Кафедра хирургии №3.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ к самостоятельной работе студентов /СРС/ по теме:
«Приобретенные пороки сердца.».
Утверждено на методическом заседании кафедры
Протокол № _1___от «28.08 2009 г.
И. о. зав. кафедрой, профессор Ю. В. Грубник
Одесса.
I. Актуальность темы:
К приобретенным порокам сердца относятся различные патологоанатомические нарушения клапанного аппарата сердца, приводящие к расстройству функции органа и всей системы кровообращения.
Подавляющее большинство приобретенных пороков сердца имеет ревматическую этиологию. Они чаще всего поражают митральный клапан. Реже встречаются склеротические и сифилитические поражения, относящиеся, главным образом, к аортальному клапану. Изредка причиной порока может быть травма.
Частота приобретенных пороков сердца определяется распространенностью ревматических заболеваний. По данным разных статистик (Г. Ф. Ланг), ревматизм встречается от 1 до 10 на 1000 заболеваний (от 0,1 до 1 %). По данным Е. М. Тареева, основанными на секционных наблюдениях при ревматических пороках сердца, поражение митрального клапана встречается в 90%, аортальных — в 50% и трехстворчатого — в 20%. Ревматизм, как известно, чаще поражает детей и молодых людей, а поэтому ревматические пороки сердца чаще встречаются в основном в молодом возрасте (до 40 лет). При множественной локализации ревматических поражений, независимо от того, имеет ли место «суставная» или «внесуставная» форма заболевания, в основе патологии лежит поражение сердца (И. В. Давыдовский).
По данным ВОЗ смертность населения земного шара от стенозирующего атеросклероза коронарных сосудов составляет 30% от всех заболеваний сердца. Общая смертность от заболеваний сердца занимает первое место и в три раза выше смертности от онкозаболеваний.
Это данные подтверждают актуальность проблемы.Успехи кардиологии, которая выделилась в средине прошлого столетия в отдельную клиническую дисциплину, явились базой совершенствования и дальнейшего развития кардиохирургии. Этому способствовали и достижения анестезиологии и реаниматологии. Сегодня успешные операции на сердце стали возможны и заняли достойное место наравне с операциями на других органах человека.
Врачи любой специальности, особенно терапевты, должны быть ориентированы в возможностях кардиохирургии.
В связи с вышеизложенным данная тема приобретает особую актуальность. Студенты должны быть ориентированы в этой патологии, особенно в вопросах, которые касаются показаний к оперативному лечению и сроках их выполнения.
2.Учебные цели занятия.
2.1. Общие цели. Ознакомиться с этиологией и патогенезом врождённых и приобретенных пороков сердца.
2.2. Воспитательные цели: Ознакомиться с вкладом отечественных ученых в изучение проблемы и разработку новых методов диагностики и лечения (Н.М.Амосов, А.Л.Пхакадзэ, Кнышов Г.В. и др.); организационных мероприятий по оказанию помощи кардиохирургическим больным; уметь объяснить матери больного ребенка и больному важность своевременного обращения за медицинской помощью и необходимость специализированного хирургического лечения.
2.3. Конкретные цели:
- Знать варианты врождённых и приобретенных пороков сердца и развития гемодинамических нарушений.
- Знать основные признаки этих заболеваний.
- Знать дополнительные методы диагностики.
- Знать возможности оперативной коррекции пороков, показания к ним и сроки выполнения операции.
2.4. На основании теоретических знаний по теме:
- уметь:
- Проводить обще клиническое обследование больных.
- Овладеть методикой объективного обследования больного.
- Уметь оформлять медицинскую документацию (формулировать диагноз).
3. Содержание темы занятия:
3.1. структурно-логическая схема содержания темы;
ПРИОБРЕТЕННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА.