Как уже было сказано, основополагающее значение для деятельности международных конференций имеют их регламенты, которые содержат процедурные правила, регулирующие порядок их работы. Каждая конференция имеет собственные процедурные правила, которые принимаются согласованным решением ее участников. Вместе с тем, в качестве обычной практики в международных отношениях закрепились неписаные правила и нормы, соблюдаемые при проведении любой международной конференции.
В частности, при формировании состава делегаций отдельных государств должен соблюдаться принцип паритета (соответствия), в силу которого все делегации должны возглавляться должностными лицами примерно одного уровня и с равным объемом полномочий. Несоблюдение этого правила не только является нарушением обычной международной вежливости, но и зачастую препятствует достижению целей конференции.
Что касается полномочий делегатов конференции, то они должны быть документально подтверждены и представлены оргкомитету конференции или специально созданному органу по проверке полномочий. Полномочия должны, во-первых, подтверждать право данного лица (лиц) представлять свое государство на конференции, а во-вторых, определять круг совершаемых данным лицом действий, влекущих правовые последствия для его государства. Согласно обычаю, объем полномочий должен соответствовать целям конференции. Отсутствие документально подтвержденных полномочий лишает все действия соответствующей делегации юридического значения как для самой конференции, так и для представляемого ей государства.
На уровне международного обычая сложилась также практика предоставления членам делегаций на международных конференциях определенных иммунитетов, гарантирующих свободное выполнение делегациями своих функций.
Сами регламенты международных конференций непосредственно включают в себя процедурные правила, касающиеся:
1)порядка утверждения повестки дня конференции;
2)порядка избрания (формирования) руководящих и вспомогательных органов конференции и их полномочий;
3)статуса и функций секретариата конференции;
4)организационно-правовых форм работы конференции;
5)порядка принятия решений;
6)официальных и рабочих языков конференции;
7)статуса участников, наблюдателей и иных приглашенных лиц;
8)порядка изменения и дополнения процедурных правил.
Повестка дня - важнейший документ, определяющий круг обсуждаемых на конференции вопросов и устанавливающий рамки ее компетенции. Итоговые решения конференции могут касаться только тех вопросов, которые нашли отражение в повестке дня. В большинстве случаев проект повестки дня конференции сообщается участникам заранее и обсуждается сразу после ее открытия. Объем и содержание повестки дня напрямую зависят от целей конференции, поэтому формулировка вопросов повестки должна этим целям соответствовать. Тонкости формулировки того или иного вопроса могут резко менять ход работы конференции, поэтому на всех представительных форумах (особенно когда между интересами участников есть существенные противоречия) относительно повестки дня разгораются серьезные дискуссии. Вопросы повестки дня должны быть сформулированы таким образом, чтобы не предрешать итоговых актов конференции.
Работой конференции руководят избираемые ее участниками лица и коллегиальные органы: председатель (президент) конференции, его заместители, президиум (бюро) конференции, главы комитетов и их заместители и т.д. Кроме того, в зависимости от формы работы конференции может возникнуть необходимость в формировании вспомогательных органов (комитет по проверке полномочий, тематические комитеты и секции, редакционный комитет, счетная комиссия, различные рабочие группы). Если конференция организована международной организацией, председателем часто избирается должностное лицо этой организации. При проведении универсальных конференций формирование руководящих органов может происходить с учетом целого ряда критериев и принципов: справедливого географического представительства, представительства особых интересов, равного представительства государств с несовпадающими интересами и т.д. Полномочия руководящих лиц и органов конференции всегда носят исключительно организационно-распорядительный характер и связаны с ведением заседаний, порядком обсуждения вопросов, очередностью выступлений и т.п. Разумеется, категорически запрещено использовать данные полномочия в ущерб целям конференции или нарушая принцип равенства прав и обязанностей ее участников. Полномочия и порядок избрания руководителей вспомогательных органов конференции могут устанавливаться этими органами самостоятельно.
Секретариат конференции обеспечивает организационную сторону работы конференции. На нем, в частности, лежат обязанности по распространению среди участников материалов конференции, перевод выступлений, ведение и опубликование протоколов заседаний, информирование участников о порядке работы конференции, консультации по процедурным вопросам и т.д. Как правило, секретариат конференции формируется приглашающей стороной (государством или международной организацией) из числа своих граждан (персонала).
Организационно-правовые формы работы конференции - это порядок ее деятельности по непосредственному обсуждению вопросов, включенных в повестку дня. Так, конференция может обсуждать данные вопросы исключительно на своих пленарных заседаниях с участием всех делегаций. Если же круг обсуждаемых вопросов слишком широк, основное обсуждение может быть перенесено в комитеты (секции), которые по результатам своей работы предлагают конференции варианты итоговых решений. Сам процесс обсуждения может включать в себя основной доклад (тогда конференция должна утвердить основного докладчика), содоклады, а также короткие выступления (реплики) или прения участников. Возможно проведение обсуждения путем предоставления слова всем участникам конференции или только тем, кто пожелал выступить. Наконец, известны случаи проведения конференций в форме "круглого стола", когда доклады и прения идут параллельно. Процедурными правилами устанавливается очередность выступающих или порядок ее определения, а также максимальная продолжительность одного выступления. Регламент конференции содержит положения о кворуме, необходимом для работы конференции и ее вспомогательных органов и принятия ими решений. Наконец, процедурные правила в данной части предусматривают форму внесения участниками конференции своих замечаний и предложений (устная или письменная).
Основной частью процедурных правил являются нормы, устанавливающие порядок принятия промежуточных и итоговых решений конференции. В большинстве случаев решения на международных конференциях принимаются путем голосования, которое, в свою очередь, может быть открытым, закрытым и поименным. Решения принимаются большинством голосов от зарегистрированных или принимающих участие в голосовании делегаций: простым - по процедурным вопросам, квалифицированным - при принятии итоговых решений. Если интересы участников международной конференции полностью совпадают, итоговые решения могут приниматься без голосования, посредством аккламации (аплодисментов и других форм одобрения). Если, напротив, между интересами участников возникли существенные противоречия, на конференции может использоваться так называемый "пакетный" метод принятия решений, который предполагает взаимные уступки участников. Эти уступки сводятся в единый "пакет", и включаются в текст итогового решения. Метод всеобъемлющего пакета интересов был применен, в частности, при выработке Конференцией ООН по морскому праву Конвенции ООН по морскому прав 1982 года. Другой способ принятия решений на международных конференциях - метод консенсуса, при котором решение считается принятым при отсутствии официальных возражений участников. С одной стороны, данный метод позволяет любому участнику заблокировать соответствующий вариант решения. С другой стороны, как показывает практика, принятые методом консенсуса решения конференций впоследствии лучше выполняются государствами. При принятии решений на международных конференциях каждая делегация, независимо от количества ее членов, имеет только один голос. Правом участвовать в голосовании и подписывать итоговые решения конференции обладают лишь те делегации, полномочия которых надлежащим образом удостоверены.
Процедурные правила содержат также положения об официальных и рабочих языках конференции. О том, какие языки признаны официальными и рабочими, организаторы конференции должны заранее известить ее участников. На официальных языках публикуются все официальные решения конференции, делаются доклады в главных органах, ведутся протоколы и издаются другие документы, имеющие отношение к ее работе. Рабочие языки используются для выступлений участников, прений и протоколирования заседаний. В ряде случаев, для удобства участников конференции и экономии средств, количество рабочих языков конференции уменьшают. Тогда все выступления на конференции произносятся на 1-3 языках, а итоговые и официальные документы публикуются на 5-6 языках.
Как показывает практика, процедурные правила конференций направлены на решение двух основных задач: максимально полного и объективного обсуждения вопросов повестки и рациональной организации проводимых в рамках конференции мероприятий.