Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Структуру общения можно представить как триединый процесс, включающий:
- коммуникативную (передача, обмен информацией);
- интерактивную (взаимодействие);
- перцептивную (взаимовосприятие) стороны.
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. [1, стр.6]
1. Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
Коммуникация в современных условиях является основой жизнеобеспечения каждой фирмы, организации, предприятия. Специалисты в области менеджмента считают, что 63% английских, 73% американских, 85% японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие на пути достижения эффективности их организаций, причем сами руководители тратят на нее от 50 до 90% своего времени.
Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри предприятия, так и за его пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнерами, конкурирующими фирмами, потребителями, поставщиками, финансистами, клиентами. [6, стр.11]
В коммуникативном процессе выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному – отношение к партнеру по общению. [2, стр.35]
Вербальная коммуникация осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации.
Хотя речь и является универсальным средством делового общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности. Речь обязательно дополняется неречевыми знаковыми системами. [1, стр.8]
Невербальная коммуникация структурно представляется следующими системами: визуальной, акустической, тактильной и ольфакторной (рисунок 1).
Визуальные виды общения включают в себя жесты (кинесика), мимику, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временную организацию общения (проксемику), а также вспомогательные средства общения - подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках). Сюда же входит такая специфическая форма делового общения, как контакт глаз. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы.
Акустическая система подразделяется на следующие аспекты: паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. тембр голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех, темп речи.
Тактильная: (такесика) - прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
Ольфакторная - приятные и неприятные запахи окружающей среды
(естественный и искусственный запахи человека).
Рисунок 1 Невербальные средства общения
Каждая в отдельности знаковая система являет собой некий рычаг в установлении правильного (корректного), зависящего от ситуации, контакта с подчинёнными, умение влиять на его психику и его внутреннее состояние без непосредственного вмешательства.
2. Интеракция – организация взаимодействия между людьми.
Основными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга, предполагающее взаимные изменения.
Выделяют следующие виды взаимодействия:
- групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация);
- конкуренция (соперничество),
- конфликт.
Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию своих коммуникативных действий.
Взаимодействие складывается из действий, которые, в свою очередь, состоят из следующих элементов: действующий субъект, объект действия или субъект, на которого направлено воздействие, средства или орудия воздействия, метод действия или способ использования средств воздействия, реакция человека, на которого воздействуют, или результат действия.
При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт. [6, стр.13]
3. Перцепция - процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.
Восприятие социальных объектов обладает спецификой:
- воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону;
- внимание воспринимающего сосредоточено, прежде всего, на смысловых и оценочных (в том числе причинных) интерпретациях объекта;
- большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.
Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции, к которым относятся:
- познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);
- познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
- прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Идентификация – это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.
Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому. Эмпатия основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Аттракция – представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению.
Рефлексия – это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимает партнера по общению.
Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).
Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:
- формирование содержания межличностного восприятия;
- содействие установлению взаимопонимания;
- обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга. [6, стр.13]
Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния других людей друг на друга, в результате которого меняются поведение, установки, намерения, оценки. [6, стр.15]