В практике маркетинга используют следующие основные методы установления цен.
1. Издержки плюс надбавки (затратный, прейскурантный). (Рис. 33)
2. Метод может использовать полные и предельные издержки.
Преимущества:
· позволяет установить нижний предел цены;
· обеспечивает оптимальную выручку от продажи товара.
Недостаток – ориентация на затраты, а не на рыночный спрос.
3. Метод безубыточности характеризуется следующими этапами:
- оценка полных затрат при различных программах выпуска;
- прогноз выпуска на данный период времени;
- установление коэффициента прибыльности.
Преимущества;
- учет рыночных факторов;
- возможность варьирования цены при заданной норме прибыли.
Недостаток – необходимость построения функции спроса от цены.
3. Метод установления цены на основе ориентации на уровень конкуренции:
- метод текущей цены;
- метод запечатанного конверта (тендерное ценообразование).
Достоинства:
- учет факторов спроса;
- учет действия конкурентов.
Недостатки:
- действует на рынке с однородными товарами;
- необходимо наличие лидера с хорошей репутацией;
- ограниченные возможности влияния на цены.
4. Метод установления цены, исходя из ощущаемой ценности. (Рис. 33)
|
|
Основа установления цены – восприятие ценности товара покупателем, а не издержки продавца.
Рис. 33. Затратный метод и ценообразование на основе ценности.
Более дорогой товар воспринимается как более качественный, но модель «экономического» человека ценность товара связывает как с низкой ценой, так и его соответствием актуальным нуждам.
Достоинство метода – ориентация на потребительскую значимость и ценность товара.
Недостаток – возможность отклонений цены от осуществленных издержек.
5. Метод диапазона цен.
Основа метода – установление верхнего и нижнего предела цены, варьирование внутри диапазона.
Достоинства;
- возможность адаптации цен;
- достоверность оценки поведения покупателей.
Недостатки:
- несовершенство критерия эластичности;
- быстрое старение информации о реакции покупателей;
- возможность потери покупателя.
6. Метод согласования претензий партнеров по сбыту.
Сущность метода – установление фиксированной розничной цены.
Достоинство метода – возможность установления фиксированных цен на продукты питания, предметы первой необходимости.
Недостатки:
- невозможность учета рыночных факторов;
- ограниченность в варьировании издержками обращения и производства.