Указанные выше основные разделы курсового проекта должны иметь следующее содержание.
Введение включает краткое обоснование выбранной темы и ее актуальности, указание на конфликтную ситуацию или конфликт! в конкретной организаций, Констатацию цели и задач курсового проекта.
Теоретическая часть должна содержать изложение основных теоретических и методологических положений по выбранной теме, освоенных в результате работы студент над литературными источниками. В этой части проекта необходимо показать знание| рекомендованных научно-исследовательских и учебно-методических публикаций, умение критически подходить к рассмотрению проблем, вызывающих конфликты, воспринимать отечественные и зарубежный опыт, отвечающие цели и задачам курсового проекта. Важно продемонстрировать навыки обобщения и систематизации полученных знаний, их приложения к анализу конфликтных столкновений, раскрытию сущности и форм проявления конкретного конфликта.
Аналитическая часть открывается описанием конкретной ситуации или, происшедшего конфликта в данной организации. В этом описании должны, в частности, найти отражение:
|
|
• время (когда), место (где) и другие обстоятельства, при которых случилось конфликтное столкновение;
.• основные участники (стороны) противостояния, их количество I и численный состав, сила (ранг) и иные признаки;
• источник противоречий, проблема, требующая решения, не-
I посредственные причины, приведшие к разногласию и ставшие
предметом конфликта;
I • интересы и цели конфликтующих сторон, их опасения отно-| сительно последствий конфликта;
• эскалация (продолжение) конфликта, методы противоборства
сторон и стили конфликтного поведения;
• шаги (меры) к преодолению конфликта, поиску согласия ето-
рон посредством переговоров и других примирительных про
цедур с участием посредников или арбитра;
• завершение конфликта, способы его урегулирования;
• последствия конфликта, их влияние на функционирование от
дельных подразделений и организации в целом, а также на со
циально-психологический климат в коллективе;
• участие руководителей подразделения или организации в
управлении происшедшим конфликтом; их роль в направлении
конфликтного взаимодействия в функционально-позитивное
русло и сведении к минимуму негативных последствий.
Затем автору курсового проекта необходимо сосредоточить
преимущественное внимание на обстоятельном анализе той стадии конфликта, которая соответствует выбранной теме. Это может быть конфликтная ситуация, прекращение конфликта после инцидента либо обострение и завершение конфликта. В любом из указанных случаев выявляются:.• варианты взаимодействия конфликтующих сторон: '
|
|
• изменения в их намерениях и занимаемых позициях;
• использование ими методов и средств отстаивания своих ин-
тересов;
• формы обращения к посредничеству, в том числе со стороны
руководителей отдельного подразделения или всей организа
ции.
При обосновании варианта предупреждения, урегулировании
или разрешения конфликта необходимо определить цену конфликта
цену выхода из конфликта. „
Цена конфликта (Цк) для каждой из конфликтующих сторон складывается из трех величин:
1) затраты (Э) энергии, времени и сил на конфликтную деятельность; |
2) ущерб (Д), наносимый недружелюбными действиями другой стороны;
3) потери (С), связанные с ухудшением общей ситуации (развал общего дела из-за плохого взаимодействия сторон, несогласованности их усилий, беспорядок, застой, утрата общественного престижа и т.д.).
Цк = Э + Д + С.
Цену конфликта в ряде случаев можно перевести в денежное выражение.
Цена выхода из конфликта "(Ц*) — это разность между утратами (У), с которыми сопряжен этот выход из конфликта (утрата каких-либо приобретений, статуса, перспектив; затраты на реорганизацию, нахождение новых возможностей; уступки другой стороне и т.п.) и приобретениями (П), которые дает выход (освобождение сил для другого поля деятельности, открытие новых возможностей и пр.).
ЦВК = У-П.
Если приобретения больше, чем утраты, то выгода от прекращения конфликта очевидна. Однако приобретения нередко представляются неясными и гипотетическими, тогда как утраты отчетливо зримы и поэтому оцениваются высоко. В этом случае целесообразно сопоставить Цк и Ц^. Если Цк < Цвк, т.е. выход из конфликта дается слишком дорогой ценой, то попытка продолжить конфликтную борьбу еще имеет смысл. Если же Цк > Цв то, наоборот, «дешевле» прекратить конфликт, чем расходовать средства на его продолжение. Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет рационально решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт, учитывая дальнейшее возрастание его цены, или же выгоднее прекратить его. Результаты проведенного анализа различных вариантов должны послужить основой для выбора и разработки собственных предложений, соответствующих теме курсового проекта, его цели и задачам.
Проектная часть предназначена для подтверждения (обоснования) конкретных предложений исполнители курсового проекта, выбора им оптимального, с его точки зрения, варианта предупреждения, урегулирования или разрешения описанного конфликта.
В заключении формулируются выводы по проделанной работе, характеризующие степень решения задач, которые ставились при разработке курсового проекта.
Литература. После заключения приводится перечень использованной литературы (в алфавитном порядке).
Работа с литературой является неотъемлемой составной частью как научных исследований, так и практических разработок. Поэтому в прилагаемом к данным методическим указаниям перечне рекомендованной литературы приведена только часть литературных источников, необходимая для первого ознакомления с исследуемым вопросом, остальную литературу по разрабатываемой теме студент после консультации с руководителем должен подобрать самостоятельно.
Следует учесть, что, кроме изучения учебников и монографий по теме курсового проекта, необходимо изучать материалы по данной теме, публикуемые в периодической печати. При подборе журнальных статей следует иметь в виду, что в последнем за каждый календарный год номере журнала приводятся перечни статей, опубликованных во всех номерах данного журнала за год. Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи | и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.
|
|
Приложения, если есть в них потребность, обычно состоят из
исходных данных к проекту, графического материала, распечаток
программ, форм документов и их копий.
Требования к организации, оформлению и защите курсового проекта см. в Приложении 2.3. к разд. 2.
5.2.3. Итоговые тесты