Этапы процесса трудоустройства

Трудоустройство можно определить как деятельность, направленную на поиск и устройство на работу и обусловленную внутренними факторами личности (мотивацией, карьерными устремлениями, способностями, профессиональной готовностью к работе) и внешними факторами (правилами жизни в обществе, социальными потребностями, требованиями работодателей, воздействием референтного лица).

Укрупненно процесс трудоустройства можно разбить на следующие этапы:

1) анализ собственных возможностей и рынка труда;

2) выбор инструментов поиска работы и посредников на рынке труда;

3) разработка стратегии трудоустройства;

4) заключение контракта;

5) адаптация на новом рабочем месте и планирование карьеры.

В данной лекции будут рассмотрены первые два этапа трудоустройства.

Подготовка к успешным действиям на рынке труда человека, впервые устраивающегося на работу, включает в себя следующие элементы:

1.Необходимо иметь достаточно четкое и адекватное представление о себе самом, своих возможностях и способностях, а также об ожиданиях относительно будущей работы. Эти ожидания распространяются как на содержание труда, так и на уровень заработной платы, а также возможностей удовлетворения иных потребностей молодого человека.

2. Знание рынка труда, как в регионе своего проживания, так и, возможно, в других регионах. Так, многие молодые люди, затрудняющиеся в нахождении устраивающей их работы в родном городе, уезжают в другие города (чаще – столицы), и оказываются очень успешными и востребованными там. Или, наоборот, уезжают в сельскую местность и находят там гораздо лучшие социальные условия (жилье, природа, заработная плата и т.д.).

3. Подготовка документов, необходимых для успешного трудоустройства: документы, удостоверяющие личность; об образовании, резюме, портфолио успехов и достижений, медицинские справки (при необходимости), рекомендации и т.д.

4. Подготовка (готовность) к разного рода оценочным процедурам, применяемым в различных организациях: собеседованиям, тестированию, деловым играм и т.д.

5.Готовность к первой встрече с работодателем.

Большинство людей, умеющих затруднения в трудоустройстве, являются таковыми потому, что неспособны поставить перед собой цели поиска работы. Это чаще всего связано с заниженной самооценкой, с неуверенностью в себе. Преодоление этой защиты требует от психолога больших усилий, так как любая попытка адекватно оценить запросы клиента наталкивается на его агрессивное сопротивление.

Таким образом, на первом этапе происходит сопоставление собственных возможностей с требованиями рынка труда. При этом при преобладающей ориентации на внешние блага индивид сначала анализирует рынок труда, а затем осуществляет выбор профессии, а при устойчивой мотивации самовыражения ориентируется вначале на себя, а затем ищет место для реализации своего призвания.

Основные формы анализа рынка труда:

1.Обращение к специалистам службы занятости. При поиске работы рекомендуется прежде всего обратиться в службу занятости, встать на учет – это поможет решить многие организационные проблемы с трудоустройством, в случае необходимости – получить возможность переобучения, поучаствовать в работе различных групп, обеспечивающих подготовку к трудоустройству. Но при этом надо понимать, что обычно в службе занятости имеется информация о малоквалифицированных, непрестижных видах труда.

2. Анализ объявлений в периодической печати, в телевизионных передачах. Здесь можно получить достаточно подробную информацию об имеющихся вакансиях. Обычно в таких источниках находится информация о потребности в массовых профессиях, наиболее востребованных в регионе. Правда, часто оказывается, что информация устаревает, и при обращении по указанному адресу обнаруживается, что рабочее место уже занято.

3. Опрос знакомых, уже работающих, взрослых и сверстников. На самом деле оказывается, что у нас в стране и за рубежом большинство людей устраивается на работу «по знакомству».

4. Личное обращение в различные учреждения, организации, предприятия, на которых могут существовать профессии, интересующие молодого человека. Надо понимать, что многие учреждения – школы, социальные учреждения и т.д. обычно не дают информацию об имеющихся вакансиях, предпочитая поиск персонала среди знакомых, или перераспределение нагрузки внутри фирмы. Если же вы сможете понравиться руководителю (работодателю), он может принять решение в вашу пользу.

В целом, можно сказать, что анализ рынка труда и выбор посредников на рынке труда – процессы, зачастую совпадающие во времени. Так как именно посредники на рынке труда предоставляют нам необходимую для трудоустройства информацию о работодателях, наличии вакансий, требованиях к соискателям.

Однако, часто бывает так, что сбор информации о рынке труда осуществляет опосредованно: через родителей, друзей, публикации в популярных (непрофессиональных) журналах – так соискатель зачастую вооружается достаточно убедительной, но не всегда правильной информацией. Поэтому лучше, когда анализ рынка труда осуществляется разными путями, а получаемая информация сопоставляется и анализируется соискателем.

Возможности производственной практики также важны для соискателя, который получает профессиональное образование в очной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: