Подготовка учащихся к семейной жизни

Подготовка учащихся к семейной жизни должна базироваться на трех основных составляющих:

работа с педагогическим коллективом;

работа с учащимися;

работа с родителями по следующим направлениям: диагностика, просветительская работа, мероприятия с участием родителей, индивидуальная работа.

Центральное положение в системе работы по этому направлению занимает работа с учащимися по организации их саморазвития и самоопределения. Методическая работа школы должна быть направлена на теоретическое осмысление данной проблемы и практическую подготовку учителей к организации эффективного взаимодействия с учащимися и их родителями.

Система мероприятий, направленных на формирование у учащихся культуры семейных отношений, навыков ненасильственного поведения и разрешения конфликтов, может включаться в программу воспитательной работы «Школа социального успеха», состоящую из тем, рассчитанных на месяц учебного года. Структура каждого занятия включает релаксацию, ключевые моменты темы и обязательно рефлексию учащихся. Формами проведения занятий являются анкетирование, тестирование, тренинги, круговые беседы, коллективные творческие дела, интерактивные, ролевые и сюжетные игры, которые предопределяют саморазвитие, самореализацию и творчество каждой личности, осознание себя в той или иной жизненной роли, развитие коммуникативных навыков.

Через тему «Я – личность» классные руководители организуют деятельность учащихся в плане самопознания. Учащиеся V–VI классов посредством различных опросников ищут ответ на вопрос «Кто вы?», «Знаете ли вы себя?», изучают особенности своего характера, тип темперамента, через деловые игры определяют лидеров в коллективе, свои склонности к тем или иным увлечениям.

У ребят VII–VIII классов через тесты и коллективные творческие дела стимулируются способности к самопознанию, более глубокому изучению себя как личности. Девятиклассники изучают свои возможности в плане будущей профессии. Учащиеся X–XI классов через игры-практикумы, например «Стресс и саморегуляция», «Крутой или уверенный в себе?», «Я – уникальный», детально изучают неповторимость своей натуры.

В рамках темы «Я и семья» пяти-, шестиклассники рассматривают себя как членов единой дружной семьи – своего классного коллектива. С этой целью классные руководители проводят тренинги по темам «Мы и наши близкие», «Я, мои одноклассники и одноклассницы», коллективные творческие дела «Семья – это семь Я», «День рождения класса». На следующем возрастном этапе (VII–VIII классы) учащиеся более осмысленно изучают вопросы, касающиеся непосредственно их семьи. Этому способствуют тест «Моя семья», тренинг «Ценности моей семьи», деловая игра «По семейным обстоятельствам», а на заключительном этапе учащиеся осуществляют практическое занятие «Составление генеалогического древа моей семьи», а в деловой игре «По семейным обстоятельствам» определяют свое поведение как члены взрослой семьи. Старшеклассники (учащиеся IX–XI классов) на таких занятиях, как «Откровенно о сокровенном», «Поговорим еще раз о любви» и др., рассматривают понятие «любовь» с различных точек зрения.

На занятиях по теме «Я и общество» школьники изучают вопросы бесконфликтного общения, а тема «Я и мое здоровье» способствует развитию осознания своего здоровья как уникальной ценности, без которой невозможно строить полноценную семью, а значит, и полноценное общество.

Реализация программы предполагает также ряд общешкольных мероприятий, стимулирующих ценностное отношение к семье. В рамках Недели матери проводится КТД «Традиции моей будущей семьи», в ходе которого каждый класс с V по XI представляют на обозрение коллажи соответствующей тематики, а затем защищают свои проекты. В рамках Недели семьи учащиеся I–V классов представляют свои рисунки на выставку «Моя семья», шести-, семиклассники участвуют в конкурсе инсценировок «Я – будущий семьянин», ребята VIII–XI классов создают мини-презентации «Моя будущая семья».

Особое место в системе подготовки учащихся к семейной жизни занимает программа факультативных занятий для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования «Человек в мире семейных отношений», рекомендованная к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь». В процессе проведения занятий по данной программе учащиеся приобретают знания о роли и функциях семьи в обществе и в жизни отдельного человека; правовых нормах, регулирующих брачно-семейные отношения; нравственных основах семьи; получают возможность обсудить проблемы воспитания детей в современной семье; приобрести навыки планирования и ведения домашнего хозяйства и др. На проводимых занятиях должны использоваться формы работы, позволяющие учащимся выражать собственное отношение к изучаемому материалу: дискуссии, деловые игры, круглые столы, конференции, консультации специалистов, конкурсы рисунков, плакатов, девизов, сочинений и других творческих работ («Какой я вижу свою будущую семью», «Каким бы я хотел(а) воспитать своего будущего ребенка», «Я – будущая мама (будущий отец)» и т.д. Формированию культуры семейных отношений способствуют и различные виды упражнений с привлечением демонстрационных материалов, аудио-, видео- и компьютерных средств обучения, художественных текстов, исследовательских методик и пр. Будет полезным широкое привлечение к проведению занятий и родителей старшеклассников.

Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и учреждения общего среднего образования в процессе его воспитания. Актуальная задача деятельности учреждения общего среднего образования в современных условиях – обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы личности ребенка.


[1] Подробнее см. Директору школы о сотрудничестве с родителями. – М.: Изд-во «Сентябрь», 2001.

[2] Под реализацией образовательного процесса понимается помощь родителей как непосредственно в учреждении общего среднего образования (к примеру, ассистирование на уроках в начальной школе или в группах продленного дня), так и их участие во внеурочной деятельности. В этот же вид деятельности входит и помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.

[3] Использованы материалы статьи: Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. – 2007. – № 4. – С. 83–88.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: