Упражнение 17. Укажите в каких задачах произведено деление понятий, а в каких - расчленение целого на части

Ö Решается аналогично упражнению 9. При решении этого упражнения можно проверить себя следующим образом. Допустим, мы решили, что в данном примере - деление понятия. Тогда каждый член деления(В) должен быть видом делимого понятия, которое, в свою очередь, должно быть родовым понятием(А). Поэтому можно сказать, что В - это такое А, которое обладает некими отличительными признаками. Например: Карандаши бывают простыми и цветными. Карандаш - родовое понятие(А), простой карандаш - видовое понятие(В). В самом деле, мы можем сказать, что простой карандаш - это карандаш с не цветным грифелем. Таким образом, в данном примере мы имеем деление понятия. Другой пример: Час делится на минуты. Здесь мы не можем сказать, что минута - это такой час... То есть понятия «час» и «минута» не находятся в родовидовых отношениях. Поэтому в данном примере мы имеем расчленение целого на части.

1.Рабовладельческое общество было разделено на рабов и рабовладельцев. 2.Самолеты делятся на монопланы и бипланы. 3.Изложение материала в учебниках обычно подразделяется на введение, основные главы и заключение. 4.Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны. 5.По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. 6.Решениями, выносимыми судом первой инстанции, являются либо приговор, либо судебное определение. 7. Сделки совершаются устно или в письменной форме. 8. Меблировка его комнаты была весьма бедной: стол, кровать, табурет и колченогое кресло. 9. Пьеса драматурга К. включает три действия и девять явлений. 10.Институты имеют очные, заочные и вечерние отделения. 11. Студенты делятся на студентов-очников, вечерников и заочников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: