Основные черты воспитания в разные эпохи

Эпоха Суть, основные черты воспитания
Первобытно-общинный строй Цель воспитания – приобретение жизненного опыта и трудовых умений, навыков. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием, добывать пищу. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Детей знакомили с историей рода, традициями, религиозными верованиями и обрядами. Дети участвовали в общинных праздниках, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, обряды, песни, сказки и др.
Античная Греция (Спарта и Афины) Спарта: Цель воспитания – подготовка стойких и закаленных воинов, будущих рабовладельцев. Детей растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Наибольшее внимание уделялось военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим. Общая направленность афинской воспитательной системы – презрение к физическому труду и рабам. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, затем зачислялись в войско. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях. Афины: Цель воспитания – умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. В целях умственного воспитания маленьким гражданам, рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания. До 13-14 лет они учились в школе грамматиста – обучались чтению, письму, счету; и кифариста – где мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием – учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже – гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка. Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям рабовладельцев. Для большинства свободного населения – демоса – оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы. Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом.
Древний Рим и Римская империя Цель воспитания – умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, На протяжении многовековой истории в Древнем Риме сложилась своеобразная практика семейного и школьного воспитания и образования. Характер домашнего воспитания зависел в первую очередь от того, какое социальное положение в обществе занимала семья. Детей знатных родителей учили греческому языку и литературе, как правило, домашние учителя. До 4-5 лет мальчики и девочки в семье воспитывались вместе, затем их разделяли. Девочки находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества они оставались в кругу женщин родительского дома. Главным занятием девочек было рукоделие (прядение, тканье); их также учили музыке, танцам, в богатых семьях – греческому языку. Воспитанием мальчиков начинали заниматься мужчины: отцы, воспитатели, иногда приглашенные из Греции. Мальчиков приучали к мужским занятиям, учили владеть оружием. Начальное образование дети небогатых свободнорожденных граждан получали в элементарных школах, которые были платными и частными, в них допускались и девочки. Под влиянием Греции возникли грамматические школы, где с 12 до 16 лет обучались сыновья богатых родителей. Им преподавали греческий язык, риторику, давали некоторые сведения из литературы и истории. В последние годы республиканского Рима появились школы риторов (ораторов), где юноши знатного происхождения за высокую плату обучались греческому языку, риторике, правоведению, математике, философии, – их готовили к высшим государственным должностям. С возникновением Римской империи (II в. до н.э.) императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные, задачей которых была подготовка преданных императорской власти чиновников. Когда христианство было объявлено господствующей религией, на должности учителей стали назначать представителей духовенства; воспитание в семье и школах все более приобретало религиозный характер.
Средневековье Цель воспитания – воспитать смиренного, терпеливого, покорного, человека. В период средневековья воспитание и образование приняло религиозный характер и таким образом во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Католическое духовенство крайне враждебно относилось к античной культуре: науке, искусству, школе; оно пропагандировало взгляд на ребенка как на существо, от рождения причастное к «первородному греху», который следует побеждать путем воспитания «в страхе божьем». Учителя-монахи или священники воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их читать и писать на латинском языке. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям. Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью «рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было необязательно. Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию. К XII-XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преимущественно светской, культуры. Горожане, боровшиеся с феодальным гнетом, выступали и против католической церкви. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы — гильдейские школы. В этих школах основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке. Религия не являлась основой обучения. Цеховые и гильдейские школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, содержавшимися магистратами, нарушали монополию церкви в области обучения.
Возрождение (14-16 века) Цель воспитания - воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Гуманисты осуждали характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как личность. Педагоги-гуманисты уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Блестящим проявлением возрождения человеческого духа явились труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478—1535) и Т. Кампанеллы (1568—1639). Томас Мор выдвинул идею обучения детей исключительно на родном языке, большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания. Томазо Кампанелла считал, что изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии.
17 век Педагогика выделилась в самостоятельную науку, но осталась связана с философией, так как обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие. Цель воспитания – формировать «дисциплину тела» и «дисциплину духа» (физическое и нравственное воспитание). Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) – создателя научной педагогической системы. Коменский разработал все основные вопросы организации учебной работы, явился основоположником классно-урочной системы обучения. Его труды оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира. Представитель английской педагогики Джон Локк (1632-1704) – предложил систему воспитания «джентльмена» – светского молодого человека, умеющего в то же время прибыльно вести свои дела.
Просвещение (18 век) Цель воспитания – всесторонне развитый, гармоничный человек. Ж.-Ж. Руссо – французский просветитель создал теорию естественного воспитания – воспитания которое должно осуществляться в соответствии с природой человека не мешая его естественному и свободному развитию, он считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Руссо требовал тесной связи обучения с жизнью с природой. Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) целью воспитания считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика.
19 век Цель воспитания – гармоничное развитие физических, интеллектуальных и духовных сил личности; Немецкий педагог-демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1886) выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинул идею общечеловеческого воспитания и обучения, учитывающего возрастные особенности ребенка, развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами природы. Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл К.Д. Ушинский (1824-1870) – великий русский педагог-демократ основоположник русской педагогической науки Одним из таких ведущих принципов является принцип народности. К. Д. Ушинский отстаивал самобытность русской педагогической науки, которая воплотила в себе многовековую практику воспитания. Согласно этому принципу, первое место в формировании человека должен занимать язык своего народа, а поэтому его надо знать в совершенстве как историю своей родины. Важным принципом педагогической системы К.Д. Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека. Одинаково необходимым Ушинский считал физический и умственный труд. К.Д. Ушинский, придавал особое значение сознательности, систематичности и прочности обучения. Много внимания он уделял правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он считал необходимым ставить детей в активную позицию, включая их в разнообразные формы педагогически целесообразной деятельности.
20 век Цель воспитания – развитие личности. А. С. Макаренко, выдающийся советский педагог и писатель (1888–1936), выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье, одним из таких принципов был гуманизм. Он подчеркивал, что в отношении к детям необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом у А.С. Макаренко тесно сочетается оптимизм, умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего. Считая невозможным рассматривать человека в отрыве от общества, основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. А. С. Макаренко обосновал законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, большое значение придавал трудовому воспитанию, дисциплине и методике дисциплинирования, был одним из тех первых советских педагогов, кто разрабатывал вопросы семейного воспитания.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: