Ценовая и неценовая конкуренция. При определении спроса осуществляется оценка кривых спроса

При определении спроса осуществляется оценка кривых спроса. Различают ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции продавец двигается по кривой спроса, повышая или понижая цену.

При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Закон спроса определяет, что потребители приобретают больше товаров по низкой цене, чем по высокой. Ценовая эластичность спроса – это чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают. Ценовая эластичность определяется отношением изменения величины спроса (в %) к изменению цен (в %). Эластичный спрос имеет место в тех случаях, если величина ценовой эластичности имеет значение больше 1: небольшие изменения в цене приводят к резкому росту объема производства. При неэластичном спросе показатель ценовой эластичности меньше 1: ценовые изменения незначительно влияют на объем спроса. При унитарном спросе изменения в ценах компенсируются изменениями в размере спроса, а общий объем реализации не изменяется.

Виды ценовой конкуренции:

  • конкуренция между продавцами однородной продукции (она понижает цену предлагаемых товаров);
  • конкуренция между покупателями в одной отрасли (повышает цену);
  • конкуренция между покупателями и продавцами;
  • межотраслевая конкуренция.

Эти два вида конкуренции могут и повышать, и понижать цену.

«Неценовая» конкуренция – конкуренция качества – одна из форм проявления цен.

На рис.32 графическая зависимость показывает, что снижение качества сопровождается снижением затрат и цены изделия.

Рис.32. Зависимость между ценой,
затратами на производство и качеством продукции

7.4. Виды цен и их применение.

В маркетинге используют следующие группы и виды цен.

Наиболее точными являются цены I группы, включающие цены фактических сделок и примыкающие к ним:

  • трансфертные цены;
  • биржевые котировки;
  • цены аукционов и торгов.

Трансфертные цены используют ТНК в ценовой политике на различных национальных рынках.

II группа цен используется для определения цен фактических сделок – это справочные цены:

  • цены, приведенные в статистических источниках;
  • цены предложений крупных фирм.

III группа цен включает цены для обслуживания внутреннего оборота:

  • оптовые;
  • розничные;
  • закупочные;
  • тарифы.

IV группа – мировые цены – цены экспортно-импортных операций. В развитых странах мировые цены ниже внутренних, в развивающихся – наоборот.

Регулирование цен – деятельность монополии или государства, направленная на установление определенного уровня цен, обеспечивающего максимальную прибыль и устойчивую конкурентоспособность.

Различают административное (прямое) и экономическое (косвенное) регулирование цен.

Государственное регулирование цен – система мероприятий, проводимых правительственными органами и направленных на сохранение или изменение существующих уровней цен отдельных товаров и общего уровня цен для устранения экономических и социальных противоречий.

К мерам административного государственного регулирования цен относят:

  • «замораживание» цен;
  • контроль цен предприятий-монополистов;
  • ценовые соглашения между правительством и монополией;
  • установление границ и диапазона цен.

Экономическое воздействие на цены осуществляется через:

  • мероприятия по обеспечению уровня прибыли – субсидии, кредиты, налоги, амортизация;
  • воздействие на издержки производства (изменение цен на сырье, установление льготных тарифов);
  • воздействие на спрос и предложение конкретных товаров;
  • государственные закупки у частных фирм.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: