Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Процедура проведения. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет.
(Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «0» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.
|
|
Рефлексия занятия
- Какие качества присущи толерантной личности?
- Какие качества характерны для интолерантной личности?
- Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?
Занятие 4. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ.
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
Цели:
- показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;
- показать, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе;
- показать функциональную роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности;
- поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки;
- дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие;
- показать, какими способами можно сделать общение толерантным.
Разминка – 5 минут.
Упражнение «Построиться по росту»
Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе.
Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант: встать по кругу).
Группа может сделать несколько попыток.