Тема: Бухгалтерский учет и отчетность в фирме

Объем аудиторных занятий: 8 часов

Объем СРС: 4 часа

Цель занятия: познакомиться с правилами бухучета и составом бухгалтерской отчетности.

По итогу занятий должны быть решены следующие задачи:

· сделан обзор законодательства, устанавливающего правила бухгалтерского учета;

· определен состав бухгалтерской отчетности для фирмы;

· сделан обзор альбома унифицированных форм первичной учетной документации.

Каждая организация должна вести бухгалтерский учет и отчетность.

Основной нормативный акт, регламентирующий бухгалтерский учет и отчетность это Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ. Кроме того, к нормативным актам, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета, относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000г. № 94н), а также многочисленные Положения о бухгалтерском учете.

При этом для индивидуальных предпринимателей предусмотрен иной порядок - они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством (ст.4 закона «О бухгалтерском учете»). Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 13 августа 2002г. № 86н/БГ-3-04/430). Этот Порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Они могут в зависимости от объема учетной работы:

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, на их основе составляются сводные учетные документы, - регистры бухгалтерского учета. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию различных органов.

Все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность.

Она состоит из:

· бухгалтерского баланса;

· отчета о прибылях и убытках;

· приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

В число этих приложений включаются - Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу.

· аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

· пояснительной записки.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером).

Однако нужно учитывать, что на правила ведения бухучета влияет применяемая система налогообложения.

При применении упрощенной системы налогообложения налоговый учет деятельности ведется на основании книги учета доходов и расходов, т.е. по упрощенной форме (без применения способа двойной записи, плана счетов и др.).

При этом субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности:

· отчет об изменениях капитала (форма N 3),

· отчет о движении денежных средств (форма N 4),

· приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5),

· пояснительную записку.

Если же субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны проводить независимую аудиторскую проверку, то пояснительную записку они должны представлять.

Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Организации обязаны хранить все бухгалтерские документы не менее 5 лет.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций путем фиксирования в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций ИП. В Книге учета отражаются имущественное положение индивидуального предпринимателя, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период.

Это не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: