Российская правовая наука и юридическое образование в эпоху глобализации

В период последнего десятилетия XX века, в России продолжается процесс формирования современной правовой системы, который был начат в предшествующий период еще в рамках СССР. Процесс имел две ярко выраженные тенденции. С одной стороны, идет создание базы правового регулирования новых отношений, возникших в связи с существенными изменениями общественных отношений, экономического и политического строя. Здесь мы видим и появление совершенно нового законодательства, которого раньше не было, и новый подход в правовом регулировании уже известных отношений. Юридические науки четко разграничивают на блоки: первый блок составляют теоретико-исторические науки, такие как: теория государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений, история государства и права зарубежных стран. Второй блок составляют отраслевые юридические науки, например такие как: земельное право, конституционное право и т.д. Третий блок составляют прикладные юридические науки. Четвертый блок, это блок международного права: частного и публичного. С другой стороны начинается третья за период XX века кодификация Российского законодательства, основанная на происходящих изменениях.

В конце XX столетия юридическая наука переживает жесточайший и вполне закономерный кризис. Бум юридического образования, его популярность только увеличивают растущую пропасть между потребностью человека и человечества, больших и малых социальных групп в совершенной системе организации общественных взаимодействий. Можно сделать вывод, что в конце второго тысячелетия XX, начале XXI века ни одна страна так называемого цивилизованного мира, и все они вместе не обладают научной организацией власти.

Зарубежные связи российской юридической науки, выстраивавшиеся еще во времена Советского Союза, практически прекратили свое существование. Налаживание новых отношений и связей - это сложный и кропотливый процесс. Хотя здесь и встает вопрос: а нужны ли нам вообще эти отношения? С точной уверенностью можно сказать, что нужны. Ведь наука, а тем более, такая как юриспруденция, не может быть "нашей" или "вашей". Юридическая наука должна развиваться во взаимодействии всеми странами, на мировом уровне.

Система высшего юридического образования зачастую остается едва ли не реальным единственным подспорьем юридической науки. Однако и здесь существуют свои проблемы: в обилии выпускаемые сегодня учебные материалы в основном рассчитаны на студенческую аудиторию и мало что дают в плане фундаментальных исследований, т.е. исследовании юриспруденции как науки.

Оценивая современное состояние юридической науки в Российской Федерации, представляется важным обратиться к природе и сущности юриспруденции, которая обуславливает ее большую роль в жизни общества. Подобный подход позволяет выявить факторы, влияющие на статус науки, а так же определить способы ее влияния на правотворчество. Имеются определенные доказательства влияния науки, как на правотворчество, так и на правоприменение. Так, например, при каждом правотворческом органе создано по десятку научно-консультативных органов. Для выявления роли юридической науки профессором Бошно С.В. было проведено социологическое исследование в форме опроса судей. На вопрос "Есть ли такие труды юристов, которые являются для нас абсолютно верными?" 53,8% ответили отрицательно, они считают, что таких трудов нет.41,7% ответили положительно: они говорят, что есть такие и называют конкретных авторов произведения, а 32,6 говорят должны быть, но затрудняются точно их назвать. Сторонников и противников "книжного права" почти поровну. Третья часть опрошенных готовы считаться и руководствоваться в своей работе с научными работами. Но здесь встает вопрос как учебные материалы можно применять на практике, ведь ни учебники, ни комментарии к кодексам и законам не являются источниками права.

В настоящее время идет интенсивный процесс коррекции федерального законодательства: принимается значительное количество новых законов, вносятся изменения и дополнения в уже существующие.

Серьезно пострадало качество научных исследований. В первую очередь это сказалось на конституционно - правовой науке. Нынешнее состояние отечественной юридической науки следует охарактеризовать как глубочайший кризис, имеющий материальную, психологическую и функциональную составляющие. Основными болевыми точками российской юридической науки стали хроническое недофинансирование, неэффективное использование средств, отток специалистов, отсутствие системного подхода к реформированию науки.

К сожалению, процессы, происходящие в юридической науке, не стали пока поводом для серьезных раздумий на высшем государственном уровне. Хотя предпринимаются предпосылки к реформированию юридического образования, для выведения его на новый качественный уровень. Состояние информационного обеспечения российской юридической науки так же оставляет желать лучшего. Среди издаваемой юридической литературы, в основном преобладают обзорные труды. Безусловно как и во все времена, в начале XXI века, на развитие юриспруденции, как юридической науки, огромное влияние оказывает политическая ситуация в стране. Власть, на наш взгляд, в нашем государстве доминирует над правом, и всегда доминировала. Не смотря на то, нас уверяют, что Российская Федерация является демократическим государством. Но ведь в "демократическом обществе" правовые процедуры складываются в единую систему, которую власть не в состоянии произвольно нарушить, а у нас же происходит все наоборот. Таким образом, видимая сторона правовой науки - это теории, положения, выводы и прочее, а скрытая сторона - это совокупность политических интересов и моральных ценностей, которые могут объяснить, почему правовые теории по своей сущности такие, а не другие.

Итак, юридическая наука в наши дни вынуждена встраиваться в новые социально - экономические реалии. В наших сегодняшних условиях именно потенциал научного знания в области юриспруденции становиться ведущей производительной силой. Российская юридическая наука стала одной из жертв реформ, продолжающихся в стане вот уже около двадцати лет. Она крайне не уверенно вписалась в отечественную модель рыночной экономики. Нынешнее состояние юридической науки можно охарактеризовать как затянувшийся системный кризис. Наиболее серьезно пострадали публично-правовые отрасли юридической науки: теория и история права, конституционное, муниципальное, административное право и целый ряд других отраслей. Видится единственным выходом из кризиса юридической науки - формирование и преобразование всей системы законодательства, и главное потребностью общества именно в ученых-правоведах. Ведь, несмотря на огромное количество юристов каждый год выпускающихся из юридических учебных заведений, настоящих специалистов юридического профиля очень мало. И, к сожалению, ни государство, ни общество в целом краха российской юридической науки стараются не замечать.

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

· общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;

· применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право;

· отрасли национальной системы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.

· а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, готовящая специалистов для органов юстиции; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институты прокуратуры, готовящие специалистов для органов прокуратуры; Вузы МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Вузы ФСИН, готовящие специалистов для пенитенциарной системы; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

В настоящее время в России ведущими ВУЗами по подготовке юристов являются: юридический факультет МГУ, юридический факультет СПбГУ, Московская государственная юридическая академия, Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, Саратовская государственная юридическая академия, Уральская государственная юридическая академия, Академия управления МВД России, Российская академия правосудия, факультет права Национального Исследовательского Университета - Высшей Школы Экономики.

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присвоением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: