Абсолютная власть

Либеральная традиция — это постоянный протест против абсолютной власти. Трудно определить начало такого протеста. По крайней мере, не всякое противодействие и восстание против власти может быть признано либеральным. Если захват власти связан с воспроизводством властного абсолютизма и полаганием власти главной социальной ценностью, то протест нельзя считать либеральным. Если иметь в виду политическую историю, то только в 1860- е гг. в Англии возникла либеральная партия. Так назвали себя радикально настроенные члены движения «вигов».

В то же время нельзя отрицать, что Локк принадлежал к ранним либералам. В отношении Гоббса такая квалификация была бы неуместной, хотя он сформулировал ряд положений политической теории либерализма. Однако они были вплетены в процесс защиты и легитимизации абсолютной власти. Гоббс считал ее единственным выходом из состояния «войны всех против всех».

Либералы всегда стремились ограничить, устранить и ликвидировать абсолютизм. В этом смысле история конституционализма является предпосылкой либерализма. В конституционализме впервые было сформулировано положение: передача власти по наследству должна быть отвергнута. В средние века для обоснования данного тезиса использовалась метафора «политического тела». Она означала, что функционирование политического организма невозможно без сотрудничества его элементов. Развивая это положение, Локк обосновал вывод: абсолютная власть направлена против прав индивидов, над которыми она осуществляется.

Этот аргумент связывает классический либерализм с современным. Власть осознается как необходимое зло. Согласно Локку, абсолютная власть настолько противоречит гражданскому обществу, что ее вообще нельзя считать формой государственного устройства и правления. На этом основании либералы XX в. отвергали тоталитарные режимы Ев-


ропы и авторитарные режимы Азии, Африки и Латинской Америки.

Какие же формы абсолютной власти должны быть отброшены окончательно и навсегда? На этот вопрос в либерализме нет единого ответа.

По мнению Локка, абсолютная власть генерала над солдатами на поле битвы необходима. И потому генерал имеет полное право лично расстреливать трусов, мародеров и дезертиров. Но у него нет никакого права проверять содержимое солдатских кошельков.

Тогда как Мил ль полагал, что принципы свободы не относятся к

«незрелым» индивидам и народам, которые не могут вести рациональную дискуссию. По отношению к ним абсолютная власть возможна и необходима. На этом основании Милль оправдывал различные исторические формы деспотизма. Иначе говоря, в современном либерализме существует длительная традиция оправдания абсолютной власти.

Но далеко не все либералы согласны с подходом Милля. Несогласие выражается в формулировке нескольких ключевых положений.

Политическая власть существует только для достижения земных целей. При их формулировке и обсуждении не может использоваться религиозная вера. Обсуждение должно протекать только в соответствии с правилами рациональной (научной) дискуссии. Ее результаты должны использоваться при осуществлении политических действий и создании политических институтов. Они должны удовлетворять критерию инструментальной эффективности.

Политическая власть не вытекает из божественных установлений, харизмы вождя, закономерностей и целей истории, предназначения расы (нации, этноса). Перечисленные представления об источниках власти входят в состав религиозной, веберианской, марксистской и нацистской политической мысли. Следовательно, данные направления политического дискурса должны быть отброшены.


Главные земные цели власти — мир, безопасность, собственность и стремление людей к счастью. Для их достижения должен быть создан надлежащий социальный порядок.

Никто не имеет право на абсолютную власть. Осуществлять ее могут только люди, умения которых позволяют достичь указанных целей. Их конкретное содержание устанавливается при учете мнений всех граждан, подчиненных данной власти и не подрывающих существующий социальный порядок. Если власть пренебрегает такими мнениями, она подрывает моральные основания человеческого общежития. Прежде всего — главный постулат либерализма: люди рождаются свободными и равными. Согласие свободных людей может быть достигнуто путем рациональной аргументации. А согласие равных можно обрести, если люди находятся в одинаковом положении. Власть обязана слушаться граждан, а не наоборот. Всякая узурпация власти должна быть отвергнута.

Свобода и равенство людей должны быть признаны существующими законами и политической системой. Индивиды обладают свободой создания союзов для достижения собственных целей и осуществления любой социальной, экономической и интеллектуальной деятельности. Для этого они создают вторичные социальные группы, в которых выражается социальная энергия и витальность. Абсолютная власть враждебно относится к таким группам и стремится полностью контролировать социальную жизнь. История тоталитарных государств показывает, что они уничтожали социальные связи и авторитеты, независимые от власти. Следовательно, абсолютная власть не только оскорбляет моральные чувства граждан, но и подрывает социальную жизнь в целом (см.: 9, 193-200).

Эти положения объясняют отрицательное отношение либералов к любым формам абсолютной власти и идеологиям, ее оправдывающим. Однако современный либерализм не смог до конца освободиться от такого оправдания. Под пером Милля и его последователей концепция прогресса превратилась в средство обоснования политического рабства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: