Содержание курсового проекта

Указанные выше основные разделы курсового проекта долж­ны иметь следующее содержание.

Введение включает краткое обоснование выбранной темы и ее актуальности, указание на конфликтную ситуацию или конфликт! в конкретной организаций, Констатацию цели и задач курсового проекта.

Теоретическая часть должна содержать изложение основных теоретических и методологических положений по выбранной теме, освоенных в результате работы студент над литературными ис­точниками. В этой части проекта необходимо показать знание| рекомендованных научно-исследовательских и учебно-методичес­ких публикаций, умение критически подходить к рассмотрению проблем, вызывающих конфликты, воспринимать отечественные и зарубежный опыт, отвечающие цели и задачам курсового про­екта. Важно продемонстрировать навыки обобщения и система­тизации полученных знаний, их приложения к анализу конфликт­ных столкновений, раскрытию сущности и форм проявления кон­кретного конфликта.

Аналитическая часть открывается описанием конкретной ситу­ации или, происшедшего конфликта в данной организации. В этом описании должны, в частности, найти отражение:

• время (когда), место (где) и другие обстоятельства, при кото­рых случилось конфликтное столкновение;

.• основные участники (стороны) противостояния, их количество I и численный состав, сила (ранг) и иные признаки;

• источник противоречий, проблема, требующая решения, не-
I посредственные причины, приведшие к разногласию и ставшие

предметом конфликта;

I • интересы и цели конфликтующих сторон, их опасения отно-| сительно последствий конфликта;

• эскалация (продолжение) конфликта, методы противоборства
сторон и стили конфликтного поведения;

• шаги (меры) к преодолению конфликта, поиску согласия ето-
рон посредством переговоров и других примирительных про­
цедур с участием посредников или арбитра;

• завершение конфликта, способы его урегулирования;

• последствия конфликта, их влияние на функционирование от­
дельных подразделений и организации в целом, а также на со­
циально-психологический климат в коллективе;

• участие руководителей подразделения или организации в
управлении происшедшим конфликтом; их роль в направлении
конфликтного взаимодействия в функционально-позитивное
русло и сведении к минимуму негативных последствий.
Затем автору курсового проекта необходимо сосредоточить

преимущественное внимание на обстоятельном анализе той ста­дии конфликта, которая соответствует выбранной теме. Это мо­жет быть конфликтная ситуация, прекращение конфликта после инцидента либо обострение и завершение конфликта. В любом из указанных случаев выявляются:.• варианты взаимодействия конфликтующих сторон: '

• изменения в их намерениях и занимаемых позициях;

• использование ими методов и средств отстаивания своих ин-

тересов;

• формы обращения к посредничеству, в том числе со стороны
руководителей отдельного подразделения или всей организа­
ции.

При обосновании варианта предупреждения, урегулировании
или разрешения конфликта необходимо определить цену конфликта
цену выхода из конфликта.

Цена конфликтак) для каждой из конфликтующих сторон складывается из трех величин:

1) затраты (Э) энергии, времени и сил на конфликтную деятельность; |

2) ущерб (Д), наносимый недружелюбными действиями другой стороны;

3) потери (С), связанные с ухудшением общей ситуации (развал общего дела из-за плохого взаимодействия сторон, несогласованности их усилий, беспорядок, застой, утрата общественного престижа и т.д.).

Цк = Э + Д + С.

Цену конфликта в ряде случаев можно перевести в денежное выражение.

Цена выхода из конфликта "(Ц*) — это разность между утратами (У), с которыми сопряжен этот выход из конфликта (утрата каких-либо приобретений, статуса, перспектив; затраты на реорганизацию, нахождение новых возможностей; уступки другой стороне и т.п.) и приобретениями (П), которые дает выход (освобождение сил для другого поля деятельности, открытие новых возможностей и пр.).

ЦВК = У-П.

Если приобретения больше, чем утраты, то выгода от прекра­щения конфликта очевидна. Однако приобретения нередко представляются неясными и гипотетическими, тогда как утраты отчетливо зримы и поэтому оцениваются высоко. В этом случае целе­сообразно сопоставить Цк и Ц^. Если Цк < Цвк, т.е. выход из конфликта дается слишком дорогой ценой, то попытка продолжить конфликтную борьбу еще имеет смысл. Если же Цк > Цв то, наоборот, «дешевле» прекратить конфликт, чем расходовать средства на его продолжение. Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет рационально решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт, учитывая дальней­шее возрастание его цены, или же выгоднее прекратить его. Результаты проведенного анализа различных вариантов долж­ны послужить основой для выбора и разработки собственных предложений, соответствующих теме курсового проекта, его цели и задачам.

Проектная часть предназначена для подтверждения (обоснования) конкретных предложений исполнители курсового проекта, выбора им оптимального, с его точки зрения, варианта предупреж­дения, урегулирования или разрешения описанного конфликта.

В заключении формулируются выводы по проделанной работе, характеризующие степень решения задач, которые ставились при разработке курсового проекта.

Литература. После заключения приводится перечень использо­ванной литературы (в алфавитном порядке).

Работа с литературой является неотъемлемой составной частью как научных исследований, так и практических разработок. По­этому в прилагаемом к данным методическим указаниям перечне рекомендованной литературы приведена только часть литератур­ных источников, необходимая для первого ознакомления с исследуемым вопросом, остальную литературу по разрабатываемой теме студент после консультации с руководителем должен подобрать самостоятельно.

Следует учесть, что, кроме изучения учебников и монографий по теме курсового проекта, необходимо изучать материалы по дан­ной теме, публикуемые в периодической печати. При подборе журнальных статей следует иметь в виду, что в последнем за каж­дый календарный год номере журнала приводятся перечни статей, опубликованных во всех номерах данного журнала за год. Подби­рая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи | и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.

Приложения, если есть в них потребность, обычно состоят из
исходных данных к проекту, графического материала, распечаток
программ, форм документов и их копий.

Требования к организации, оформлению и защите курсового проекта см. в Приложении 2.3. к разд. 2.


5.2.3. Итоговые тесты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: