Создание образовательной среды, адекватной TQM

Лекция 6. Обучение персонала в целях обеспечения качества

Примеры развития передовых промышленно развитых стран показывают: решение проблем качества, становясь национальной идеей, требует создания адекватной образовательной среды как в обществе в целом, так и в рамках конкретных организаций (пред­приятий), нацеленной на массовое обучение и профессиональную подготовку буквально всех слоев общества (от рядового потреби­теля до руководителей государства), всех работников организа­ции, ориентированной на качество.

Во всем мире резко увеличился спрос на профессионалов в области управления качеством в произ­водстве, развитие подготовки которых осуществляется по двум направлениям:

1) подготовка менеджеров по качеству в ходе получения специ­ального профессионального образования;

2) создание системы непрерывного обучения работников всех ка­тегорий, от которых зависит обеспечение и улучшение качест­ва продукции и услуг.

Актуальность рассматриваемых вопросов для России обостря­ется вследствие положения дел в области кадрового потенциала управления качеством:

• отсутствие нацеленности общества, экономики и большинства предприятий на всеобщее управление качеством;

• недостаточное количество специалистов в области менеджмен­та качества;

• относительно низкий качественный уровень ра­ботников российских предприятий;

• отсутствие адекватной кадровой и организационной политики у большинства предприятий;

• относительная жесткость и низкая восприимчивость россий­ского рынка рабочей силы и рынка образовательных услуг;

• слабая связь системы профессионального образования с практикой;

• низкая роль рядового персонала в обеспечении и улучшении качества.

Недопустимо трактовать образование в области качества как некоторое приложение к образовательному процессу. Неверно искать решение проблем качества только в технологическо-производственной сфере. Эти проблемы являются основой социально-экономической политики, лежат в основе стратегии бизнеса и развития экономики страны.

Поэтому следует сформулировать основные требования к оказанию образовательных услуг в России в области качества:

1. Структурное и количественное соответствие запросам потребителей рынка специалистов в области качества в настоящее время и в перспективе;

2. Опережающее формирование требований потребителя и рынка

в компетентности специалистов по качеству;

3. Соответствие российским государственным образовательным

стандартам;

4. Гармонизация с требованиями ЕОК (Европейской организации качества — EOQ) и обеспечение взаимного признания;

5. Непрерывность, сочетание базового и дополнительного про­фессионального образования, внефирменного и внутрифирменного образования;

6. Модульность;

7. Использование современных методов обучения, направленных на активизацию учебного процесса;

8. Формирование не только знаний и отдельных навыков, но и определенного набора умений, а также способности к самообу-чению, самосовершенствованию.

В настоящее время по специальности «Управление качеством» ведется подготовка специалистов более чем в 90 европейских университетах и Бизнес—школах в 28 европейских странах. В странах Европейского Союза существует Единая согласованная система Европейской организации качества для подготовки, регистрации и сертификации специалистов в области качества. Главная цель ЕОК — стремление к эффективному улучшению положения в области качества и объединению организаций, входящих в нее. Комитет по образованию и подготовке ЕОК разработал квалификационные требования к специалистам, работающим в области качества, и соответствующие требования к уровню их подготовки, содержанию экзаменов, проводимых соответствующим органом регистрации / сертификации.

Госстандарт России утвердил и зарегистрировал «Систему сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством» Академии проблем качества (Система «Качество»). Главная цель этой системы — повышение качества образования и содействия в развитии единой образовательной программы в подготовке и переподготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством. В рамках системы существует система аттестации персонала. Система полностью отвечает требованиям Единой согласованной системы ЕОК для регистрации / сертификации специалистов в области качества.

В 1998 г. Министерство образования России открыло новую специальность 340100 «Управление качеством» с присвоением квалификации «инженер-менеджер». Образовательная программа по этой специальности включает маркетинг, менеджмент, управле­ние персоналом, управление процессами, хозяйственное право, экономическая теория и др. Кроме того, ему необходимы и инже­нерные знания, такие как метрология, стандартизация и сертифика­ция, методы и средства измерений, испытаний и контроля, квалиметрия, информационные технологии в управлении качеством. Специалист в области управления качест­вом должен обладать глубокими знаниями в области экономичес­ких, управленческих, инженерных и информационных дисциплин. Специальность, т.о., является системной.

Учебно-методическим советом по специ­альности «Управление качеством» были разработаны но­вые государственные образовательные стандарты, определяю­щие требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям с рабочими названиями «Управ­ление качеством окружающей среды», «Информационно-интегри­рованные системы управления качеством», «Менеджмент качест­ва инноваций» и направление «Менеджмент качества» (второй уровень профессионального образования), а также образователь­ный стандарт по подготовке бакалавра в области качества и магис­терские программы по областям и сферам деятельности с квалифи­кацией «менеджер систем качества».

Подготовка специалистов в области управления качеством в системе базового профессионального образования (БПО), безус­ловно, приносит большую пользу предприятиям, берущим выпуск­ников вузов на работу. Однако при всей полезности такого обуче­ния оно тем не менее не лишено определенных недостатков.

Главный недостаток — некоторая усредненностъ знаний, по­лучаемых в области управления качеством студентами. Можно утверждать, что даются лишь основы управления качеством, основные приемы и методы организации работ, наиболее часто используемые для улучшения качества, предотвращения возникнове­ния дефектов и оценки правильности выполнения технологических процессов.

Однако каждое предприятие имеет свои особенности, отли­чия и специфику работы, в результате которых знания, полученные в университете, должны быть трансформированы под кон­кретные условия. С другой стороны, в процесс управления качест­вом на предприятии вовлекается весь персонал от президента до рабочего. К тому же, как известно, полученные в вузе знания быст­ро устаревают и требуют периодического обновления. Все это требует создания и развития системы непрерывного образования в области качества, включающей как внефирменное дополнитель­ное профессиональное образование (ДПО), так и внутрифирмен­ное обучение персонала.

В рамках дополнительного образования можно получить после­вузовскую подготовку «менеджер систем качества» или «инженер в области качества» — в зависимости от предшествующего обра­зования, что соответствует второму диплому российского образо­вания или диплому о смене профессиональной деятельности.

Важное значение в формировании многоуровневой системы непрерывного образования в области качества имело открытие в Москве Европейского центра по качеству (ЕЦК), главной целью которого является подготовка преподавателей для чтения специ­альных дисциплин (курсов) в области качества и адаптация их для условий России. К началу 2002 г. ЕЦК провел обучение более 65 вузовских преподавателей из 15 регионов России, 30 из которых успешно сдали экзамены в Институте обеспечения качества Вели­кобритании (IQA).

В соответствии с принятой ЕОК концепцией обучения специа­листов в области качества ЕЦК разработан Квалификационный перечень специальностей в области качества, который включает девять категорий персонала по качеству.

Специалист в области качества — это специалист, ответ­ственный за разработку и применение элементов системы качества в структурных подразделениях предприятия, учреждения, компа­нии, организации (в дальнейшем — организации).

Менеджер систем качества — это специалист, ответственный за разработку и применение систем качества в пределах всей орга­низации.

Аудитор по качеству — это специалист, который подготовлен и аттестован для проведения внешних аудитов (аудитов третьей стороны).

Эксперт качества (Асессор TQM по ЕОК) — это специалист, который подготовлен и аттестован для проведения самооценок систем качества собственной организации (внутренних оценок) и / или для проведения оценок систем качества внешних организаций. Он может быть включен в состав комиссии по присуждению нацио­нальных премий за качество. Эксперт качества обязан знать основные отечественные и европейские модели систем качества.

Профессионал в области качества (Руководитель TQMno ЕОК) — это специалист высшей квалификации в области качества. Он подго­товлен для профессионального управления и обучения в области качества. Он способен квалифицированно и аргументированно вес­ти консультации руководства и персонала организации при прове­дении изменений в политике качества. Он должен знать все основ­ные отечественные и европейские модели менеджмента качества (TQM, «ExcellenceModel» идр).

Менеджер систем защиты окружающей среды (Руководи­тель EMS по ЕОК) — специалист, который отвечает за создание, применение и дальнейшее развитие Систем управления защитой окружающей среды.

Аудитор по защите окружающей среды — специалист, кото­рый подготовлен для проведения аудитов по защите окружающей среды (аудитов второй и третьей стороны).

Менеджер систем охраны здоровья и безопасности EOQ (Руководитель HSMS по ЕОК) — специалист, который отвечает за создание и применение Системы охраны здоровья и безопас­ности.

Аудитор охраны здоровья и безопасности — специалист, кото­рый подготовлен и квалифицирован для проведения аудитов сис­тем охраны здоровья и безопасности (аудитов второй и третьей стороны).

В зависимости от получаемой квалификации по качеству специалист должен иметь определенный уровень образования, опыт и про­должительность работы, а претендуя на звание аудитора, — иметь склонность к этой работе и обладать определенными навыками и чертами характера.

Начиная с 2002 г. в Системе «Качество» организуется подготовка специалистов в области качества по ряду категорий специ­альностей Квалификационного перечня.

Сравнение систем базового профессионального образования (БПО) и ДПО (см. табл. 8.1) показывает, что эффективность повы­шения квалификации специалистов не может быть достигнута за счет использования традиционных методов и приемов, применяе­мых в системе БПО и предназначенных для условий группового обучения слушателей среднестатистического уровня и среднеста­тистических запросов.

Основами эффективности в системе ДПО являются индивидуа­лизация и активизация обучения.

Одной из главных методических предпосылок индивидуализа­ции обучения оказывается структурирование элементов образова­тельных программ за счет разработки систем учебно-методических модулей, каждый из которых содержит исчерпывающую познава­тельную информацию по конкретной теме или разделу образова­тельной программы, зафиксированную на бумажных, аудио-, видео- или магнитных носителях. Модульные картотеки по специализаци­ям позволяют каждому обучаемому сформировать индивидуаль­ную программу.

Широко апробированными формами активизации познаватель­ной деятельности обучаемых, позволяющими в процессе обуче­ния моделировать и решать задачи, возникающие в условиях ре­ального производства, являются такие виды занятий, как деловые игры, разбор производственных ситуаций, обмен передовым опы­том, круглые столы, мозговые штурмы и др.

Эти формы требуют от преподавателей предварительной углуб­ленной методической работы. Результативность повышения ква­лификации специалистов на 70-75% зависит от уровня методи­ческого обеспечения учебных занятий и лишь на 25—30% от уровня профессиональной квалификации преподавателей.

Особое место в системе ДПО должно отводиться дистанцион­ному обучению вследствие наличия таких преимуществ по отно­шению к визуально и аудио контактным методам взаимодействия преподавателей с обучаемыми, как:

• свобода выбора времени обучения;

• отсутствие материальных затрат на командирование обучае­мых или обучающих к месту обучения;

• отсутствие необходимости отрыва обучаемых специалистов от работы;

• возможность изучения виртуальных моделей объектов, входя­щих в образовательную программу;

• возможность многократной воспроизводимости обучающих средств;

• комфортность индивидуальных (в т.ч. домашних) условий обу­чения;

• отсутствие стрессовых или напряженных ситуаций в процессе обучения, связанных с несложившимися взаимоотношениями преподавателя с обучаемым, и др.

Вместе с тем, априорными требованиями, предопределяющи­ми целесообразность дистанционного обучения, являются:

• наличие у обучаемого навыков самостоятельной учебной работы;

• наличие у обучаемого современных средств информационных технологий;

• наличие на базе обучения качественного, «транспортируемо­го», апробированного комплекта методических, информацион­ных, нормативных, иллюстративных материалов, охватываю­щих полный объем образовательной программы.

Одним из образцов умелого, гибкого сочетания различных про­грамм, форм и методов образования и развития персонала в обла­сти качества может служить схема, принятая на строительном предприятии «Маэда Кэнсэцу Когё» (Maeda Kencesu Kogio, Япо­ния). Процесс обучения охватывает как внутрифир­менные методы, в частности индивидуальное обучение на рабо­чем месте или самостоятельное обучение, так и внефирменное обучение — в вузах, научно-исследовательских институтах, на до­полнительных курсах и т.д. Кроме индивидуального, проводится и коллективное обучение на организуемых семинарах, курсах повы­шения квалификации, практикумах для различных категорий ра­ботников. Часть этих семинаров проводится при поддержке Японского общества ученых и инженеров (JUSE)..

JUSE — некоммерческая организация, созданная после Второй мировой войны для изучения областей науки и технологии, в которых Япония отстала от других стран, и введения усовершенство­ваний через изучение иностранных технологий.

В настоящее время курсы, организуемые JUSE, охватывают всю территорию Японии. В крупнейших городах Японии — Токио, Оса­ка, Нагоя, Саппоро, Сэндай, Хиросима, Такамацу, Фукуока и др. — ежегодно открываются более 270 курсов. Обучение в них получают более 17 000 чел. в год. Перечень курсов показывает, что наряду с ознакомительными семинарами и вводными курсами для различных категорий работников проводятся и специализиро­ванные семинары по конкретным проблемам управления качеством. Заметное внимание оказывается кружкам качества. Главное направ­ление при этом — обучение руководителей и организаторов круж­ков качества, а также поддержка и развертывание движения за со­здание кружков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: