Эрнст Мах

С появлением электродинамики Максвелла в физике (на фоне кризиса оснований математики, вызванного появлением неевклидовых геометрий) были поставлены под сомнение основания механики Ньютона. Возникли, казалось бы, очень простые вопросы: что такое сила, масса, тело, время, пространство, причинность, законы природы. Возникли также вопросы относительно процессов измерения, восприятия и реальной истории науки.

Второй позитивизм отрицательно относился к кантовскому решению о разделении на познаваемый мир явлений и непознаваемый мир вещей самих по себе (Э.Мах называл это заумной метафизикой, хотя принимал сенсуализм Юма). Отрицательным было отношение и к механицизму.

В работах Э.Маха можно найти почти все основные положения последующих ветвей позитивизма и ряда специфических направлений эпистемологии (биоэпистемология Конрада Лоренца или генетическая эпистемология Жана Пиаже). В основе учения Э.Маха лежит концепция нейтральных элементов, которая возникла у него в ходе исследований механизмов зрительного восприятия. Он был убежден в том, что природа науки связана с биологической природой человека, и делает акцент на психологии научного творчества.

Все физическое я могу разложить на элементы: цвета, тоны, давления, теплоту, запахи, пространства, времена, которые я рассматриваю одновременно, как элементы психического. То есть тела, по Э.Маху, состоят не из механических частиц-атомов, как у П.Лапласа, а из не физических и не психических элементов, которая я воспринимают как ощущения. Отсюда программные установки позитивизма:

-эмпиризм (приспособление мыслей к фактам действительности, а именно к понятиям, которые мы образовали от фактов);

-сведение философской эпистемологии к логике и прагматизму (приспособление наших мыслей друг к другу);

-упорядоченная, упрощенная схема идей.

В целом вопрос об истинности знания Э.Мах не ставит, научным знанием признается знание, основанное на фактах, это наиболее простое знание, если оно соответствует эмпирическим фактам.

Развитие науки имеет целью все лучше и лучше приспособить теорию к действительности. Отсюда взгляд на теории как на условные соглашения (конвенции), которые представляют собой лишь упорядоченные, упрощенные и свободные от противоречий системы идей. Критерий истинности заменяется критерием успешности. Цель науки не истина (в силу ограниченности ее средств для отражения богатой жизни вселенной), а экономия мышления. Все положения и понятия физики представляют собой не что иное, как сокращенные указания на экономически упорядоченные, готовые для применения данные опыта. Отсюда встает другой важный вопрос: заключается ли цель науки в объяснении (выяснении истинной структуры объектов и явлений) или лишь в описании, к чему склонялся сам Э.Мах. Склонность к объяснению вполне понятна, писал он, имея в виду, что учителя и учеников. Но для исследователя главной целью является собирание фактов и констатации связей между ними. Законы природы как раз и представляют собой обобщающие описания, наилучшее средство для сбережения труда. Закон тяготения Ньютона есть одно лишь описание бесчисленного множества фактов в их элементах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: