double arrow

Томас Кун

Наиболее известная работа американского историка и философа науки Т.Куна (1922 – 1995), физика по образованию, это «Структура научных революций» (1962). Его модель науки характеризуется такими понятиями, как несоизмеримость и некумулятивность. Основные положения его концепции таковы:

-нормальная наука – это наука, которая делается учеными, находящимися в концептуальных рамках профессионального образования; это наука в рамках господствующей парадигмы, закрепленной в учебниках. «Физика» Аристотеля», «Альмагест» Птолемея, «Начала» и «Оптика» Ньютона. Научное сообщество знает мир как научную картину, в которой наиболее фундаментальные характеристики сцеплены между собой достаточно непротиворечивым образом. В отличие от Поппера, который считал, что ученые постоянно думают о том, как бы опровергнуть существующие признанные теории, и с этой целью стремятся к постановке опровергающих экспериментов, Кун убежден, что в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности положений своих теорий и даже не ставят вопросы об их проверке. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает;

-задачи-головоломки – это дежурные проблемы нормальной науки, решение которых не приводит к революционным научным открытиям, но является стимулом научной деятельности. Нормальная наука – это деятельность по решению такого рода головоломок;

-аномалии в науке – это новое знание, которое, несмотря на все усилия, не удается согласовать с нормами профессионального образования, или которое не согласуется с системой предписаний практики научных исследований нормальной науки. Открытие начинается с осознания аномалии, то есть с установления того факта, что природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания, направляющие развитие нормальной науки. Выделяют три типа аномалий: 1) аномалия подвергает сомнению эксплицитные (явные, осознаваемые) и фундаментальные обобщения парадигмы; 2) аномалия препятствует приложениям нормальной науки с большей практической значимостью; 3) аномалия превращается в источник кризиса самой нормальной науки;

-кризис в науке – осознание аномалии без изменения теории. Кризис в науке сопровождается и личностным кризисом;

-научные революции – смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир. Это исключительные ситуации, в которых возникает смена профессиональных предписаний. Это смена взгляда на мир, ученые должны учиться заново воспринимать мир;

-парадигма – это правила и стандарты научной практики, признаваемые на данный момент научным сообществом. Это еще и образцы решения крупных научных проблем. Парадигмы являются источником методов, проблемных ситуаций и стандартов решения, принятых научным сообществом в данное время. Успех парадигмы (будь то анализ движения Аристотеля, расчеты положения планет Птолемея, кислородная теория горения Лавуазье или математическое описание электромагнитного поля Максвеллом, теория относительности Эйнштейна, теория атома Бора) вначале представляет собой перспективу успеха в решение ряда проблем особого рода. Отсюда видно, что создатели парадигм не только формулирует ту или иную теорию или закон, они решают важные научные проблемы, давая образцы того, как надо решать проблемы. Овладевая такого рода образцами, будущие ученые постигают основы своих наук, техники изучения явлений. Парадигма дает набор образцов научного исследования – в это ее важнейшая функция.

Кроме того, парадигма очерчивает круг новых проблем, имеющих смысл и решения: все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с точки зрения приверженцев парадигмы.

Нормальная наука как раз и состоит в реализации этой перспективы. При этом парадигма может не интерпретироваться и не рационализироваться учеными, т.е. может быть неосознанным фактором научной деятельности. Отсутствие стандартной интерпретации или общепринятой редукции к правилам не будет препятствовать парадигме направлять исследование. Ученые исходят из моделей, усвоенных в процессе обучения, поэтому вскрыть парадигмы может только дополнительное философское или историческое исследование. В процессе развертывания и назревания научных революций парадигмы первыми принимают бой и становятся объектом преобразований;

-научное сообщество – это группа ученых, объединенных верой в парадигму. Стать членом научного сообщества можно стать, только приняв и усвоив его парадигму. Если ученый не разделяет веры в парадигму, он остается за пределами данного научного сообщества;

-дисциплинарная матрица – термин теория является ограниченным для того, что я хотел бы сказать, пишет Кун. Иное дело дисциплинарная матрица: дисциплинарная потому, что она учитывает принадлежность ученого к определенному виду знания, а матрица потому, что составлена из упорядоченных элементов различного рода. Компонентами дисциплинарной матрицы являются: 1) символические обобщения, формулы; 2) метафизические предписания, типа следующего: тепло представляет собой кинетическую энергию частей… 3) ценности и те из них, которые обладают предсказательной силой; 4) конкретное решение проблем.

Выделяя особый характер проблем, разрабатываемых в нормальный период развития науки, Кун называет их головоломками, а их решение сравнивает с кроссвордами. Кроссворд или головоломка отличаются тем, что для них существует гарантированное решение, которое может быть получено предписанным путем. Пытаясь сложить картинку из кубиков, вы знаете, что такая картинка существует. При этом вы не должны изобретать собственную картинку или складывать кубики в ином порядке. Парадигма гарантирует, что решение существует, и она же задает допустимые методы и средства получения этого решения. Поэтому парадигма есть надежный инструмент познания: увеличивается количество установленных фактов, повышается точность измерений, открываются новые законы, растет дедуктивная связность парадигмы. Все это ведет к накоплению знаний.

Но вот увеличивается число головоломок, которые не поддаются решению. Сначала на это не обращают внимания. Это только в представлении К.Поппера стоит лишь ученому зафиксировать расхождение теории с фактами, он сразу же подвергает теорию сомнению. В реальности ученые всегда надеются на то, что со временем противоречие будет устранено, и головоломка будут решена. С течением времени совершенствует оборудование, улучшаются результаты измерений. Все это ведет к тому, что расхождение между предсказаниями парадигмы и фактами, которые ранее не могли быть замечены и описаны, теперь фиксируются и осознаются как проблемы, требующие решения. Попытки справиться с этими новыми проблемами за счет введения в парадигму новых теоретических положений нарушают ее дедуктивную стройность, делают ее не вполне пригодной для того, чтобы в нее верили без оснований. Наступает кризис, который заканчивается, когда одна из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с новыми проблемами. Вот эту смену парадигм и называют научной революцией.

Несоизмеримость парадигм состоит в том, что их конкуренция развивается как спор научных сообществ и победа определяется не столько внутринаучными, сколько социокультурными или даже социально-психологическими процессами. Конкуренция между парадигмами не является видом борьбы, которая может быть разрешена с помощью доводов. Вместе взятые эти причины следует описать как несоизмеримость пред революционных и после революционных нормальных научных традиций. Прежде всего защитники конкурирующих парадигм часто не соглашаются с перечнем проблем, которые должны быть разрешены с помощью каждого кандидата в парадигмы. Их стандарты или определения науки не одинаковы. Переход между парадигмами – это переход между несовместимыми структурами. Несоизмеримость теорий возникает как следствие того, что ученые не могут логическими средствами доказать свою правоту.

Некумулятивизм Куна произрастает из иного понимания процесса роста науки: научные революции ведут к полной замене понятийной сетки старой парадигмы. Научные революции рассматриваются им как такие эпизоды развития науки, когда старая парадигма замещается целиком или частично новой, которая несовместима со старой.

Большая заслуга Т.Куна состоит в том, что он противопоставил логическим исследованиям западной философии науки историко-научный подход. История науки – это, скорее, процесс непрерывный, чем скачкообразный, и получение научного знания можно вполне рассматривать отнюдь не как научную революцию. Это постепенный рост аномалий в рамках существующей научной парадигмы, кризис, в ходе которого ведется поиск новых идей и теорий, смена парадигм – научная революция. Накопление знания, совершенствование методов и инструментов, расширение сферы практических приложений, то есть все то, что можно назвать прогрессом, совершается только в период нормальной науки. Однако научная революция приводит к отбрасыванию накопленного и работа оология и прогресса и накопления знания разделяются революционными провалами, разрывами исторической ткани науки.

После работ Т.Куна размывается прежний идеал передачи научного знания от одного к другому поколению ученых. Но как это происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, методологи науки сосредоточились на истории научных идей, им казалось, что здесь они обнаружат более прочное основание методологических концепций, чем это могут дать гносеология, психология и логика научного исследования. Однако, оказалось, что поток истории размывает все принципы философии науки, подрывает надежду на то, что она способна адекватно описать структуру и развитие научного знания. Лучше всех это показал П.Фейерабенд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: