double arrow

Деление понятия

Определение не должно быть только отрицательным.

Например, определение: Квадрат это не треугольник является только отрицательным.Квадрат — это действительно не треугольник, но данное определение не раскрывает содержание понятия квадрат, ведь указав на то, чем не является объект, обозначенный определяемым понятием, мы не указали на то, чем он является (окружность, трапеция, пятиуголь­ник и т. п. — это тоже не квадрат).

Определение может быть отрицатель­ным в том случае, когда оно дополнено положительной частью. Напри­мер, определение: Квадрат это не треугольник, а прямоугольник, у которого все стороны равны — правильное. Важно, чтобы определение не было только отрицательным.

Приведем еще несколько примеров правильных определений, а так­же — определений, в которых нарушены рассмотренные правила и до­пущены различные ошибки.

1. Сутки — это отрезок времени, в течение которого Земля дела­ет полный оборот вокруг своей оси (правильное определение).

2.Жанр это устойчивая форма какого-либо произведения искус­ства (правильное определение).

3. Собака это друг человека (двусмысленное определение).

4.Творческое мышление это мышление, которое обеспечивает решение творческих задач (круг в определении).

5. Революция это крупное историческое событие, в результате которого в обществе меняется политическая власть (узкое определе­ние).

6.Бесхозное имущество это имущество, не имеющее собствен­ника или собственник которого неизвестен (правильное определение).

7. Лошадь это млекопитающее позвоночное животное (широкое определение).

8. Суффикс это выделяющаяся в составе словоформы послекор-невая аффиксальная морфема (некоммуникабельное определение).

Итак, основные ошибки, возникающие при нарушении правил определения понятия — это широкое определение, узкое определение, круг в определении, двусмысленное определение, сложное и непонятное опре­деление, только отрицательное определение. Наша задача — не допус­кать этих ошибок и уметь находить их в различных определениях, кото­рые часто встречаются не только в повседневной жизни и обыденном мышлении, но даже, как то ни удивительно, — в научной и учебной ли­тературе. Последнее обстоятельство зачастую является одним из моти­вов негативного отношения учащихся (студентов и школьников) к уче­бе, которую они нередко воспринимают как скучное, тяжелое и утоми­тельное занятие.

Еще одной важной логической операцией с понятиями, наряду с определением, является деление. Определение понятия, как мы уже зна­ем, раскрывает его содержание, а деление понятия — это логическая операция, которая раскрывает его объем.

Деление понятия состоит из трех частей:

1) делимое понятие,

2) ре­зультаты деления,

3) основание деления (признак, по которому произ­водится деление).

Например, в следующем делении: Люди бывают муж­чинами и женщинами (или, что то же самое: Люди делятся на мужчин и женщин)делимым является понятие люди, результаты деления — это понятия мужчины и женщины, а основание данного деления — пол, так как люди в нем разделены по половому признаку.

В зависимости от ос­нования деление может быть различным. Например: Люди бывают вы­сокими, низкими и среднего роста (основание деления — рост); Люди бывают монголоидами, европеоидами и негроидами (основание деле­ния — раса); Люди бывают учителями, врачами, инженерами и т. д. (основание деления — профессия).

Иногда понятие делится дихотоми­чески,т. е., в переводе с греческого, пополам, по типу А и не-А,напри­мер: Люди бывают спортсменами и не спортсменами. Дихотомическое деление всегда правильное, т. е. в нем автоматически исключаются все возможные в делении ошибки, о которых речь пойдет далее.

Мы хорошо знаем, зачем нам нужна операция определения понятия: любое знакомство с каким-либо новым предметом начинается с опреде­ления. Теперь ответим на вопрос, какую роль в мышлении и языке вы­полняет операция деления понятия. Изучая разные науки, вы заметили, что ни одна из них не обходится без различных классификаций, т. е. разделений каких-то областей действительности на группы, части, виды и т. п. (классификация растений в ботанике, животных — в зоо­логии, химических элементов — в химии и т. д.). Однако любая клас­сификация — это не что иное, как логическая операция деления поня­тия.

Только классификации могут быть обширными, подробными, на­учными, но также могут быть простыми, обыденными, повседневными. Когда мы говорим: Люди делятся на мужчин и женщин или Учебные заведения бывают начальными, средними и высшими, то в этом слу­чае уже создаем пусть маленькую и простую, но — классификацию. Итак, логическая операция деления понятия лежит в основе любой классификации, без которой не обходится ни научное, ни повседнев­ное мышление.


Сейчас читают про: