Определение, структура и средства общения

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Структуру общения можно представить как триединый процесс, включающий:

- коммуникативную (передача, обмен информацией);

- интерактивную (взаимодействие);

- перцептивную (взаимовосприятие) стороны.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. [1, стр.6]

1. Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Коммуникация в современных условиях является основой жизнеобеспечения каждой фирмы, организации, предприятия. Специалисты в области менеджмента считают, что 63% английских, 73% американ­ских, 85% японских руководителей выделяют коммуникацию как глав­ное условие на пути достижения эффективности их организаций, при­чем сами руководители тратят на нее от 50 до 90% своего времени.

Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систе­матизация информации как внутри предприятия, так и за его преде­лами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с дело­выми партнерами, конкурирующими фирмами, потребителями, по­ставщиками, финансистами, клиентами. [6, стр.11]

В коммуникативном процессе выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному – отношение к партнеру по общению. [2, стр.35]

Вербальная коммуникация осуществляется посред­ством речи. Под речью понимается естествен­ный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтакси­ческий. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодиро­вание информации.

Хотя речь и является универсальным средством де­лового общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности. Речь обяза­тельно дополняется неречевыми знаковыми системами. [1, стр.8]

Невербальная коммуникация структурно пред­ставляется следующими системами: визуальной, акустической, тактильной и ольфакторной (рисунок 1).

Визуальные виды общения включают в себя жесты (кинесика), мимику, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), простран­ственно-временную организацию общения (проксемику), а также вспомогательные средства общения - подчер­кивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразо­вания природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках). Сюда же входит такая спе­цифическая форма делового общения, как контакт глаз. Эта общая моторика различных частей тела отобра­жает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы.

Акустическая система подразделяется на следу­ющие аспекты: паралингвистическая система — это си­стема вокализации, т.е. тембр голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - вклю­чение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех, темп речи.

Тактильная: (такесика) - прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

Ольфакторная - приятные и неприятные запахи окружающей среды

(естественный и искусственный запахи человека).


Рисунок 1 Невербальные средства общения

Каждая в отдельности знаковая система являет собой некий рычаг в установлении правильного (корректного), зависящего от ситуации, контакта с подчинёнными, умение влиять на его психику и его внутреннее состояние без непосредственного вмешательства.

2. Интеракция – организация взаимодействия между людьми.

Ос­новными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга, предполагающее вза­имные изменения.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

- групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, коопе­рация);

- конкуренция (соперничество),

- конфликт.

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участ­ник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегу­ляцию своих коммуникативных действий.

Взаимодействие складывается из действий, которые, в свою очередь, состоят из следующих элементов: действующий субъект, объект действия или субъект, на которого направлено воздействие, средства или орудия воздействия, метод действия или способ ис­пользования средств воздействия, реакция человека, на которого воздействуют, или результат действия.

При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт. [6, стр.13]

3. Перцепция - процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участни­ков общения.

Восприятие социальных объектов обладает спецификой:

- воспринимаемый человек стремится трансформировать пред­ставление о себе в благоприятную для своих целей сторону;

- внимание воспринимающего сосредоточено, прежде всего, на смысловых и оценочных (в том числе причинных) интерпретациях объекта;

- большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции, к которым относятся:

- познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

- познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

- прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация – это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому. Эмпатия основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция – представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению.

Рефлексия – это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимает партнера по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Перцептивная функция общения в совместной деятельности на­правлена на решение следующих задач:

- формирование содержания межличностного восприятия;

- содействие установлению взаимопонимания;

- обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга. [6, стр.13]

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния других людей друг на друга, в результате которого меняются поведение, установки, намерения, оценки. [6, стр.15]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: