Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель - формирование личности.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к ученику прямая связь, от ученика к учителю - обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях. Чем больше информации от учеников, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Свойства и особенности: диалектически противоречиво (процесс который есть и который должен быть), самоуправление, длительность, непрерывность, двусторонний характер воспитания, комплексность, вариативность, носит исторический характер, возникла вместе с возникновением общества, осуществляется через лиц, спец.подготовки., целенаправленно, планомерно, целостный, результаты не сразу виден, скачкообразный характер, направленный на будущее воспитанника.
Можно выделить две парадигмы воспитания - авторитарное (Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью. Угрозы, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности) и гуманистическое по типу взаимоотношений, по целям, средствам, условиях и результатах.
|
|
Выханне бывает: нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, самовоспитание.
Закономерности воспитания устойчивые, повторяющиеся связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Закономерности воспитательного процесса:
- Чем содержательнее построена и организована разнообразная деятельность учащихся, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе;
- Формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания развивается ее интеллектуальная и эмоционально - волевая активность;
- Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем будет выше и его результат.
Когда в науке достаточно хорошо теоретически разработаны закономерности. То они становятся принципами практического деятельности.
Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, организации воспитательного процесса.
принципы:
- Включение личности в разнообразные виды деятельности (творческую, общественную)
- Стимулирование в процессе деятельности, направление на перспективу роста
- Связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественным и трудовым жизнью людей; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношений);
|
|
- Опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические), решаются задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания);
- Гуманизация воспитания (гуманные отношения к личности воспитанника, уважение его прав, отказ от наказаний в сочетании с высокой требовательностью);
- Личный подход (учет индивидуальных характеристик и возможностей воспитанников);
- Осуществление воспитание в коллективе и через него
- Единство воспитательных воздействий (координация сил школы, семьи и общественности в воспитании школьника).