Виды анализа данных

1. Построение типологий - подход, когда мы, читая тексты или
работая с ними на компьютере, пытаемся найти определенные
повторяющиеся данные, отражающие определенные образцы по­
ведения людей. После этого может использоваться следующий
шаг: уточняется специфика стратегий, к которым прибегают
отдельные категории людей или социальные группы. Исследова­
тели пытаются определить, почему определенные стратегии
берутся на вооружение этими типами людей и именно при опре­
деленных обстоятельствах. Одним словом, мы пытаемся сгруппи­
ровать наши данные по каким-либо признакам: темам, образцам
поведения или другим основаниям.

Построение типологий представляет собой начало категоризации. Достаточно много внимания этому уделяли Майкл Паттон, Джон и Лин Лофланд. Они представили даже перечень типологий, матриц и категорий, которые исследователи строят чаще всего: действие, дея­тельность, участие, значимость, окружающая обстановка и т.д.

2. Джеймс Спредли (James Spradley) развил свою теорию пост­
роения типологий
и назвал свой подход таксономией. Иногда этот
подход называют анализом областей (Domain Analysis). Он представ­
ляет собой усложненный типологический анализ с использованием
нескольких концептуальных уровней, когда высшие уровни включа­
ют в себя низшие, а категории подчиняются одна другой.


3. Контент-анализ. Представляет собой анализ содержания текста. С одной стороны контент-анализ - преимущественно количественный анализ текста, однако процесс выдвижения ка­тегорий - преимущественно качественный процесс. Некоторые считают его одной из разновидностей типологического анализа. Обычно рассматриваются документы, тексты или выступления на предмет того, какие темы возникают, какие темы больше обсуж­даются, как темы перекликаются между собой. Ведется поиск ла­тентных акцентов, политических предрасположенностей авторов. Этот вид анализа в большей мере зависит от теории, которая руководит процессом анализа данных, поскольку именно теория определяет, что именно может найти исследователь в данных.

4. Событийный анализ/Микроанализ (Event Analysis/Micro-analysis) - Представителями этого направления являются Фре­дерик Эриксон, Курт Левин, Эдвард Холл. Упор в данном виде анализа делается на нахождении начала и конца определенных событий путем установления определенных границ или маркеров, которые отражают либо начало события, либо его конец. Приме­няется событийный анализ как в количественных исследованиях, так и в качественных.

Очень широко распространен этот вид анализа в изучении фильмов и видеоматериалов, когда сначала ищут определенные границы показываемых событий, а потом ведут поиск отдельных развивающихся событий в этих границах путем повторного про­смотра. Кроме того, такой анализ используется в изучении жиз­ненных траекторий личности при исследовании трудовых биогра­фий. (Так, например, в проекте ИСИТО по реструктуризации занятости на предприятиях России, проведенном в 1996-1997 гг., в рамках качественного этапа исследования был предпринят событийный анализ трудового пути респондентов на промышлен­ных предприятиях России. Респондентов просили детально опи­сать все периоды занятости/незанятости на протяжении после­дних десяти лет. В результате были собраны данные о периодах занятости, восходящей и нисходящей мобильности около 800 рес­пондентов).

5. Анализ метафор. Обычно используется па завершающих
стадиях анализа. Упор делается на использовании различных ме­
тафор и того, как они соотносятся с тем, что наблюдалось. Иног­
да исследователи используют специальный прием, когда просят
респондентов специально придумать метафоры и прислушиваются
к тому, что они говорят.

1 1 1


6. Герменевтический анализ. От слова герменевтика - придание смысла написанному тексту. Яркий представитель - Ван Манеп. В этом анализе главный упор делается на том, какой смысл придают сами люди описываемой ситуации. Для герменевтической интерпре­тации исследователь должен фактически отодвинуть свое «Я» и попытаться дать не свою интерпретацию событий, а интерпретацию глазами респондента (его/её историю) с использованием их слов и выражений. Этот подход использует различные уровни интерпрета­ций текста. В итоге этот подход отправляет нас к тому, как констру­ируется знание о чем-то. Мы понимаем значение какого-то события только через восприятие времени и пространства, в котором это событие произошло. Для того, чтобы правильно проинтерпретиро­вать то или иное событие, мы должны прочитать культурный кон­текст: какова была культурная ситуация, каков был исторический контекст производства того или иного текста.

7. Дискурс анализ (Discourse analysis). Представляет собой лин­гвистический анализ протекания коммуникации. Представитель дан­ного направления - Джеймс Ги. В ходе дискурс анализа использует­ся запись текста на аудиокассете, которая постоянно проигрывается, а несколько людей ведут обсуждение по поводу того, какие образцы задавания вопросов превалируют в дискуссии, кто доминирует в дис­куссии в определенный отрезок времени и каким образом, а также изучаются различные модели поведения в речевом взаимодействии.

8. Семиотический анализ изучает знаки и символы, как, на пример, движения тела. Представитель - Питер Меннипг. Этот подход определяет, каким образом конструируется значение через знаки и символы. Предполагается, что значение не присуще всему изначально и оно конструируется через взаимодействие.

9. Феноменологический или эвристический анализ делает акцент на том, как индивиды познают мир. Представитель - Кларк Мустакас. В данном анализе упор делается на воприятии опыта другим человеком. Некоторые используют даже сам термин «феноменология» для того, чтобы описать исследовательский опыт и то, как он повлиял на исследователя. Большое внимание этому уделяли Лофланды.

10. Анализ нарративов (Narrative Analysis) - изучение речи
индивидуумов. Одним из ярких представителей является Катрин
Райзман. Этот подход пересекается с другими подходами. Но если
сравнивать, например, с дискурс-анализом, то нарративный анализ
делает упор скорее на индивидууме и его речи, а в дискурс анализе -
на взаимодействии.


Нарратив - это история о том, как человек представляет себя. В нарративном анализе идет сравнение идей по поводу себя. Нарратив представляет собой личную форму изложения, личное сви­детельство, переполненное как субъективным, так и социальным содержанием в их взаимосплетении. Социологическая ценность такого повествования обнаруживает себя при дистанцировании от текста, т.е. при попытке совместить данное свидетельство с контек­стом реальности и теоретическим знанием о данном феномене.

Используется небольшое количество данных и в основном изуча­ются локальные, едва уловимые образцы поведения внутри опреде­ленной структуры данных. Этот подход эффективен при изучении и сравнении биографий. Основной упор - на контексте той ситуации, о которой идет речь, на главных идеях, которые присутствуют в рас­сказе по поводу себя и своих действий, представленных в речи. Источниками данных для нарративного анализа могут быть также произведения литературы, фольклор и личные дневники.

11. Аналитическая индукция - один из самых старых и наи­
более эффективных методов анализа. Этот метод использовали
многие исследователи, в том числе Ф.Знанецкий, Г.Бекер, Д.Кац.
В настоящее время может использоваться как часть стратегии
выстраивания теории.

Исследователем рассматривается единичный случай, но дела­ется гипотетическое утверждение о том, что такое же яиленис при­сутствует и в других случаях. При рассмотрении другого случая изучают, насколько события, описанные в нем, удовлетворяют выдвинутую гипотезу. Если во втором случае нет подтверждений этой гипотезы, то гипотеза пересматривается. Если же в несколь­ких случаях гипотеза подтвердилась, то для ее развития целенап­равленно ищут исключения - «решающий отрицающий факт, который не подходит под данную гипотезу. Для этого могут про­водиться дополнительные интервью и наблюдения. Когда исключения находят, то пытаются пересмотреть гипотезу, чтобы приспособить ее под все примеры, с которыми сталкиваются. В идеальном варианте в конечном счете развивается гипотеза, под­ходящая под все случаи.

12. Другой подход, наиболее распространенный в настоящее
время, связан с так называемой Grounded Theory, что на русский
язык переводится по-разному: «восхождение к теории» [67, 205],
«обоснованная теория» (Васильева Т.С, перевод Страусе А.,
Корбин Д., 2001), «небеспочвенная теория», «приземленная тео­
рия» (Шанин Т.), «построенная на «сырых» данных теория».

to 11^


Grounded Theory может рассматриваться одновременно и как стратегия качественного исследования, и как метод анализа качественных данных, получаемых в ходе социологического исследования. Эта теория была представлена в конце 60-х гг. Бер-неем Глэйзером и Ансельмом Страуссом, получив дальнейшее раз­витие при содействии Джульет Корбин. Их основные шаги под­хода в рамках этой теории сводятся к следующему:

— просмотр текстов интервью, протоколов наблюдений и по­левых записей;

— кодирование текста в документе и сравнения кодировок;

— поиск индикаторов и номинация категорий в событиях и моделях поведения;

— постоянное проведение сравнений и постановка стандарти­зованных вопросов для открытия новых категорий;

— насыщение категории - процесс, когда никакие новые темы уже не способствуют наполнению категорий новым смыслом;

— построение концепции;

— проверка получаемой теории на внутренний и внешний кри­терии принятия.

Кроме всех перечисленных выше видов анализа есть еще такие как логический анализ, который используется для представления логически связанных причинных взаимоотношений, обобщений. Это направление хорошо представлено в книге «Качественный анализ данных» под редакцией Мэтью Миллса и Майкла Губер-мана. Метод квази-статистики подсчитывает количество раз, ког­да тот или иной феномен (термин) упомянут в полевых записях. Автор этого метода - Говард Беккер. Часто такие количествен­ные свидетельства подбираются для того, чтобы обеспечить яв­ные доказательства обоснованности выдвигаемых категорий.

Метод «Grounded theory»

В качественной методологии акцент ставится на создании мини-теории, а не на верификации гипотез, вытекающих из уже существующих, более общих теорий. Исследовательский опыт показывает, что без опоры на конкретные данные общие теории носят спекулятивный характер, не заслуживают доверия и ока­зываются неэффективными на практике.

Далее мы хотели бы остановиться более подробно на одной из стратегий анализа - Grounded theory, или восхождение к теории, ~


стратегии, впервые представленной в 1967 г. в книге американских социологов Ансельма Страусса и Берни Глэйзера «Открытие восхож­дения к теории (The Discovery of Grounded Theory)» и уже получив­шей мировое признание и занявшей свое центральное место в зару­бежной социологии и социальной практике. За последующие 20 лет идеи ее авторов получили дальнейшее развитие и изменение. Вторая книга «Теоретическая сензитивность (Theoretical Sensitivity)» (Glaser, 1978) и третья «Качественный анализ для социальных наук (Qualitative Analysis for Social Scientists, Strauss, 1987)» предназна­чались для более продвинутых исследователей.

В 1990 г. Ансельм Страусе и Джульет Корбин публикуют работу «Основы качественного исследования: обоснованная теория, проце­дуры и техники (Basics of Qualitative Research: grounded theory, procedures and techniques)». Эта книга в 2001г. переведена на русский язык [203]. Она адресована исследователям, работающим в различ­ных дисциплинах, которые заинтересованы в построении индуктив­ной теории путем анализа, в первую очередь, качественных данных.

«Grounded theory», то есть восхождение к теории, происходит непосредственно на основе концептуализации наблюдаемых фактов и интерпретации всего или узкого аспекта всесторонне проанализи­рованного случая из жизни. Другими словами, речь идет о поэтап­ном восхождении ко все более высокому уровню обобщения, вплоть до создания «мини-теории данного случая». Создаваемые здесь гипотезы и теории проверяются только в одном аспекте - насколько они адекватны по отношению к конкретным данным. Поэтому запи­си интервью, дневники, стенограммы митингов, заседаний судов, полевые наблюдения, а также такие материалы, как ответы на вопро­сы анкет, статистические данные переписи населения составляют нео­ценимую информацию для исследователя.

Необходимо помнить, что в рамках этого основополагающего метода анализа наряду с центральной авторской тенденцией суще­ствует великое множество различных интерпретаций. Кроме того, анализ данных в конкретном исследовании в стиле «кейс стади» может включать в себя только часть излагаемых ниже этапов.

Как указывает само название метода - «восхождение к теории», главной целью является скорее не создание законченной теории, которая бы была универсальной и пригодной па все случаи жиз­ни, а непосредственно процесс теоретизирования применительно к конкретному случаю или случаям в рамках исследования. Под теоретизированием мы будем понимать приведение изучаемых явлений к новому пониманию, к введению изучаемых явлений в





новый объясняющий контекст. Мы как бы создаем схему, вклю­чающую в себя действующих лиц, интеракции и развертывающи­еся процессы в различных средах.

Исследователи, работающие в традиции «Grounded theory», надеются, что создаваемые ими мини-теории будут обязательно свя­заны с другими мини-теориями в рамках соответствующих дисцип­лин по принципу кумулятивности, и что выводы из теории будут иметь эффективное применение на практике. Более того, так как все процессы, разворачивающие в обществе, имеют комплексный харак­тер, появляется надежда создать концептуально широкую комплекс­ную теорию, которая бы могла объяснять широкий диапазон вариа­ции изучаемого нами явления в широком спектре дисциплин от социологии до психологии и медицины.

Таким образом, теоретизирование представляет собой продви­жение к новому пониманию, к контекстуализации и выявлению отношений. Каким бы ни был промежуточный или конечный ре­зультат теоретизирования, он всегда должен быть «приземлен», обоснован в уже имеющихся эмпирических данных.

Адекватность между эмпирическим материалом и получаемыми теоретическими конструкциями в методе «восхождения к теории» достигается, таким образом, с помощью постоянного сравнения между конструируемой теорией и эмпирическим состоянием, то есть меж­ду результатами анализа и полевыми данными. Конкретно это озна­чает, что получаемые в ходе анализа категории, гипотезы или выводимые теоретические связи должны подвергаться проверке на явлениях, которые мы описываем или пытаемся теоретизировать. Генерирование и проверка теоретических конструкций происходит почти одновременно. Эмпирический материал, таким образом, явля­ется одновременно исходной точкой теоретизирования и средой ве­рификации возникающих гипотез. Он является последним тестом на валидность общей теоретической конструкции. В этом их явное от­личие от традиционных теорий, которые сначала создаются, а затем верифицируются часто различными исследованиями и в различных условиях. Этот момент выявляет очень важную характеристику ка­чественного анализа в ходе восхождения к теории.

Качественный анализ является итеративной процедурой, то есть он осуществляется последовательно через целый ряд чередующихся апроксимаций. Периоды наблюдения, вначале достаточно продолжи­тельные, чередуются сразу же с периодами анализа, в ходе которых вырабатываются рабочие гипотезы, по поводу которых мы вновь воз­вращаемся в поле. Следует целая серия встреч с респондентами и


наблюдений, но уже более конкретно ориентированных, которые позволяют оттачивать конструируемую теорию, т.е. анализ начина­ется в тот же момент, что и сбор данных. На практике это может быть выглядеть следующим образом:

1) анализируется первое интервью;

2) в ходе анализа выдвигаются первичные категории и субкатегории;

3) выдвигаются первичные гипотезы;

4) выдвинутые категории и гипотезы подвергаются проверке во втором интервью, где эмпирически фиксируемое явление рассмат­ривается уже в новом свете, и так далее;

5) процедура выведения заключений и верификации начинается с этапа сбора данных, когда исследователь пытается установить хотя бы приближенно закономерности и представить возможные объяс­нения (обоснованность и детализация таких выводов приобретают­ся лишь на завершающих этапах исследования). Идеи, которые возникли на полевой стадии или при прочтении полевого журнала, организуются в виде аналитических записок - мемосов и диаграмм.

Таким образом, качественный анализ, направленный на теоре­тизирование, несет в себе отличия, и в широкомасштабном иссле­довании после окончания полевой фазы работа с собранным ма­териалом проводится в несколько этапов.

На первом этапе проводится тщательная проверка и формати­рование (организация физического складирования и структури­рование) всех имеющихся материалов исследования по файлам:

1. Проводится индексация с помощью цифр и букв, позволяю­щих различать собранные материалы и полевые записи. Напри­мер, название объекта, где проводилось исследование, имя респон­дента, дата проведения интервью - все эти данные можно связать ■ с определенной записной книжкой и страницей в этой книжке:

3 Д ГД 12 04 94 1 - 22, где

3 - завод, f Д - в городе Донкастер, L ГД - интервью с Генеральным Директором,

12 04 94 - дата проведения интервью 12 апреля 1994 г.,

1- номер книжки с полевыми записями, | 22 - запись этого интервью на странице.

1 1 "7


2. Создается подробный каталог проекта, представляющий собой перечень всех документов, включая кино- и фотоматериа­лы с их кратким описанием.

3. Создаются абстракты и резюме объемных материалов, до­кументов или расширенных полевых записей.

4. Проводится проверка информации на полноту по каждому случаю, насколько это возможно, так как анализ данных в кейс стади может производиться как по отдельному случаю, так и пе­рекрестным образом по нескольким случаям.

Когда речь идет об исследовании на уровне личности, то в качестве исходного, или сырого материала для анализа случая могут выступать расшифровки интервью, автобиографии, трудовые книж­ки, дневники. На уровне организации анализ случая может включать работу с уставными документами, отчеты, статические данные, каса­ющиеся разных уровней (всей организации в целом, отдельных под­разделении) и отдела кадров, а также протоколы заседаний различ­ных комиссий, профсоюзных и других организаций. Как правило, достаточно большую долю при анализе случая составляют тексты интервью с сотрудниками, материалы различных типов наблюдения (от включенного до иевключенного) над работой организации, све­дения об истории этой организации.

В некоторых случаях, например, при анализе неформальных отношений внутри организации, привлекаются и специально созданные документы для целей исследований, в число которых могут входить дневники рабочего дня или рабочей недели, дающие неоценимую информацию, которая скрыта от глаз исследователи, но которая проливает свет на многие процессы в организации.

Здесь же решается вопрос о количестве резервных копий и количестве рабочих копий по каждому документу.

На втором этапе решается вопрос, как данные будут храниться, в

каком виде - как организовать систему управления данными. Поэто­му при наличии компьютеризированного центра по аналитической обработке создается перекрестная система ссылок (связывающая различные файлы между собой) на базе компьютерно-поисковой системы, которая облегчает доступ к любому документу, ко всем вы­деляемым в нем частям и закладывает основы формализации клас­сификационных операций, которыми будут пользоваться кодиров­щики. И здесь у исследователя или исследовательской команды должно быть четкое видение предполагаемой схемы индексации (при­своение кодов и их организация в определенные структуры), по ко­торой данные будут кодироваться, организовываться и связываться.


Получаемая классификационная схема должна обеспечить легкий доступ к данным для всех членов команды, кто хочет их использовать. Каждому абзацу в каждом интервью присваивает­ся номер, состоящий из номера страницы и номера абзаца на дан­ной странице. Классификационно-поисковые системы оказывают­ся чрезвычайно полезными и, в конечном счете, позволяют экономить большое количество времени.

В настоящий период зарубежные коллеги используют несколь­ко компьютерных программ, обеспечивающих выполнение цело­го ряда процедур и операций в рамках анализа качественных дан­ных. К их числу следует отнести в первую очередь программы ATLAS/ti и NUD-IST. Освоение и пользование этими програм­мами являются необходимым условием при написании диплом­ных работ студентами-социологами США и Канады.

На третьем этапе - кодировании - речь уже может идти и о частичном «сокращении данных», под которым исследователи Майлз и Губерман [179] понимают процесс, когда потенциально пригодные собранные в процессе исследования данные ограничи­ваются только теми, которые работают на концептуальную осно­ву исследования, отвечают на исследовательские вопросы. Таким образом, на данном этапе анализа исследователь систематизиру­ет данные и одновременно отбирает отдельные события с относя­щимися к ним интервью, документами, которые ему необходимы в первую очередь для дальнейшего анализа.

Неизбежная часть данного этапа анализа - это показ/представле­ние данных. Собранный материал организуется и систематизируется определенным образом, в том числе создаются более сфокусирован­ные данные, которые могут включать в себя краткие аннотации, диаграммы, матрицы и резюме жизненного пути по годам, стадиям. I На этом же этапе также могут составляться наброски визуальных ■■ образов информации: генограммы и географические маршруты, отра­жающие жизненную траекторию.

В пределах предлагаемой общей схемы анализ данных для каж­дого рассматриваемого случая проходит через приведение не­структурированной первичной информации («сырые» данные главным образом в виде текстов, но все чаще и фотографий, ви­деоматериалов) в форму, пригодную для аналитической работы, Или процесс первичного кодирования.

Под разделением и концептуализацией мы подразумеваем раз­бивку на части протокола наблюдения или текста интервью, при­своение каждому отдельному случаю, идее или событию названия Него-то, что за ним стоит или что представляет феномен.

Ж ' ,0


Итак, процесс кодирования представляет собой действия, а точнее определенный набор процедур, с помощью которых дан­ные разбиваются, осмысляются, концептуализируются и начина­ют агрегироваться вместе новыми способами. В основе кодирова­ния данных лежит объединение единиц анализа, выделенных в текстовой или визуальной информации, в более общий класс или категорию с кратким емким названием.

Это центральный процесс, благодаря которому из данных иден­тифицируются и разворачиваются понятия, являющиеся строитель­ными блоками теории. От того, насколько исследователь владеет умением кодировать и классифицировать, зависит его профессио­нальная успешность.

Процесс кодирования - важный процесс при анализе данных. Остановимся на нем более подробно. Имеются три типа кодирова­ния: открытое, осевое и выборочное. Они представляют собой типо­вые многоступенчатые процедуры от маркировки тем до постепен­ного теоретизирования, приближения к мини-теории. В известных нам исследованиях в стиле кейс стади редко используются все три, а чаще первые два типа: открытое и осевое. Остановимся более под­робно на этих двух типах кодирования данных.

Итак, процесс открытого кодирования начинается с вниматель­ного первичного прочтения, которое дает общее видение материала. Идет тщательное прочтение всех документов, собранных во вре­мя исследования, строчка за строчкой, фраза за фразой. В этом процессе начинается движение социолога от позиции «соучаст­ника», вовлеченного в мир повседневных образов индивидов, к позиции интерпретатора - аналитика, критически осмысливаю­щего ситуацию с позиции социального знания [22].

При вторичном прочтении идет разработка первичных кодов, осмысление исследовательских комментариев, их сопоставление с контекстом ситуации. В ходе внимательного прочтения докумен­та справа на полях делаются первичные краткие комментарии {memos - короткие фразы, идеи, ключевые слова, которые пришли в голову по ходу чтения).

При последующих прочтениях одни коды оказываются неточными и заменяются новыми, текст перечитывается снова, фиксируются новые нюансы. И так несколько раз. Исследователь уточняет свой угол зрения, возвращается к транскрипту снова и снова, открывает новые смыслы.

Во время открытого кодирования для выбора имени метки желательно пользоваться или лексическими материалами респон"


дентов, или использовать терминологию тех концепции, которые привносит сам исследователь. Тем самым текстовые данные раз­биваются на отдельные части, организовываются по темам, тща­тельно исследуются, сравниваются по подобию и различиям и маркируются. Мы получаем индексированную копию того или иного исследовательского документа.

Тематические метки можно понимать как категории, находя­щиеся на очень низком уровне абстракции. Эта работа напомина­ет подготовку предметного указателя для книги или же создание закладок в компьютерных текстовых редакторах. Каждому куску текста присваивается имя, или метка. Такой список может содер­жать темы, которые выходят за рамки данного исследования и могут быть использованы в будущем проекте.

После первичного кодирования исследователь составляет об­щий список выявленных тем, что служит общей ориентацией и стимулом к дальнейшей их конкретизации. Не следует забывать, что одни и те же куски текста могут иллюстрировать разные темы и служить разным исследовательским целям.

Далее каждый из полученных кодов вводится в компьютерную систему, позволяющую распечатывать все темы с кратким описа­нием содержания соответствующих отрывков.

В процессе кодирования две аналитические процедуры явля­ются основными, хотя их характер в каждом типе кодирования изменяется. Первая процедура относится к проведению сравнений, вторая - к постановке вопросов. Открытое кодирование требует применения сравнительного метода, то есть получения ответа на вопросы и проведения сравнений. Эти две процедуры помогают придать понятиям точность и конкретность.

Для того чтобы понять, что мы подразумеваем под присваивани­ем меток - кодов феноменам и как работает процедура задавания вопросов, рассмотрим один ставший уже классическим пример.

щ- Предположим, ны находитесь в довольно дорогом, но популяр- Вном ресторане... Кухня открыта, так что вы можете видеть, что про-

■ исходит... Пока вы ждете своего ужина, вы замечаете даму в крас-

■ ном. По-видимому, она просто стоит в кухне, но здравый смысл Ивам подсказывает, что ресторан не платит деньги даме в красном

■ лишь за то, чтобы стоять здесь, особенно в кухне, загруженной

■ работой. Ваше любопытство задето, поэтому вы решаете провести К индуктивный анализ, чтобы видеть, сможете ли вы определить, в В чем заключается ее работа. (Теоретик, работающий по методу Ж, «обоснованной теории», остается им всегда.)

If 121


Вы отмечаете, что она внимательно осматривает площадь кухни, рабочее место, фиксируя в уме, что там происходит. Вы спрашивае­те себя, что она здесь делает? Затем вы присваиваете ярлык ее заня­тию - наблюдение. Наблюдение за чем? - За работой кухни.

Затем, кто-то входит и задаст ей вопрос. Она отвечает. Это дей­ствие иное, чем наблюдение, поэтому вы кодируете его как пере­дачу информации.

Кажется, она замечает все. Вы называете это внимательностью.

Ваша дама в красном к кому-то подходит и что-то ему говорит. Поскольку это событие также включает информацию, которая передастся дальше, вы также наклеиваете на нее ярлык, - пере­дача информации.

Несмотря па то, что она находится в центре всей этой деятель­ности, она, по-видимому, не нарушает ее. Чтобы описать этот феномен, вы используете термин ненавязчивость.

Она поворачивается и быстро, спокойно [оперативность] про­ходит в обеденный зал и таким же образом продолжает наблюдать за происходящим.

По-видимому, она отслеживает все и всех [мониторинг]. Но мо­ниторинг чего? Будучи проницательным наблюдателем, вы заме­чаете, что она осуществляет мониторинг качества обслуживания, как официант взаимодействует и отвечает клиенту; время обслу­живания - сколько времени проходит между посадкой клиента, заказом и подачей пищи и какова реакция клиента и его удовлет­воренность обслуживанием.

Официант приходит с заказом для большого вечера, она идет ему на помощь - предоставление помощи.

Женщина выглядит знающей и компетентной в том, что она делает - опытной.

Она подходит к стене возле кухни и рассматривает что-то, по­хожее на перечень, - сбор информации.

Спускается метрдотель, и они разговаривают некоторое время и осматривают помещение в поисках свободных столов, по-види­мому, оценивая, на каком этапе трапезы находятся сидящие кли­енты: обмен мнениями.

Страусе Л., КорбинД. Основы качественного исследования: обо­снованная теория, процедуры и техники, 2001.

В ходе исследования мы можем дойти до десятка и даже сотни концептуальных меток - понятий, список которых займет несколько машинописных страниц. На примере этой первоначальной кодиро-вочной сессии Страусе А., Корбин Д. убеждают нас, что концеп­туально более эффективно работать с таким кодом, как «сбор инфор' 122


мации», чем с кодом «читала перечень». Такой ярлык, как сбор информации, можно наклеить на десять разных случаев или событий.

Процесс открытого кодирования предполагает несколько тактик:

1. Построчный анализ, начиная с текста первого интервью или

наблюдения;

2. Анализ по предложениям, абзацам или целому документу путем постановки вопросов и присвоения метки: «Какова главная идея, выявленная в этом предложении, абзаце или документе?»

3. Семенова В.В. рекомендует в качестве элементарной едини­цы анализа брать отдельный отрывок текста, эпизод, содержащий внутренне законченный сюжет (пассаж, секвенцию1). Текст раз­бивается на такие смысловые единицы, и происходит анализ каж­дого отрывка более детально. В зависимости от целей исследова­теля секвенции могут быть выстроены по темам, времени, сторонам жизни, эмоциональным переживаниям.

4. Анализ всего документа и поиск ответа на вопрос: А что-то здесь происходит? Что делает этот документ таким же или отлич­ным от предыдущего?

Некоторые секвенции могут быть классифицированы сразу. Скажем, в биографическом интервью один из создателей малых предприятий сказал:

«...Мой отец был кузнецом, а. моя мать была портнихой. Все мои бабушки и дедушки были крестьянами. Я был единственным сыном в семье. Размышляя о своем детстве, я себе сказал, что мой успех не так уж случаен: мой отец был единственным мужиком в деревне, ко­торый не пил, и, наконец, у меня была своя, комната для того, чтобы учиться».

Мы фиксируем сведения об отце и матери, дедушках и бабуш­ках и об условиях жизни в детстве. Другие сведения требуют даль­нейшего осмысления под углом зрения научных понятий, целей исследования.

Осевое кодирование является вторым проходом через данные. Оно включает ряд процедур, с помощью которых выделенные на первом этапе в ходе открытого кодирования темы соединяются по-новому, устанавливаются связи между категориями.

Мы уже отмечали, что в рамках этапа, носящего название кодиро­вание, происходит категоризация - центральный процесс, с помощью

|ь ' Секвенция (англ.) - в широком смысле последовательность, непрерывность. Щ В качественном анализе - логически завершенный отрывок определенного текста.

I 123


которого из данных выстраиваются теории. Категория должна быть более абстрактным понятием, нежели то, которое дается понятиям, сгруппированным под ней. Выделяются категории нескольких уров­ней, среди которых высшие, или основные, имеют особую концепту­альную значимость, так как они способны объединять вокруг себя другие группы понятий или субкатегорий.

В открытом кодировании мы уже использовали концептуальные метки и категории, но теперь нам предстоит их идентифицировать на основе уже иной модели. В ее основе лежит разбиение данных и идентифицирование: вокруг важной категории (феномена - важно/о события, с которым связан ряд действий или взаимодействий) выявляются конкретизирующие ее характеристики с точки зрения условий - причин, которые способствуютсс появлению; контекста (определенный ряд условий, в рамках которых принимаются страте­гии действий/взаимодействий); стратегий действия/взаимодейст­вия, предназначенных для того, чтобы справиться с явлением, управлять им, совершать его; и последствий этих стратегий. Названия, данные категориям, возможно, не обязательно включают вышепере­численные термины.

Предлагаемые характеристики - категории организуются в опре­деленную последовательность и привязываются к изучаемой теме. Эти категории придают точность, поэтому А.Страусе и Д.Корбин обозначают их как субкатегории. В сущности, они тоже являются категориями, по так как мы соотносим их с основной категорией и форме некоторой связи, мы добавляем приставку «суб».

Осевое кодирование соединяет данные по-новому, путем уста­новления связей между категорией и ее субкатегориями. Субкате­гории связаны со своей категорией через так называемую модель. В упрощенном виде эта модель выглядит таким образом:

(А) Каузальные условия > (В) Феномен > (С) Контекст > (О) Стратегии действия/взаимодействия > (Е) Следствия.

Применение этой модели дает возможность систематически осмысливать данные и связывать их очень сложными способами. Именно теперь, когда мы сталкиваемся с определенными жизнен­ными ситуациями, мы автоматически опираемся на каузальную модель (что-то случилось вследствие этой причины или условия). Чтобы объяснить себе и другим, почему это могло случиться, мы задаем простые вопросы типа «Что?», «Где?», «Как?».

24 -


Выборочное кодирование представляет собой аналитическую ин­теграцию на более высоком, более абстрактном уровне по отноше­нию к полученным материалам, когда уже более ясна основная тема и ее формулировка. Мы, вероятно, уже начали формулировать

какую-то концепцию, которой посвящено все наше исследование.

В осевом кодировании уже создается основа для выборочного кодирования. Здесь мы можем сначала взглянуть на наш перечень категорий, чтобы определить, достаточно ли абстрактна одна из них, чтобы охватить все, что было описано в истории разворачи­вания центрального феномена. Иногда у нас уже есть такая кате­гория. Теперь она становится центральной категорией. В другой раз ни одна категория не кажется достаточно широкой, чтобы охватить все, и что вы тогда делаете? Ответ заключается в том, что мы должны дать название центральному феномену.

В проекте << Создание и создатели малых предприятий в России (1990-1993 гг.)» [Приложение 3] анализировались интервью директоров из малого бизнеса. Перечень законодательных поста­новлений, относящихся к институциализации новых форм соб­ственности и трудовой деятельности, были отнесены к группе понятий, названных категорией «либерализация условий эконо­мики». Они явились каузальным условием возникновения фено­мена «создание частного бизнеса предприятия». Рассуждения о регистрации малых предприятий, аренде помещений, налогах, взятках чиновникам были отнесены к группе понятий, названных категорией контекста «регистрации и функционирования малых предприятий». Постановка дополнительных вопросов по поводу наблюдаемых явлений позволила выйти на категорию - «страте­гия». Были зафиксированы стратегия создания коллектива еди­номышленников, стратегии акторов из внешней среды, куда мож­но отнести стратегию государственных властей. Дальнейший анализ категорий позволил выявить следующие ключевые момен­ты: переход от стратегии создания к выбору ориентиров в пред­принимательской динамике (стратегия функционирования и развития), стратегию реализации компетенций и ресурсов пред­приятия. Анализ создании условий выпуска на рынок продукта, будь то уже известного, будь то нового, выводит нас на категорию «инновационные стратегии». В качестве субкатегории следствия Можно назвать изменение идентичности создателей предприятий и насыщение рынка товарами и услугами.

Четвертый этап - категоризация и развитие категорий. Мы уже
упоминали, что в рамках этапа, носящего название кодирование,
происходит категоризация - центральный процесс, с помощью
Ш 12S


которого из данных выстраиваются теории. Категория должна быть более абстрактным понятием, нежели то, которое дается понятиям, сгруппированным под ней. Категории имеют концеп­туальную значимость, так как они способны объединять вокруг себя другие группы понятий или субкатегорий.

Отдельные категории, надобность в которых отпадает, будут в дальнейшем оставлены при изучении последующих документов. В таком подходе реализуется важный принцип Страусса: важно верить во все и не верить ни во что, так как именно это позволяет создать концепции и устанавливать взаимосвязи между ними.

Так же, как и в случае с кодами, важно назвать категорию с тем, чтобы мы могли ее осмыслить, запомнить и более всего начать аналитически разрабатывать. Как коды и категории получа­ют свои имена? Название, которое мы выбираем, как правило, тако­во, что кажется наиболее логически связанным с данными, которые оно представляет. Оно должно быть достаточно живым и красочным, чтобы быстро напомнить, к чему оно относится. Но оно должно быть более абстрактным, чем те понятия, которые оно обозначает. Пред­полагается наличие двух тактик в поведении аналитика:

Во-первых, аналитик может использовать слова и фразы, упот­ребляемые самими респондентами для организации и представления определенных тем. Единицы концептуализации при построении «естественных» типологий отслеживаются с помощью анализа лек­сических форм у изучаемых людей, а не привносятся самим анали­тиком. Мы стараемся понять мысли людей, и весь анализ их опыта должен быть основан на их вербальных категориях. Главное - по­нять, как люди конструируют мир своего социального опыта исходя из того, что они о нем говорят. Эти термины называются коды «in vivo» [203]. Фундаментальная цель социолога - выяснить то, что представляется респонденту важным, и тем самым отделить от дру­гих вещей с другими именами. Полезные концептуальные конструк­ции порой возникают очень спонтанно. И в самом деле, некоторые необычные термины, используемые участниками, следует изучать особенно тщательно, поскольку именно они могут маркировать тео­ретически важные и интересные феномены. Иногда концепты воз­никают, когда сам наблюдатель-исследователь их идентифицировал. Иногда можно идти по пути фиксации и анализа того, по каким по­зициям респонденты очень сильно расходятся или имеет место не1-понятный разброс явлений.

Во втором случае используется терминология тех концепций, которые привносит сам исследователь. Они имеют свои корни в соци­альной теории, в имеющейся научной литературе. В этом случае


аналитик пытается как можно дальше отойти от «естественных» ти­пологий и решает задачу конструирования новых категорий и моде­лей, которые существуют в научном мире, но о которых изучаемые люди не подозревали. Такие понятия имеют некоторые преимуще­ства, поскольку они нагружены аналитическим смыслом и сами по себе могут быть уже весьма хорошо разработаны. С другой стороны, следует лишний раз напомнить, что использование заимствованных понятий может принести серьезный ущерб. Заимствованные поня­тия часто приносят с собой широко распространенные значения и ассоциации. Накладывая эти стандартные значения на тот материал, с которым мы работаем, мы, по сути, прекращаем исследование вместо того, чтобы начать его.

В обоих случаях формирования основных категорий развива­ется сложная классификационная схема, состоящая из несколь­ких основных категорий и множества подчиненных.

По каждой из категорий идентифицируются атрибуты, или характеристики, которые отличают одну категорию от другой. Процесс кодирования стимулирует обнаружение не только кате­горий, но также их свойств и измерений. В этом и заключается развитие категорий. Делается это сначала в терминах ее свойств, в которых затем могут быть выделены измерения. Последние по­казывают местоположения свойства вдоль континуума.

Свойства и измерения важно распознавать и систематически развивать, так как они формируют основу для образования свя­зей между категориями и субкатегориями. Как работать со свой­ствами, или характеристиками, феномена (категории) наглядно говорит следующий пример.

Есть некоторые? общие «опросы о данных, которые могут быть заданы донольно автоматически. Каждый вопрос, вероятно, призван стимулировать ряд более конкретных и связывающих воп­росов, которые в свою очередь ведут к разработке категорий, свойств и их измерений. Основные вопросы таковы: Кто? Когда? Где? Что? Как? Сколько? Почему?

Давайте здесь остановимся и применим вопросы к ситуации с тем, чтобы вы могли видеть, что мы имеем в виду. Предположим, вы изу­чаете, как больные артритом справляются со своей болью. Вы разло­жили перед собой свои интервью и читаете цитату, которая приведе­на ниже. Но помните, что фокус вашего анализа в том, как больные артритом справляются со своей болью. Естественно, чтобы сделать это, вы должны одинаково понимать значение для них этой боли и артрита, поскольку это играет большую роль в том, как люди ведут себя в таких условиях. Вопросы, которые вы задаете, и помогут вам получить эту информацию. Вот фрагмент из интервью с женщиной:


Облегчение боли - это главная проблема, когда у вас артрит. Временами боль усиливается, а когда становится по-настоящему плохо, ох! Вам так скверно, что не хочется вылезать из постели. А лекарства, которые вы принимаете, дают только временное или частичное облегчение.

Из этих данных очевидно следующее. Они говорят нам, что боль является для нее проблемой: опыт переживания боли. Также, что ее боль имеет свойство изменяться в интенсивности от сильной до уме­ренной. При условии сильной боли имеются два следствия: ее актив­ность ограничена, ограничение активности; и она остается в посте­ли, привязанность к постели. Из данных также следует, что она использует лекарства, чтобы облегчить свою боль; облегчение боли, еще одна категория. Самостоятельный прием лекарств - это страте­гия для облегчения боли. Облегчение боли имеет дна свойства: дли­тельность (временное) и степень (частичное).

Посмотрим, что мы здесь имеем. У нас две категории: опыт переживания боли и облегчение боли. Эти две категории возник­ли из нашего первоначального кодирования. Они являются кате­гориями, поскольку, как вы можете видеть, другие понятия (суб­категории) можно отнести к ним как свойства, условия, следствия и стратегии. Неплохо для нескольких минут анализа.

Мы могли бы продолжить в том же духе, кодируя каждое интер­вью... Теперь давайте посмотрим, как мы могли бы усилить нашу тео­ретическую чувствительность, применяя наш перечень вопросов к избранной нами области изучения. Мы будем применять вопросы не обязательно к этой конкретной больной артритом, но вообще к людям, больным артритом. Заметьте, для того чтобы сформулировать иодвопросы иод каждым важным заголовком, вы должны привлечь и личный, и профессиональный опыт, если вы имеете таковой, а также специальную литературу. По мы используем все эти источники сво­бодно, ассоциативно и творчески.

Кто обеспечивает облегчение боли людям, страдающим артритом? Всегда они сами или кто-нибудь еще мог бы это обеспечить? Напри­мер, всегда ли они идут на прием к доктору, в клинику, в пункт оказа­ния скорой помощи, чтобы получить облегчение? Обеспечивают ли другие лица, не врачи, источник облегчения, например, физиотера­певты, которые используют иодиыг процедуры или показывают боль­ным те положения, или движения тела, или виды движений, которые уменьшают напряжение на больных участках? Или духовных настав­ников, которые могли бы обучить медитации с той же целью?

Что дает-облегчение? Здесь это лекарства, а что еще могут делать люди, испытывающие боль? Пробовать разные положения? Медитацию? Не шевелиться? Тепло? Спокойные виды деятельно­сти, такие как чтение или просмотр телепередач, которые могут отвлечь мысли от боли? Какие новейшие формы терапии обсуж­даются в специальной литературе? Есть ли какие-нибудь специ-


альные клиники или другие места, единственная цель которых обу­чить людей справляться с болью?

Как боль переносится и как с пей справляться? Насколько необхо­димо облегчение? Все люди испытывают боль одинаково? Если нет, как это отличается? Что имеет в виду больная артритом, когда гово­рит, что боль интенсивная? Она более интенсивна, когда женщина устала или не устала, когда расстроена или не расстроена, подавлена или не подавлена? Она справляется с болью, жалуясь или не жалу­ясь, двигаясь или не двигаясь, самостоятельно получая облегчение, обращаясь за помощью куда-то еще? Как другие люди справляются со своей болью? Требуется большое или небольшое облегчение?

Когда боль появляется и когда начинается облегчение? Боль силь­нее утром или ночью? Более интенсивная после движения или вовре­мя движения? Она принимает лекарство до движения, при первых признаках боли, или ждет, когда боль усилится? Пробует ли она другие методы облегчения до того, как примет свое лекарство?

Почему важно облегчение боли? Что происходит, если не облег­чать боль? Какое влияние это окажет на се уровень активности? Ее взгляды на жизнь? Как она воспринимает артрит как таковой и

его течение в будущем?

Есть также ряд временных вопросов, которые можно здесь по­ставить: частота, длительность, скорость, хронометраж. Давай­те посмотрим, что произойдет, если мы применим их к придуман­ной нами ситуации.

Частота? Как часто следует облегчать боль? Каждый час, каж­дый день? Предсказуема ли боль и последующее облегчение?

Длительность? Как долго длится боль? Как долго длится облег­чение? Есть ли что-то такое, что может быть сделано в сочетании с мерами по облегчению боли, что продлит или сократит их эффект?

Скорость? Насколько быстро или медленно достигается облег­чение? Насколько быстро или медленно оно исчезает, внезапно, постепенно?

Хронометраж? Лекарства, облегчающие боль, даются в опре­
деленное время дня? Сколько времени должно пройти до получе­
ния следующей дозы? Если лечение включает упражнения, сколь­
ко времени это занимает?
s Можно также задавать вопросы пространственного типа: Сколь-

1 ко места занимает специальное оборудование? Является ли храпение:| проблемой? Или вопросы технологического типа, например: | Какие типы специального оборудования необходимы? Требуется ли; специальное умение, чтобы использовать его? Каковы его размеры, стоимость, мобильность (передвижные средства лечения)?

Вы можете видеть теперь, что должны размышлять намного \ больше, чем когда вы впервые начали обдумывать данные о боли. 1 Все ответы на поставленные вопросы не могут быть в фактичес-


ких данных, которыми вы располагаете, но не стоит беспокоиться на этот счет. Это пригодится вам, чтобы добывать вопросы к сле­дующим интервью и аналитическим сессиям, чтобы искать отве­ты. При этом вы не обязательно до конца пройдете список, зада­вая все эти вопросы. Многие ответы придут и следующих интервью, вам даже не придется задавать вопросы, только на этот раз вы «услышите их», если можно так выразиться.

Страусе А., Корбип Д. Основы качественного исследования: обо­снованная теория, процедуры и техники, 2001.

Давайте рассмотрим пример развития категории в терминах обнаружения ее свойств и измерений из другого приведенного в приложении исследования, где разрабатывалась категория «реги­страция малого предприятия». Ее свойства включают: стоимость в денежном выражении, сложность представляемой документации, продолжительность процедуры, необходимость действовать неза­конными методами и т.д. Каждое из этих свойств изменяется вдоль некоего континуума и может быть измерено. Для этого выстраи­ваются координатные оси - шкалы. Таким образом, стоимость в денежном выражении может изменяться от низкой до высокой (может даже указываться конкретная цифра); необходимость действовать незаконными методами - да/нет и так далее.

Выделение свойств и измерений категории «регистрация ма­лого предприятия»

Категория Свойства Шкала измерений
«регистрация малого предприятия» стоимость в денежном выражении низкая высокая
продолжительность быстро медленно
необходимость действовать незаконными методами да нет

Свойства, перечисленные выше, являются общими свойствами явления «регистрация малого предприятия». Они могут принад­лежать этому явлению безотносительно к ситуации, в которой оно имеет место. Знание таких общих свойств категории (явления) важно тем, что они дают нам шкалы измерений, по которым кате­гория может изменяться.

Любое свойство, конечно, может иметь субсвойства. В каждом из них поочередно, если этого потребует анализ, могут быть также


выделены измерения. На примере следующей схемы мы сможем уви­деть, как процесс выделения измерений из свойства позволяет нам придать конкретность явлению (категории) «регистрации малого предприятия».

Контроль процесса распределения «сырых» данных по категори­ям позволяет избежать существования большого числа «нераспреде­ленных» или «перекрывающихся» данных. В рамках одного иссле­довательского проекта может быть разработано несколько разных классификационных систем, при этом важность и приоритетность той или иной системы определяется целями исследования.

Пятый этап - это этап насыщения категорий. Категории долж­ны быть теоретически плотными, т.е. иметь много свойств, в ко­торых выделены измерения. Именно плотные связи, с точки зре­ния парадигмальных характеристик и плотности категорий, придают теории ее объяснительную силу. Теория, не имеющая таких связей, удовлетворительна в меньшей степени.

В рамках этого этапа расширяются уже известные классифи­кационные рубрики, устанавливаются связи между различными рубриками. Именно на этом этапе происходит переход от описа­ния к интерпретации. Именно здесь мы приходим к рассмотре­нию причин, следствий и взаимосвязей.

Интерпретация включает то. что находится за пределами опи-сательности данных. В процессе интерпретаций происходит на­деление смыслом, предполагаются объяснения. Делаются выводы, и ведется работа с конкурирующими объяснениями.

На стадии качественного анализа исследователь постоянно перемещается в пространстве между изучаемым явлением и его абстракцией, между описаниями того, что происходит, и нашей интерпретаций этих описаний. Любое проявление необъяснимых в рамках предложенной взаимосвязи случаев свидетельствует о нежизнеспособности предлагаемой нами интерпретации. Есте­ственно встает вопрос, достаточно ли отражена сложность соци­альной реальности и не слишком ли мы упростили эту реальность.

На шестом этапе идет построение концепций. В «обоснованной теории» должны быть плотные связи как между категориями и их субкатегориями, так и между отдельными категориями при оконча­тельной интеграции. Продуктом кодировки, категоризации и насы­щения категорий являются концепции - основные блоки здания в выстраивании обоснованной теории. После того как собраны данные и проведена первичная категоризация, необходимо идти дальше, и


следующий шаг - это работа с теми категориями, которые являются центральными для нашего анализа, с тем, чтобы их уточнить и опре­делить их связи с их субкатегориями и другими категориями. Напомним, что мы можем иметь 5-6 центральных категорий, каж­дая из которых развивалась с точки зрения ее субкатегорий для отработки характеристик модели - условий, контекста, действия/ взаимодействия (включая стратегии) и следствий.

В то время, когда мы проводим наш анализ, мы обозначаем пат­терны в наших данных с точки зрения местоположений измерений свойства феномена, относящихся к событию, случаю. Например, мы отмечаем различия между способами менеджмента у создателей не­зависимых малых предприятий, порвавших отношения с материнс­кими госструктурами в противоположность тем, кто сохраняет с эти­ми структурами те или иные отношения. Поиск и номинация этих паттернов очень важны и обеспечивают основу для избирательного кодирования, в ходе которого и происходит окончательная интегра­ция всех выделенных категорий и рождение теории.

На седьмом этапе получаемая теория все чаще проверяется на так называемый критерий принятия, т.е. выносится на обсуждение. В отдельных и на сегодняшний день редких случаях к комментиро­ванию результатов привлекаются изучаемые действующие лица, про­водится так называемая «внешняя верификации принятия». Если теория тщательно выводится из данных различной природы и реп­резентирует конкретную реальность, то она должна соответствовать этой области реальности. В таком случае она должна быть также по­нятной и иметь смысл по отношению к тем, кого изучают и кто при­меняет ее в своей практической области.

Специфика анализа данных в кейс стади

Анализ качественных данных, несомненно, зависит от дизайна самого исследования и, в конечном итоге, от типа кейс стади. Действительно, изучается один случай или множественный, каковы основная тема и аналитические стратегии, а также от того, проводит его один исследователь или исследовательская команда и приорите­тов - псе это будет влиять и на выбор основных переменных, по ко­торым впоследствии будет идти систематизация и редукция данных.

Традиционно исследования в стиле кейс стади подразумевали анализ единичного случая: например, анализ жизни отдельной ганг­стерской молодежной группировки (у Уайта), а в клинической психологии - это может быть анализ жизни отдельного пациента.

1 ZO


При анализе единичного случая одним исследователем преимуще­ством является то, что исследователь волен сам решать, какую ана­литическую стратегию использовать, какие теории привлекать для анализа данных, как построить презентацию материала. Однако преимущество иногда может обернуться недостатком, когда иссле­дователь, не имея изначально возможности рассмотреть свою стра­тегию с нескольких точек зрения, получает расплывчатые, недоста­точно структурированные данные, с которыми анализ затруднен. Именно поэтому с самого начала работы в поле исследователь должен четко отслеживать тот исследовательский вопрос, который он поставил перед собой. В случае же его переформулирования дол­жно быть дано четкое объяснение в связи с чем он изменился.

Анализ множественных кейсов имеет свою специфику. Совре­менные тенденции в проведении кейс стади отличаются тем, что наблюдается достаточно большая диверсификация в подходах. Это и не удивительно, поскольку развиваются и социологическая наука, и социологические школы. Каждая школа, как правило, имеет свои предпочтения в проведении исследований. Таким образом, некоторые школы предпочитают изучение и анализ единичных случаев, другие специализируются на анализе множе­ственных кейсов. Уже в чикагской школе мы наблюдаем тенденцию к квантификации и стремлению проанализировать и изучить боль­шее количество случаев.

Диверсификация типов кейс стади на сегодняшний день связана также с тем, что наблюдается сосуществование и тех кейсов, объек­тами которых являются определенные социальные группы (семьи, молодежные группировки, религиозные общины) и те, теоретичес­ким объектом которых являются определенные социальные явления (явление одинокого материнства, в производственной сфере - явле­ние реструктуризации, изменения управленческих отношений, созда­ние малых предприятий, процессы инноваций).

Когда исследователи подходят к анализу сложных социальных явлений, порой недостаточно глубокого анализа одного - двух кейсов. Необходим тщательный отбор кейсов, которые бы с раз­ных сторон могли осветить одно и то же явление. Поэтому одной из целей проведения множественных кейсов - это расширение внешней валидности. Например, исследование определенных про­цессов на ряде предприятий в различных отраслях и различных регионах может увеличить возможности обобщений и усилить доказательность теоретических положений, поскольку ключевые процессы, образцы поведения, повторяющиеся действия могут

h



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: