Введение. Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет

Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.

1.1 Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте………………6

1.2 Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………….. ………………………………………14

1.3 Специфика развития восприятия цвета, формы и величины детей 3-4 лет…………………………………………………………………………….30

1.4 Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………41

Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.

2.1. Программа исследования……………………………………………46

2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………47

Выводы…………………………………………………………………….51

Заключение…………………………………………………………………53

Список использованной литературы

Введение

Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь, начало символической игры, самосознание.

Предметная деятельность становится ключевой для развития мышления ребенка. Исследования отечественного психолога А. В. Запорожца показали, что ребенок дошкольного возраста способен разумно и последовательно рассуждать, делать выводы, если он опирается на достаточный опыт действий с предметами [20].

Произвольная предметная деятельность формируется у детей, начиная с младенческого возраста при поддержке взрослых, а позднее и в детском коллективе. На основе предметной формируется орудийная (с применением орудий труда), а затем и продуктивная деятельность [21].

Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета.

При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и величина. Именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий. Благодаря достижениям в предметной деятельности младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие. Таким образом, развитие восприятия детей 3-4 лет непосредственно связано с сенсорным воспитанием.

Целью нашей работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.

Объектом нашего исследования являются дети 3-4 лет.

Предметом нашего исследования является уровень предметной деятельности, уровень и специфика восприятия величины, формы, цвета.

На основании анализа литературы нами была сформулирована следующая гипотеза исследования: развитие восприятия цвета, формы и величины обусловлено развитием предметной деятельности дошкольников, а именно: чем выше уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет, тем выше их уровень развития восприятия цвета, формы и величины.

Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.

3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.

4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.

5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.

6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.

Метод: анализ документов, наблюдение.

Методики:

1. Диагностика развития предметной деятельности [16;С.105]

2. «Особенности восприятия цвета» [17; С.243],

3. «Особенности восприятия формы» [17; С.245],

4. «Особенности восприятия величины»[17; С.250].

База исследования: ДОУ детский сад № 47, г. Сыктывкар.

В исследовании принимали участие 20 дошкольников 3-4 лет, имеющие преимущественно высокий и средний уровень развития предметной деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: