Комментарий к возможности интуитивного познания

Выше говорилось о необходимости перехода к третьему типу познания - интуитивному. Однако, чтобы этот призыв не выглядел слишком уж абстрактно, нужно сделать несколько замечаний по поводу того, как это может быть организовано.

Сегодня проблемам интуиции посвящена огромная литература. Вместе с тем, хочу подчеркнуть прежде всего тот факт, что интуиция - не моделирование и не расчет; это нечто совсем другое. Причем данный способ познания в древности был если и не нормой, то довольно частым явлением. Например, известен яркий пример того, как Сократ, получив некий знак от своего даймона (божественного духа), пошел другой дорогой, чем все остальные, и единственный вернулся домой невредимым. Публий Корнелий Сципион (Африканский) многие свои битвы одерживал в результате случавшихся накануне откровений, которые, в свою очередь, были результатом своеобразных медитаций. Одной из самых удивительных битв считается взятие Нового Карфагена,

стр. 141

которое состоялось благодаря тому, что море отступило от крепостных стен города, а Сципион смог предвидеть это событие [Бобровникова 1998, с. 78, 64]. Современная наука не может дать разумного объяснения данному факту.

Похожих примеров можно привести огромное множество. Они позволяют вскрыть довольно интересную схему "перелива" СНЗ в позитивное знание (ПЗ) на основе интуитивного озарения. Иными словами, всегда стадия СНЗ и определенного бездействия и выжидания предваряет стадию озарения и получения ПЗ. Тем самым жизненные примеры подтверждают органическую связь СНЗ и интуитивного знания.

Следующий вопрос, который требует ответа, таков: как трансформировать субъективные интуитивные переживания конкретных людей в некую стройную методологию познания? Как ни странно, но этот вопрос имеет, по крайней мере, частичный и приблизительный ответ, основанный на практике внедрения форсайт-технологии. Напомню, что форсайт - особая технология предвидения будущего развития системы, сопровождающаяся мерами по обеспечению движения общества по выбранной траектории на базе общественного консенсуса. При построении картины будущего на основе форсайт-технологии используются методы обработки мнений экспертов. Это означает, что данная технология предвидения и конструирования будущего оперирует уже не индивидуальной интуицией, а интуицией коллективной, складывающейся в результате согласования индивидуальных мнений [Балацкий 2008]. Причем сама форсайт-технология применяется там, где нет данных о прошлом развитии системы. Например, когда надо выбрать несколько самых перспективных направлений развития нанотехнологий из всего спектра возможных вариантов. Таким образом, сегодня уже есть вполне реальные и работоспособные прообразы методологических концептов интуитивного познания. Их усовершенствование и наращивание - лишь вопрос времени.

На мой взгляд, форсайт-технология - прекрасный пример того, как сложные модели, теоремы, статистические ряды и громоздкие обоснования заменяются группой специалистов, которые на протяжении многих лет "вживаются" в определенную предметную область и накапливают о ней интуитивное знание. Не исключено, что именно в этом направлении и будет трансформироваться нынешняя социальная наука.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Академик Виктор Полтерович: "Экономика очень агрессивная наука!" (2009) // Частный корреспондент, 3 июля.

Балацкий Е. В. (20126) Взаимосвязь экономики и управления: преодоление когнитивного разрыва // Общество и экономика, N 12, с. 131 - 153.

Балацкий Е. В. (2012а) За пределами "экономического империализма": преодоление сложности // Общественные науки и современность, N 4, с. 138 - 149.

Балацкий Е. В. (2006) Неравновесные цены и гибкость экономических рынков // Проблемы прогнозирования, N 6, с. 67 - 82.

Балацкий Е. В. (2008) Сравнительные эволюционные характеристики технологий предвидения будущего // Наука. Инновации. Образование. Вып. 5. Форсайт: основы и практика применения. М.: Знак, с. 65 - 88.

Бобровникова Т. А. (1998) Сципион Африканский. Картины жизни Рима эпохи Пунических войн. М.: Молодая гвардия.

Говинда А. (1993) Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб.: Андреев и сыновья.

Гурджиев Г. И. (2013) В поисках Бытия. Четвертый Путь к Сознанию. М.: София.

Пенроуз Р. (2005) Тени разума: в поисках науки о сознании. Москва Ижевск: Институт компьютерных исследований.

Петрушенко Л. А. (1971) Самодвижение материи в свете кибернетики. М.: Наука.

Полтерович В. М. (1998) Кризис экономической теории // Экономическая наука современной России, N 1, с. 46 66.

Полтерович В. М. (2011) Становление общего социального анализа // Общественные науки и современность, N 2, с. 101 - 111.

Сорос Дж. (1996) Алхимия финансов. М.: Инфра-М.

стр. 142

Страсти по Андрею Тарковскому // Сайт Adme.ru. URL: http://www. adme.ru/vdohnovenie/ strasti-po-andreu-tarkovskomu-662655.

Талеб Н. Н. (2014) Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: КоЛибри, Азбука-Аттику с.

Талеб Н. Н. (2012) О секретах устойчивости: Эссе; Прокрустово ложе: Философские и житейские афоризмы. М.: Колибри, Азбука-Аттикус.

Уилбер К. (2009) Краткая история всего. М.: АСТ-Астрель.

Шредингер Э. (2009) Мой взгляд на мир. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ.

Штайнер Р. (2002) Мой жизненный путь. М.: Evidentis.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: