Методика «Первое впечатление»

Схема наблюдения за ребенком от 6 до 12 лет

Эта методика не является строго стандартизированной. В ней выделены те характеристики ребенка, которые можно уловить и при первом знакомстве с ним, и в процессе наблюдения во время уроков или внеучебное время. Классному руководителю полезно ознакомиться с этой схемой наблюдения, чтобы знать, на какие особенности внешнего вида, поведения, эмоционального проявления следует обратить особое внимание при общении с учащимся. Некоторые характеристики могут иметь отрицательное влияние на адаптацию ребенка к учебе, на его отношения с одноклассниками. Зная эти характеристики, педагог может предотвратить многие негативные последствия.

Следование этой схеме наблюдения поможет классному руководителю заполнять форму документации «Индивидуальная характеристика учащегося»

I.Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид

Тело. Рост и вес ребенка и их соответствие возрастной норме. Телесные изъяны (дефекты) и какие-либо диспропорции. Физическая зрелость по отношению к возрасту. Впечатление мужественности или женственности.

Поза: оцепенелая, напряженная, расслабленная, подавленная, жмущаяся.

Лицо: узкое или широкое, нежное или грубое, асимметричное, выразительное, комичное, создается впечатление здоровья или болезненности, выглядит интеллигентным, симпатичным или несимпатичным. Наличие отчетливых дефектов (бородавки, родимые пятна), которые могут быть объектом насмешек ребят.

Мимика и пантомимика: пониженная, живая, преувеличенная, стереотипная, застывшая. Обратить внимание на то, что выражают глаза и рот, какими жестами пользуется ребенок.

Состояние кожи: красная или бледная, чистая или с дефектами, нежная, есть ли веснушки.

Чистота тела является простым, но важным признаком для диагностики ребенка. Обращаем внимание на ногти, руки, уши, волосы, шею, зубы, одежду и обувь. В одежде отмечаем аккуратность, наличие вкуса, простоту, соответствие размерам, степень поврежденности или заношенности.

Обратить внимание на общую подвижность: повышенная двигательная активность, малая активность, пассивность. Подвижность ребенка также оценивается с точки зрения скорости, точности, целенаправленности, напряжения и др. Ни в коем случае нельзя не отметить нарушения движений.

II.Речь ребенка

Много информации можно получить, оценивая голос. Приятный голос важен при формировании положительного эмоционального отношения к ребенку со стороны других детей, и наоборот. Следует отметить, является ли голос ребенка монотонным или красочным.

Темп речи. Расторможенные или напряженные дети часто говорят торопливо и ускоренно. У депрессивных детей обращает на себя внимание замедленный темп речи. Отметить, изменяется ли темп речи в процессе разговора. Составить представление о разговорчивости ребенка: многоречивый—разговорчивый—малоразговорчивый — замкнутый — неразговорчивый.

Плохая дикция может быть результатом задержки психического развития, а также фактором, который ее обусловливает. Она может быть и симптомом такого заболевания, как легкая детская энцефалопатия.

О культурно-воспитательных влияниях информирует словарь ребенка и конструкция его вербальных построений. Обратите внимание на богатство или бедность словаря, является ли он разговорным или изысканным, использует ли ребенок сленг, а также вульгаризмы, инфантильные выражения, иностранные слова (к месту или не к месту). Конструкция предложений: вычурная, высокоугарная, точность формулировок, использование длинных предложений, степень грамотности.

Разговор позволяет понять, как ребенок воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно, есть ли в его мышлении задержки, насколько уверенно или неуверенно он говорит, стремится ли менять темы разговора; естественно, следует выяснить причины такого поведения.

Ш. Социальное поведение

Обратить внимание на то, как ребенок устанавливает контакт: торопливо, очень фамильярно, смело, приятельски и охотно или сдержанно, недоверчиво, осторожно; была ли тенденция избежать контакта или полностью вас игнорировать.

Полезно наблюдать за ребенком с точки зрения его социальных навыков и вежливости. Являются ли эти навыки неестественными (чрезмерными), утонченными или только наиболее общими.

Отдельные виды поведения прямо оцениваем как невежливые или грубые. У младших детей это говорит о качестве их воспитания. У более старших детей определенное влияние на вежливость оказывают и другие факторы, одним из "которых является намеренное желание подростка отрицать все то, чему его учили взрослые.

Выявлению качественного своеобразия социального поведения ребенка может помочь следующий список прилагательных: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, подчеркивающий свое превосходство, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, нерешительный, застенчивый, неуверенный, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, получающий радость от общения, непосредственный, ласковый, доверчивый.

IV.Настроение

Производится обобщение на основе различных проявлений в поведении ребенка (мимических, пантомимических, речевых). В целом настроение оценивается по следующим категориям: радостное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьезное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное. Отмечают также, насколько настроение подвержено внешним влияниям: стабильное или лабильное (меняющееся без видимых причин).

V.Поведение ребенка при выполнении учебных и неучебных заданий

Очень важным является отношение к заданиям: от активного неприятия, нежелания, недоверия через равнодушие к высокому интересу и старательности. Обращаем внимание на характер мотивации ребенка: его интересует задание само по себе, или оно ему нравится как игра, или привлекает возможность успешного решения, похвала, или боится неуспеха, наказания.

Наблюдаем у ребенка учебные навыки: может анализировать проблему, нацелен на получение запланированного решения или действует хаотично, решает задания последовательно или неожиданно, обычным способом или изобретательно.

Другой характеристикой является темп работы: работает быстро, равномерно или неравномерно, К рабочим навыкам относятся старательность, добросовестность, а также настойчивость и терпеливость

Очень важно понаблюдать, как ребенок реагирует „на неуспех: агрессией (вербальной, направленной на учителя или на задание общим возбуждением, критикой или же потерей самообладания (становится неуверенным, сдается' винит себя, воспринимает ли неуспех равнодушно; реалистично или реагирует неадекватно. Отдельно наблюдаем за интенсивность внимания; за тем, увлечен ли ребенок работой, сосредоточен ли он.

Обязательно отметить признаки невротических проявлений, которые можно наблюдать непосредственно («игра» с руками» одеждой, покашливание, гримасы, облизывание губ, сосание пальцев, кусание ногтей, покраснение щек появление бледности, подергивание головой, реками, плечами, тики, плач, пугливость, заикание, запинание в речи, беспокойство, повышенная утомляемость, демонстративность).

Оформление результатов наблюдения

Непосредственно после беседы с ребенком (или наблюдения за ним со стороны) педагог может занести свои выводы в следующую таблицу. Таким образом результаты наблюдения не забудутся и помогут, например, при беседе со школьным психологом или родителями ребенка.

' Параметры наблюдения Отметки педагога по результатам наблюдения
I. Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид
Тело Поза Лицо Мимика и пантомимика Состояние кожи Чистота тела Одежда Общая подвижность Нарушения движений  
II. Речь ребенка
Голоc. Темп речи. Разговорчивость Дикция. Словарь ребенка и конструкция его вербальных построений Поддержание разговора.  
III. Социальное поведение  
Установление контакта Социальные навыки и вежливость Характеристики поведения: само-уверенный, решительный, упрямый, хвастливый, подчеркивающий свое превосходство, высокомерный, ' насмешливый, ненастойчивый, нерешительный, застенчивый,.неуверенный, назойливый, настойчивый,, подчиняющийся, стремящийся угодить, получающий радость от общения, непосредственный, ласковый, доверчивый  
IV. Настроение  
Характеристики настроения: радостное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьезное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное. Подверженность настроения внешним ВЛИЯНИЯМ  
У. Поведение ребенка при выполнении учебных и неучебных заданий  
Отношение к заданиям. Характер мотивации Учебные навыки Темп работы Реакция на неуспех Интенсивность внимания Невротические проявления  
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: