэффициента регрессии нулю в генеральной совокупности отвергается.

Среднюю ошибку и коэффициент Стьюдента для коэффициента корреляции вычисляем по формулам

Коэффициент эластичности рассчитаем по формуле

Коэффициент эластичности показывает, что при увеличении факторного признака на один процент, результативный признак в среднем уменьшается на 0,6 процента.

Адекватность модели оценим по F-критерию

Табличное значение критерия Фишера с вероятностью нулевой гипотезы 0,05 и числом степеней свободы –1 и 5 равно 6,61. Фактическое значение F-критерия получилось больше табличного значения, это значит, что модель адекватна. Влияние факторного признака на результативный признак существенно и статистически доказано с вероятностью 0,95.

При правильном решении задачи должно соблюдаться равенство

в нашей задаче это равенство соблюдается: 5,34=5,37=5,37, разница в сотых долях показателя обусловлена округлениями в расчетах.

Рассчитаем точечный и интервальный прогноз результативного показателя при условии, что факторный признак увеличится на 10%.

Прогнозируемое значение подставим в уравнение регрессии:

Для расчета ошибки интервального прогноза воспользуемся формулами 15, 16.

Предельная ошибка прогнозируемой величины составит:

Определим интервал прогнозируемой величины:

Прогнозируемое значение результативного показателя с вероятностью 0,95 будет не меньше 46,4 и не больше 60,8 единиц своего измерения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: