Принципы анализа и оценки хозяйственной деятельности предприятия

Анализ и оценка хозяйственной деятельности – одна из важней­ших подсистем общей системы управления и планирования предприяти­ем, которая направлена на обеспечение необходимой информаци­ей таких важнейших сфер функционирования, как определение целей деятельности, формирование стратегии маркетинга и финан­совой политики, прогнозирование и планирование всех аспектов производственного процесса, контроль за его ходом. На основе экономичес­кого анализа вырабатываются стратегия и тактика развития пред­приятия, обосновываются планы и управленческие решения, осу­ществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты работы.

Выделяют ряд общих требований по проведению экономичес­кого анализа, основными из которых являются оперативность, плановость, кон­кретность, систематичность, объективность, демократичность, комплексность­ и системность.

Оперативность означает, что анализ должен проводиться как за короткие промежутки времени (день, неделя, декада), так и по итогам работы за квартал, год. Оперативность выражается в неза­медлительном использовании полученных аналитических данных и выводов для улучшения работы.

Плановость проистекает из необходимости планирования аналитической работы на предприятии, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

Конкретность заключаетсяв глубоком анализе отчетных данных предприятия, в сопоставлении с предшествующими периодами, а также с аналогичной информацией по другим предприятиям, со среднеотраслевыми данными и т.п.

Систематичность анализа предполагает, что он проводится по­стоянно, в логической последовательности и по определенным формам.

Объективность анализа обеспечивается необходимым подбором аналитического материала и информации, изучение и оценка ко­торых должны проводиться прежде всего с критических позиций.

Демократичность позволяет обеспечивать более полное и широкое выявление факторов, влияющих на внутрихозяйственные резервы.

Комплексностьанализа предполагает, что его проведение и пос­ледующее принятие соответствующего решения должно базироваться на рассмотрении всех сторон хозяйственной деятельности предпри­ятий в их взаимосвязи, а также с применением элементов систем­ного анализа.

Системностьанализа представляет собой совокупность методи­ческих средств, рассмотрения объекта как сложной динамической системы, состоящей из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и с внешней средой.

Важное значение для понимания сущности и содержания эко­номического анализа имеет его классификация по различным при­знакам.

1. По временному критерию (признаку) и характеру принимаемых на его основе решений анализ подразделяется на предваритель­ный, представляющий своего рода прогноз результатов деятельно­сти, используемый при разработке планов предприятия, и после­дующий анализ фактических итогов хозяйственной деятельности после окончания отчетного периода.

2. По степени охвата и содержанию программы исследования ана­лиз бывает комплексный и тематический. Если при комплексном подходе изучаются все результаты финансово-хозяйственной дея­тельности, то при тематическом анализе происходит более глубокое рассмотрение тех отдельных аспектов экономического потен­циала предприятия, которые в данное время имеют для него осо­бую актуальность.

3. В зависимости от полноты и уровня анализа, а также от вида пользователя различают внешний и внутренний анализ. Внешний анализ основан на открытой (публикуемой) информации годовых отчетов и производится как самим предприятием, так и статисти­ческими, финансовыми органами, банками, акционерами, инвес­торами и т.п. Внутренний анализ составляет, как правило, коммер­ческую тайну и имеет своей целью дать руководству предприятия аналитический материал для принятия эффективных управленчес­ких решений (ценообразование, объем и состав издержек, факто­ры роста (снижения) доходов и т.п.).

4. По пространственному признаку или изучаемым объектам ана­лиз подразделяется на внутрихозяйственный, когда изучается дея­тельность одного предприятия (и его подразделений), и межхозяй­ственный, когда сопоставляются итоговые показатели ра­боты разных предприятий с целью выявления дополнительных ре­зервов, ликвидации недостатков в работе, повышения эффектив­ности торгово-технологического процесса.

5. По выборке статистических данных выделяют сплошной, когда изучаются все фактические данные, и выборочный – изучаются отобранные по какому-либо признаку факторы.

6. По направлениям исследования различают прежде всего анализ финансово-экономический, бухгалтерский (аудиторский), технико-экономический, социально-экономический, экономико-экологический, мар­кетинговый и анализ эффективности организации управления.

Финансово-экономический анализ направлен на изучение финан­совых результатов предприятия, раскрывает содержание финансо­вых показателей в их взаимосвязи с торговой деятельностью (анализ выполнения финансового плана, ана­лиз прибыли и рентабельности, оценка имущественного положе­ния предприятия, эффективность использования собствен­ного и заемного капиталов и т.п.).

Бухгалтерский анализ (аудиторский) проводится соответствующими специалистами для оценки сложив­шегося финансового состояния предприятия с точки зрения ус­тойчивости и прогнозирования его изменений в ближайшем буду­щем.

Технико-экономический анализ изучает взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.

Социально-экономический изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты деятельности предприятия.

Экономико-экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ позволяет дать оценку эффективности применяемых на предприятии тактики и стратегии всех аспектов маркетинговой деятельности (анализ факторов внешней среды, конъюнктуры спроса, ценовой и ассортиментной политики, рек­ламы, конкурентоспособности продукции и т.п.).

Если предыдущие разновидности анализа рассматривают хозяй­ственную деятельность предприятия как объект управле­ния, т.е. как управляемую систему, то на основе анализа эффектив­ности организации управления изучается управляющая система, или организационные формы управленческого аппарата. Цель такого анализа состоит в выявлении возможностей усиления положитель­ного воздействия системы управления на хозяйственную деятель­ность путем совершенствования ее структуры и повышения квали­фикации работников. Оценка эффективности организации управ­ления производится на основе данных о конечных результатах дея­тельности управляемого объекта, а также по уровню затрат на вы­полнение управленческих функций.

7. В зависимости от методики изучения различают диагностичес­кий, сравнительный, факторный, маржинальный, экономико-ма­тематический анализ и контроллинг.

Диагностический анализ имеет целью выявление конкретных причин отклонений в деятельности предприятия от нормальных или запланированных процессов исходя из признаков, типичных имен­но для нарушений такого рода. Этот анализ, используемый обычно в ходе оперативного управления торговой деятельностью, позволя­ет быстро внести необходимые коррективы без привлечения до­полнительных ресурсов.

Сравнительный анализ – один из наибо­лее распространенных методов изучения экономических процес­сов, при котором фактическая информация отчетного года срав­нивается с аналогичными данными предыдущих периодов, плано­выми показателями, установленными нормативами, данными дру­гих предприятий.

В ходе факторного анализа выявляются факторы, оказывающие определяющее воздействие на результативный показатель, и рас­считывается конкретная степень влияния каждого фактора на из­менение величины этого показателя.

Маржинальный анализ представляет собой изучение эффектив­ности текущей хозяйственной деятельности и оценку пер­спектив ее развития исходя из причинно-следственной взаимосвя­зи объема продаж, величины прибыли и себестоимости и деления затрат на постоянные и переменные.

Экономико-математический анализ используется при изучении сложных явлений (объектов), характеризующихся большой степенью неопределенности. Экономико-математическая модель представляет собой описание с помощью математических средств (уравнений, неравенств, функций) величин (параметров), отражающих состояние и закономерности исследуемых явлений. Цель построения модели – установление количественных и логических зависимостей между различными аспектами экономического явления. ЭММ позволяет определить множество вариантов развития этого явления и выбрать из них оптимальный вариант решения экономической задачи.

Особое место среди применяемых методов анализа занимает такой перспективный метод, как контроллинг. Контроллинг – это ориентированная на будущее концепция управления предприятием в соответствии с заданными целями, реализуемая на основе единства планирования, анализа и контроля за процессом достижения определенных результатов.

При проведении экономического анализа используются различ­ные источники информации, среди которых основными являются централизованные (нормативные), плановые, учетно-отчетные и внеучетные.

К централизованным источникам относятся все действующие на дату проведения анализа нормативы (ставки налогов, тарифы на оплату услуг, нормы амортизации и т.п.).

Все показатели текущих и стратегических планов, разрабатыва­емых непосредственно на предприятии, относятся к плановым ис­точникам.

Учетно-отчетными источниками являются данные бухгалтерско­го, статистического, оперативного учета и отчетности.

Все остальные источники анализа считаются внеучетными. К ним обычно относятся хозяйственно-правовые документы (устав, учре­дительный договор и т.п.), акты проверок и ревизий, договоры на поставку товаров, аренду помещений или оборудования, объяснительные записки, протоколы совещаний, данные маркетинговых следований и т.п. Успешное проведение аналитической работы зависит от тщательно продуманной ее организации. В аналитической работе разли­чается несколько этапов, содержание которых должно быть зара­нее определено, а выполнение обеспечено путем соответствующей подготовки и оперативного руководства.

Основные задачи начальных этапов – составление программы анализа, отбор, проверка, обработка и систематизация необходимой информации.

Содержание следующих этапов составляют изучение количествен­ных и качественных показателей финансово-хозяйственной деятель­ности, их динамики; выявление факторов, обусловивших измене­ние тех или иных показателей; расчет конкретной степени влияния каждого фактора на эффективность производственного процесса.

Заключительный этап состоит в обобщении и оценке результатов анали­за, формулировании выводов и разработке направлений совершен­ствования работы предприятия.

Анализ и оценка хозяйственной деятельности предприятия должны способствовать внедрению инноваций, привлечению инвестиций, режиму экономии, улучшению социально-экономического и финансового состояния предприятия, т.е. они оправдывают себя в полной мере лишь тогда, когда приносят реальную пользу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: