double arrow

Проблемы единства информационного пространства России


Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Существенная роль в формировании единого информационного пространства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны, которая позволит объединить различные сети, системы и комплексы средств связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией в режимах передачи данных и электронной почты.

Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

В российских условиях, учитывая необъятность территории Российской Федерации, невысокую плотность населения, особенно за Уралом, большие расстояния между населенными пунктами и неразвитость транспортной инфраструктуры, единое информационное пространство становится чуть ли не ключевой составляющей равномерного развития регионов, а равные регионы – это сильное федеративное государство.

Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства России является преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы. Юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством.

Формирование и развитие единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов – проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных и технико-технологических вопросов, значительных затрат и не может быть решена одномоментно.

Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-аналитические системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально-распределенные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней: печатными и электронными средствами массовой информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами, почтой, телеграфом и пр.

Единое информационное пространство затрагивает все сферы деятельности в обществе, охватывает все регионы и территории страны. Поэтому нормы права информационного законодательства присутствуют в большинстве законодательных актов Российской Федерации.

Принципиальной особенностью формирования и развития единого информационного пространства России является необходимость установления обязательной для всех жесткой технологической дисциплины при формировании государственных информационных ресурсов.

Единое информационное пространство России должно стать существенной составляющей мирового информационного пространства. Это требует сотрудничества России в области информатизации с другими странами и международными организациями.

Работы по формированию и развитию единого информационного пространства России в настоящее время ведутся федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами по программам, затрагивающим отдельные составляющие этого пространства. Наиболее общей из этих программ является Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы»). Цель программы — обеспечить «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления». Задачи программы:

-переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти;

-развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

-обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства;

-развитие инфраструктуры электронного правительства

По состоянию на конец 2010 год эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась[2][3]. Первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд руб. (в ценах 2002 года), фактически было израсходовано лишь 21 млрд руб. Еще на начальном этапе своего существования «Электронная Россия» столкнулась с целым рядом трудностей. В частности, по итогам ее первого этапа, завершившегося в 2003 г., стало очевидно, что программа испытывает хроническое недофинансирование: в 2002 г. она получила 18% обещанных денег, в 2003 г. – 19%, а в 2004 г. – 28%.

Рассмотрим базовые концепции, определяющие специфику статуса Москвы в информационном пространстве России. В Концепции движения Москвы в информационное общество (2001 г.) отмечается, что города – и особенно мегаполисы, к которым относится Москва, – находятся в центре происходящих изменений.

Авторы этого программного документа исходили из того, что Москва должна войти в информационное общество в качестве центра информационной деятельности, как информационный город.

Другими словами, в Концепции сформулирована миссия Москвы и раскрыты ее содержательные компоненты в терминах технологических, экономических, производственных и социальных приоритетов. Последнее особенно важно, поскольку, по сути, впервые в столице был поставлен вопрос о преодолении информационного неравенства.

Городская целевая программа «Электронная Москва» (2003 г.) по существу является планом действий по реализации идей, заложенных в Концепции. Приоритетная задача Москвы в рамках развития информационного общества – стать центром информационной индустрии не только в Российской Федерации, но и в разрезе мирового разделения труда. Столица должна стать городом, где экономический фундамент основывается на знаниях, а экономический рост и создание рабочих мест определяются инновационной активностью.

Анализируя эти два базовых документа, определяющих общую направленность формирования информационного пространства Москвы, отметим их преемственность, концептуальную проработанность, проективный характер, корректное соотношение теоретических рассуждений и конкретных действий, обоснованность, гуманитарную направленность стремление минимизировать риски городской информатизации. Это позволит сделать информационно-коммуникационную инфраструктуру города доступной для всех без исключения москвичей. В документах четко обрисован символический треугольник власть – бизнес – общество, который структурирует информационное пространство мегаполиса. В результате реализации заложенных в документах принципов можно ожидать повышения качества жизни горожан за счет широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь.

1. Важнейшим шагом на пути построения информационного общества в Российской Федерации является развитие единого информационного пространства России. Информационно-коммуникационная инфраструктура, наполненная соответствующим содержанием, станет тем каркасом, который позволит нашей стране без боязни встретить вызовы нового времени и смело шагнуть в информационное будущее. Это непростая задача, и решить ее возможно только совместными усилиями государственных структур и общественных организаций, федерального Центра и регионов. В свою очередь, единое информационное пространство, будучи созданным, становится существенным фактором укрепления российского федеративного государства.

2. Информационное пространство тем мощнее и эффективнее, чем дееспособнее каждая из его составляющих. Каждый участник информационного пространства получает возможность пользоваться всеми ресурсами, всеми преимуществами, предоставляемыми этим пространством. Получается, что чем сильнее будет каждый субъект Федерации, чем выше будет в нем уровень развития информационных технологий, тем эффективнее и мощнее будут становиться и единое российское информационное пространство в целом и все остальные субъекты Федерации в частности.

3. Информационная политика Москвы во многом обусловлена ее статусом в едином информационном пространстве и необходимостью укрепления позиций федерального центра во взаимоотношениях с региональными властями. Москва выступает как центр информационной деятельности, как информационный город с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей фундамент экономики, основанной на знаниях. Массовое и эффективное использование информационно-коммуникационных технологий во всех областях экономической, социальной и культурной жизни позволяет идентифицировать Москву как геополитическую сердцевину конкурентоспособной информационной индустрии, открывающей доступ к социально-значимой информации и базовым информационно-телекоммуникационным услугам для всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения.

4. В основных программных документах столицы – в Концепции движения Москвы в информационное общество (2001) и в Программе «Электронная Москва» (2003) – определяются концептуальная база, политические импликации и нормативно-правовые основания информационной политики Москвы. В документах прописывается миссия Москвы и раскрываются ее содержательные компоненты в терминах технологических, экономических, производственных и социальных приоритетов. По сравнению с аналогичными документами федерального уровня здесь впервые ставится вопрос об информационном неравенстве и намечается стратегия его преодоления.

5. В столице сосредоточены основные национальные информационные ресурсы. Однако для существующих систем (федеральных, городских и местного самоуправления) характерен низкий уровень интеграции информационных ресурсов, неоправданное дублирование ввода однотипных данных в различных подсистемах, не допускающих автоматического обмена между ними, отсутствие общегородского комплекса стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих подсистем в рамках общегородской информационной системы. Соответственно, особую актуальность приобретает интеграция информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами. Решить эту проблему призвана среда электронного взаимодействия – комплекс информационных и программно-технических средств, организационных мероприятий и документов.

Другим важнейшим направлением территориальной информатизации является разработка информационных систем собственно для аппарата префектур и районных управ. При этом необходимо поддерживать и развивать большую, по сравнению с отраслевыми системами, направленность территориальных информационных систем на удовлетворение информационных потребностей населения, предоставление гражданам свободного доступа через интернет к открытой информации.

6. Москва занимает лидирующие положение в сфере производства и распространения массовой информации, прежде всего, по отношению к электронным СМИ – телевидению и радио. Сосредоточение в городе основных всероссийских средств массовой информации (прежде всего, телевидения) выгодно Москве, так как обеспечивает ей выполнение функций идеологической и политической метрополии, формирует важный сектор экономики города, создает рабочие места для высококвалифицированных кадров. Тем не менее, в последнее время фиксируется постепенное снижение центральных функций Москвы в сфере СМИ, тенденция к регионализации и увеличение социальной значимости информации местного значения, что позволяет говорить о политике гибкой централизации в сфере средств массовой коммуникации.

7. Политика в области СМИ в метрополисе должна предусматривать широкий пласт институциализации, в том числе и обеспечение мер социального контроля. Политически оправданной задачей становится постоянный мониторинг эффективности СМИ и их воздействия на аудиторию. Изучению того, насколько соответствует исполнение функций различными СМИ тем гуманитарным или политическим целям, которые в явном или неявном виде ставят перед ними общество, государство, владельцы или редакторы, посвящены разнообразные исследования СМИ. Выбор методов исследования диктуется конкретной задачей, требованиями заказчика и традициями исследовательской компании. Необходимость унификации и высокий уровень требований к измерениям аудитории СМИ обусловлены тем, что результатами измерений аудитории пользуются не только сами СМИ, но все остальные участники рекламного рынка – рекламодатели, рекламные агентства, медиа-байеры и медиа-селлеры. Таким образом, возникает объективная необходимость существования на рекламном рынке единой, признанной всеми его участниками «медиа валюты» в виде рейтингов и других связанных с ними оценок аудитории СМИ.

8. Инфокоммуникационная структура Москвы способствует формированию единого информационного пространства в городе и создает широкие возможности для российских и иностранных гостей в оперативном получении необходимой информации. Реклама играет беспрецедентную роль в формировании хабитуализированных практик и поведенческих аттитюдов. Используя визуальные и вербальные средства, действуя зачастую в обход человеческого сознания, реклама становится мощным медиатором инфокоммуникационной структуры, своеобразным социальным цементом. Наружная реклама используется в бизнес-целях и для решения задач социально-информационной поддержки населения. Значительно реже она рассматривается как средство создания неповторимого городского имиджа, ресурс идентичности и оплот социальной интеграции.

9. В Москве существуют огромные возможности использования средств наружной рекламы не только для формирования и развития информационного пространства, но и для предотвращения специфических инфорисков, что требует разработки особой стратеги в области наружной рекламы. Наружная реклама выступает своеобразным средством визуального контроля. Визуальный контроль – это социальный продукт, определяемый социальными значениями. Внешняя среда, ее визуальная картина активизируют интернализированные социальные коды, и они, в свою очередь, направляют восприятие и поведение человека.

10. Использование наружной рекламы в качестве переходного средства к широкому использованию информационно-коммуникативных технологий поможет решить проблемы организации информационного пространства Москвы. Она может послужить базой преодоления информационного неравенства, обеспечив доступные пути вовлечения населения в процессы городского развития, выступая как трибуна социального согласия и движения к информационному обществу.

Активный гражданин!


Сейчас читают про: