Понятие информационного продукта и информационной услуги

Правовое регулирование информационного обеспечения субъектов информационной деятельности (далее - ИД) представлено общими нормами гражданского и хозяйственного права и специальными нормативными актами - законами "Об информации", "О защите информации в автоматизированных системах", " О государственной тайне", регулирующими отдельные аспекты ИД (защиту государственной тайны, порядок лицензирования и сертификации, защиту информации в автоматизированных системах, доступ к информации, защиту авторских прав, деятельность средств массовой информации и т.д.).

Объектом правоотношений в информационной сфере выступает не сама информация, а информационный продукт и информационная услуга. Для их правовой охраны могут применяться нормы вещного права (книга, архив, библиотека), нормы авторского права (базы данных, литературные произведения). Они также могут охраняться путем установления условий, при соблюдении которых гарантируется защита гражданско-правовыми способами (например, служебная и коммерческая тайны). Эти условия включают, прежде всего, установление режима ограниченного доступа к конкретным видам информации.

Особый интерес и практическую значимость с правовых позиций представляет разграничение понятий информационного продукта и информационной услуги. Разграничение данных понятий возможно при использовании в качестве отличительного признака - признака результата или направленности результата.

Информационный продукт представляет собой овеществленный (материализованный) результат, который впоследствии может быть вовлечен в имущественный оборот, будучи предметом товарообменных сделок. Г.Поппель и Б.Голдстайп в качестве информационных продуктов рассматривают программные средства, базы данных и службы экспертного обеспечения.

Информационный продукт - это информация, подготовленная к использованию в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная для удовлетворения их потребностей. Заказчик информационного продукта предъявляет к информационному продукту определенные требования, которые впоследствии должны обеспечить ему конкретный полезный эффект.

Под информационной продукцией понимается материализованный результат информационной деятельности, предназначенный для удовлетворения информационных нужд граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Для создания информационного


продукта используются информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем).

Характерной особенностью процесса создания информационного продукта является наличие прав на определенные сферы действия. Ряд ученых - В.А.Дозорцев Е.Волчинская считают, что информация - объект только исключительных прав, другие: - В.А.Копылов, И.Л.Бачило, - допускают возможность признания документированной информации в качестве объекта вещных прав.

Информационная услуга - это осуществление в определенной законом форме информационной деятельности по доведению информационной продукции до потребителей с целью удовлетворения их информационных нужд. По мнению Е.Д.Шешенина, услуге как предмету правоотношений присущи следующие признаки: а)услуга - это деятельность лица, оказывающего услугу не в качестве вещи, а в качестве деятельности; б) оказание услуги не создает вещественного результата, поскольку услуга не оставляет осязательных результатов; в)полезный эффект услуги деятельности потребляется в процессе предоставления услуги, а потребительная стоимость услуги исчезает.

Е.В.Измайлова выделяет следующие характерные признаки нематериальных, в том числе информационных услуг как предмета обязательства: услуга - это деятельность физического или юридического лица, которая не находит воплощения в материальном результате, она потребляется в момент ее оказания и услугодатель не гарантирует достижение полезного эффекта от оказания услуги.

Информационные услуги могут быть представлены различного рода публикациями, осуществляемыми как традиционными методами, так и в электронном формате, пакетами прикладных программ, результатами компьютерной обработки данных и другими видами профессиональных услуг, к числу которых относятся аудиторские, юридические и рекламные услуги. В практике бизнеса заключаются договоры на оказание информационных услуг в сфере маркетинга для оценки и прогнозирования рынков сбыта продукции, для изучения и анализа динамики цен, условий реализации продукции др.

Хозяйственные операции, связанные с "продажей" информации могут осуществляться в форме оказания информационных услуг или реализации информационной продукции - передачи исключительных прав на использование базы данных. Различия в результате деятельности позволяют разграничить договоры на создание информационного продукта и договоры на оказание информационных услуг. Основу разграничения составляет то обстоятельство, что обязательства по выполнению работ и оказанию услуг имеют различный характер. В первом случае эти обязательст-


ва носят материальный характер, во втором - нематериальный, что обусловливает различия в их правовом регулировании. Материальные услуги получают свое объективированное выражение в определенном вещественном результате - товаре или информационном продукте, отделимом от исполнителя и вовлекаемом в имущественный оборот. Когда же деятельность исполнителя не создает овеществленного результата, отношения сторон регулируются договором на оказание услуг.

Договорные отношения в информационной сфере регулируются Гражданским Кодексом. Гражданский кодекс Украины определяет систему гражданских правоотношений в сфере информационных отношений. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, осуществляющие ИД, свободны в выборе поставщиков информационного продукта и информационных услуг, форм отношений с ними, методов и видов информирования, а также номенклатуры информационной продукции и услуг, кроме случаев, когда собственники этих предприятий, учреждений и организаций устанавливают определенные требования относительно номенклатуры продукции, сферы информационного обслуживания и т.д. Они имеют право производить любые действия относительно реализации своей продукции, не противоречащие действующему законодательству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: