Геймблинг

Определения

Гемблинг - сверхценное увлечение, когда все характеристики обычного увлечения усиливаются до гротеска, объект увлечения или деятельность становятся определяющим вектором поведения человека, оттесняющим на второй план или полностью блокирующим любую иную деятельность.

Гемблинг - патологическая склонность к азартным играм относится к аддикции, не связанной с приемом каких-либо веществ, изменяющих психическое состояние.

Стадии:

Р. Кастер (Custer, 1984) выделил три стадии развития игровой зависимости:

· стадию выигрышей;

· стадию проигрышей

· стадию разочарования.

Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.

Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.

Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.

Фазы игрового цикла.

Фаза воздержания. Характеризуется воздержанием от игры главным образом из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения или выраженного депрессивного состояния из-за очередной игровой неудачи, связанной с неспособностью проконтролировать свой игровой импульс.

Фаза «автоматических фантазий». Главной характеристикой является учащение спонтанных фантазий об игре, причем пациент проигрывает в своем воображении, как правило, состояние азарта и предвкушение выигрыша, сопровождающее начало игры, и вытесняет эпизоды проигрышей. Название «автоматические» отражает, что они возникают или совершенно спонтанно или под воздействием косвенных стимулов.

Фаза нарастания эмоционального напряжения. Главная черта этого этапа - нарастание эмоционального напряжения, которое в зависимости от индивидуальных личностных и физиологических особенностей, может иметь тоскливо-депрессивный, дистимический или смешанный характер, сочетающий в себе повышенную, но целенаправленную активность с нервозностью и раздражительностью. Иногда такое настроение сопровождается учащением фантазий об игре. В других случаях оно воспринимается пациентом как совершенно бессодержательное и даже направленное в сторону от игрового импульса (повышение сексуального влечения или стремление к интенсивным физическим и и6нтеллектуальным нагрузкам).

Фаза принятия решения играть. Как правило, здесь существует два пути:

А) пациент под действием нарастающих фантазий в «телеграфном стиле» планирует способ реализации своего желания. Обычно это какой-нибудь «очень вероятный для выигрыша», по мнению пациента, вариант игрового поведения. Такой способ принятия решения играть характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую;

Б) Решение играть приходит сразу же после игрового эпизода и в его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм принятия решения характерен для второй и третьей стадий заболевания, когда промежуток между игровыми эпизодами заполнен отчаянными попытками остановиться, а каждый срыв воспринимается как нечто фатальное и необъяснимое.

Фаза вытеснения принятого решения. Этот этап обусловливает беззащитность сознательного «Я» по отношению к желанию играть. Суть этой фазы заключается в том, что интенсивность осознаваемого больным желания играть начинает уменьшаться, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением, что, как правило, является отражением иррациональных когнитивных схем. Это приводит к тому, что пациент без осознаваемого для себя риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (получение большой суммы денег на руки, прием алкоголя, попытка сыграть ради развлечения и отдыха).

Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Очень часто игроки описывают этот период как состояния «суженного сознания», «транса», заявляют, что они становятся как «зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента в этот период появляются конструктивные контраргументы, они очень быстро нейтрализуются всем набором описанных выше иррациональных схем мышления. В большинстве случаев, пока не проигрываются все деньги, пациент не прекращает играть независимо от того, выигрывает ли он на каком-нибудь этапе игры или проигрывает [5].

Классификации

Наиболее распространенной является следующая классификация вовлеченности в азартные игры:

· Социальная (беспроблемная) игромания. Большинство игроков являются социальными игроманами, у которых нет зависимости от игры. Для социальных игроманов игра — это развлечение, которое не имеет негативных последствий. Они контролируют свою игровую активность, редко играют и редко думают об игре.

· Частая (регулярная) игромания. Игра становится важной частью жизни таких игроманов, они могут быть сфокусированы на одном типе игры (например, спортивный тотализатор или лотерея). Но такие игроки не теряют контроль над частотой игры и затратами на игру. Игромания не влияет на их профессиональную успешность; у них есть и другие виды развлечений помимо азартной игры.

· Проблемная игромания. У таких игроманов пристрастие к азартной игре может влиять на профессиональную деятельность. Они часто думают об азартной игре как о второй работе или источнике дохода, могут потратить деньги, предназначенные для других целей, на азартную игру. Проблемные игроманы могут уменьшить или прекратить игру на какой-то период, чтобы доказать, что у них нет проблем. На этой стадии игромании у игроков начинаются проблемы в общении с близкими людьми из-за времени и средств, затраченных на игру.

· Патологическая (компульсивная) игромания или патологическая склонность к азартной игре. Патологическая игромания может быть определёна как прогрессирующее расстройство, характеризующееся непрерывной или периодической потерей контроля над азартной игрой, озабоченностью игрой и получением денег, чтобы играть; иррациональным мышлением; и продолжением подобного поведения, несмотря на неблагоприятные последствия.

· Профессиональная игромания. Игровая активность таких игроков плановая и систематическая. Азартная игра — их основной источник дохода. Некоторые профессиональные игроки имеют предрасположенность к патологической игромании и со временем могут перейти в категорию проблемных и патологических игроков.

Личностные особенности

Ряд авторов приводят разнородный перечень личностных и характерологических свойств, каким-то образом связанных с тяжелыми формами игромании: привязанность/зависимость; склонность к скуке; нарушения “эго”- контроля/самоконтроля; нарушения способности “эго” контролировать выполняемые им функции; экстравертированность; дисфория в отсутствие стимулов; экспериментирующий познавательный стиль; обсессивность/компульсивность; нарушения самооценки и др. [17].

Некоторые российские психиатры обращают внимание на частую перинатальную и детскую минимальную органическую патологию в анамнезе у подавляющего числа игроманов. В частности, это синдром нарушения активности и внимания. Предполагается, что эта симптоматика маркирует раннее поражение структур мозга, ответственных, в частности, за развитие систем контроля над влечениями [17].

А.О. Бухановский нашел органическую патологию у 4 из 16 обследованных им больных. Им же описан “…определенный личностный радикал или сочетание нескольких черт личности, доходящих до степени акцентуации или превышающих ее, а также соответствующий стиль воспитания… преморбидная акцентуация, эпилептоидно-неустойчивая, неустойчивая, гипертимно-эпилептоидная, гипертимно-неустойчивая, доходящая до уровня психопатии” [3].

Согласно американскому диагностическому и статистическому руководству по классификации психических расстройств DSM-IV (1996), основной чертой патологического гэмблинга является "хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться желанию участвовать в азартных играх и участие в азартных играх, которое компрометирует, разрушает или повреждает личные, семейные или профессиональные интересы. Участие в азартных играх, стремление к нему и активность в этом направлении усиливаются в периоды стресса. Проблемы, возникающие как результат гэмблинга, ведут к интенсификации участия в азартных играх". Обращается внимание на наиболее частые проблемы, связанные с участием в азартных играх. К ним относятся прежде всего хронические долги, невыполнение долговых обязательств и другие виды финансовой безответственности. Характерны нарушенные семейные отношения, недобросовестное отношение к работе, различного рода противозаконные действия с целью получить деньги для расчета с долгами.

Профилактика

Учитывая многообразие опыта стран мира по борьбе с игроманией, можно составить некую схему общих для всех методов и средств:

· Законодательные меры. Это лицензирование. Возрастные ограничения. Рекламные ограничения. Налоговые отчисления. Но, в то же время, безусловное соблюдение гражданских прав и свобод.

· Административные меры. Это ограничения по месту (отдаленность от образовательных, религиозных учреждений и т.д.). Пресечение работы подпольных игровых заведений.

· Ограничения по суммам и времени игры. Отвлечение на другие объекты.

· Ограничения игрока. Самоизоляция. Заранее оговоренные предельные суммы и время игры. Периодическая проверка своего состояния у психотерапевта или психоаналитика. Самотестирование.

· Медицинские меры. Медикаментозное и психоневрологическое лечение. Одиночная, семейная или групповая терапия. Наблюдение за "проблемными" клиентами. Лекции и тренинги.

· Общественные меры. Создание и поддержание анонимные группы. Создание общественных организации и движения. Образовательные программы. Выпуск книги и лекций для личного и семейного прочтения.

Коррекция

Работа с такими людьми проходит в несколько этапов: сначала проводится индивидуальная встреча, на которой выявляется и диагностируется проблема, затем курс групповой психотерапии и так же индивидуальные процедуры аппаратного воздействия. На первом этапе устанавливается диагноз патологической склонности к азартным играм, определяемый стадиями игровой зависимости, и выясняются индивидуальные особенности фаз игрового цикла. В этот же период уточняются особенности личности пациента и создаются основы для дальнейшего психотерапевтического сотрудничества. Второй этап: когнитивно-бихевиоральная психотерапия с использованием групповых и трансовых методик. В процессе лечения используются новейшие медицинские технологии в области нелинейной динамики, основанной на возможности управления диссипативными состояниями человека.
Игровая зависимость поддается кодировке. Это своеобразный шанс, вызвать биологическое торможение очага возбуждения на участке коры головного мозга, который активизирует зависимость. Процедура осуществляется с помощью уникальной современной аппаратной методики. Можно провести аналогию между игровой зависимостью и сбоем в компьютерной программе, когда необходимо внести определенные изменения в часть системы ПК. При игровой зависимости так же происходит работа с частью личности, кодируется не человек, а зависимость.
Можно добавить и то, что у каждого человека присутствует ядро аддиктивных процессов, которое проявляется в таких мягких формах, как пристрастие к табаку, еде, сладостям или кофе. Все мы отчасти люди азартные, только у каждого азарт проявляется по-своему. Один азартно работает на своём садовом участке, другой азартно смотрит футбол, третий азартно читает книги, а некоторые азартно играют в азартные игры. Проблема не в наличии или отсутствии игровых заведений. Они есть закономерное отражение сегодняшнего дня, современного человека и всего человечества, которое хочет азартно играть. Казино, игровые автоматы - культурное пространства, со своими особенностями, конечно, но в принципе, у каждого свой выбор: кто в лес, кто по дрова.
Болезнь начинается тогда, когда не я управляю игрой, а игра мной. По сути дела, речь идет не об игре как таковой, а о зависимости возникающей у определенных индивидов. Откройте любую современную классификацию психических расстройств, и вы найдете там такую болезнь - «игроманию» или, иначе, «патологическую склонность к азартным играм». А потому такой «пострадавший» нуждается не во внушениях и назиданиях, а в лечении, в помощи врача-психотерапевта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: