Объем аудиторных занятий: 8 часов
Объем СРС: 4 часа
Цель занятия: изучить документооборот, возникающий при взаимодействии с контрагентами.
По итогу занятий должны быть решены следующие задачи:
· определен объем и состав необходимых закупок;
· выбран поставщик;
· заключены договоры поставки сырья;
· составлены все сопутствующие документы (акт приемки-передачи, счета-фактуры, товарные накладные).
При осуществлении закупок необходимо следовать определенному плану. Первым шагом является определение состава и объема требуемых закупок. Определив свои потребности в закупках того или иного вида продукции, нужно обеспечить заключение сделки на максимально выгодных для фирмы условиях. Часто предприниматель идет по пути наименьшего сопротивления и закупает то, что ему необходимо, в одном и том же месте. Необходимо иметь в виду несколько поставщиков аналогичной продукции, чтобы была возможность закупать товар на максимально выгодных условиях.
Подбирать потенциальных поставщиков можно разными способами:
|
|
· при посещении торговых выставок;
· при использовании различных торговых справочников;
· при использовании различных рекламных журналов и газет;
· при использовании специальных каталогов;
· при встречах с торговыми представителями различных торговых фирм.
В результате можно составить список фирм, которые могут стать потенциальными поставщиками вашего предприятия. Подбирая оптимального поставщика, нужно учитывать объективные параметры фирм-поставщиков: их местонахождение, масштаб хозяйственной деятельности, деловую репутацию. Отобрав потенциальных поставщиков, нужно послать им свой коммерческий запрос с подробно изложенными в нем требованиями. Это позволит сравнить полученные ответы.
В запрос необходимо включить ряд обязательных пунктов:
· название и адрес вашей фирмы;
· подробное описание необходимых вам товаров и услуг;
· требуемое их количество;
· сроки поставки;
· место их доставки;
· вид упаковки;
· способ доставки;
· высылка необходимых чертежей или подробной спецификации.
Необходимо выяснить все самые мельчайшие подробности, чтобы исключить возможные ошибки и сомнения относительно той или иной фирмы-поставщика.
Принятие окончательного решения, связанного с выбором оптимального поставщика, зависит от множества факторов.
Оценка поставщика должна проводиться по нескольким важным для вашей фирмы факторам:
· качество продукции;
· цена;
· надежность поставок;
· качество обслуживания.
Окончательное решение следует принимать на основе самых важных для вашего бизнеса факторов.
|
|
Выбрав оптимального поставщика, нужно сделать ему заказ. В настоящее время заказы, как правило, оформляются письменно. Это позволяет четко зафиксировать права и обязанности каждой из сторон и избежать возникновения спорных вопросов, касающихся цены, спецификации, сроков и условий поставки продукции. Подписав договор, заказчик и поставщик будут твердо знать, что именно требуется, в каких количествах, когда и куда должен быть доставлен товар.
Текст заказа должен включать в себя определенные пункты:
· наименование, адрес и телефон вашего предприятия;
· наименование и адрес поставщика;
· дату отправления заказа;
· номер заказа;
· адрес доставки товаров;
· дата доставки товаров;
· требуемое количество товаров;
· максимально подробное описание необходимых товаров и услуг;
· условия закупки;
· согласованную цену.
Целесообразно иметь несколько экземпляров каждого заказа. Один экземпляр останется у поставщика, второй экземпляр потребуется для человека, сопровождающего товар, третий — останется у бухгалтера. Еще один экземпляр будет нужен кладовщику для приема товаров в строгом соответствии с заказом.
После доставки товара, необходимо проверить его и только после этого подписывать соответствующие документы о приемке товара и проводить окончательные расчеты с поставщиком.
На занятиях по данной теме каждая фирма параллельно со своей основной деятельностью выступает поставщиком сырья для других фирм. Каждой фирме дается 4 часа (т.е. два занятия) на заключение договоров покупки сырья. При этом в течение 4 часов две фирмы выступают покупателями требуемой для них продукции, а две оставшиеся выступают поставщиками этой продукции (то есть каждая фирма-поставщик может обеспечить поставки двух различных видов сырья – необходимых обеим фирмам-покупателям). Каждая из них может продать фирме-покупателю сырья 70% от его потребности (то есть 70% одного вида сырья и 70% другого вида сырья).
Каждая фирма-поставщик готовит коммерческое предложение, отталкиваясь при этом от информации о реальных поставщиках сырья и существующих ценах. Каждая фирма-покупатель составляет перечень условий, на которых она хотела бы сотрудничать, также отталкиваясь от информации о реальных поставщиках сырья и существующих ценах. На обзор реальных поставщиков и составление коммерческих предложений по сырью отводится 2 часа. Последующие два часа проходит рассылка коммерческих предложений, заключение договоров и оформление документов, сопровождающих оплату и поставку товара. Выбор поставщика должен основываться на его соответствии требованиям фирмы-покупателя. При заключении договоров поставки следует исходить из располагаемого объема собственных финансовых ресурсов, средств, полученных по кредиту и графика их притока и оттока. По итогу занятия фирмы заключают договоры на поставку годового объема требуемых ресурсов, но не единовременно, а по определенному графику, который они могут позволить исходя из объема располагаемых денежных средств. На следующих занятиях фирмы меняются ролями – теперь закупают необходимое для себя сырье фирмы, выступающие поставщиками на предыдущем занятии, а поставки им обеспечивают фирмы, выступающие покупателями на предыдущем занятии.
Каждой фирме по итогу занятия зачисляются на счет средства от продажи сырья. При этом зачисляют не стоимость проданного сырья, а сумму, полученную путем умножения доли, которой добилась данная фирма в продажах сырья, на ее квартальную выручку. Это связано с тем, что стоимость сырья необходимого различным фирмам может значительно различаться, и учет продаж от сырья, не имеющего отношения к основной деятельности фирмы, может значительно исказить итоговый показатель рентабельности.
|
|
На занятии с помощью правовой базы «Консультант» необходимо подготовить необходимые документы, сопровождающие отправку-приемку сырья (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, акты осмотра и приема продукции). Шаблон договора поставки приведен в приложении.
В рамках настоящего курса считается, что компания нуждается только в одном виде сырья (основном).